Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Законы Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Конституции перечислены также конституционные права и свободы граждан, которые могут быть ограничены при осуществлении уголовного преследования при проведении ОРМ или иных режимных мероприятий, для обеспечения безопасности других граждан (например, личный досмотр пассажиров перед посадкой в самолет). Однако следует понимать, что все зги ограничения могут быть осуществлены только на основании… Читать ещё >

Законы Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конституция. Государство, в котором высшей ценностью является человек, обязано признавать, соблюдать и всемерно защищать права, свободы и законные интересы личности и общества. Конституция занимает высшую ступень в иерархии нормативных актов (ч. 1 ст. 15) и служит правовой основой для любой отрасли права и законодательства, в том числе и для государственных институтов, осуществляющих правоохранительную деятельность.

Какие же положения Конституции оказывают непосредственное регулирование организации и деятельности всей правоохранительной системы нашего государства?

Во-первых, в гл. 7 Конституции «Судебная власть и прокуратура» раскрывается принадлежность и установление судебной власти и прокурорского надзора.

Из положений этого раздела Конституции следует, что судебная власть принадлежит исключительно судьям и осуществляется судами посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система РФ формируется Конституцией и федеральным конституционным законом. Здесь присутствует и важное уточнение: создание чрезвычайных судов на территории РФ не допускается.

Конституция определяет требования к кандидатам на должность судьей (ст. 119) и провозглашает основные гарантии их независимости (ст. 120, 121, 122). В отдельной норме (сг. 124) закреплен порядок финансирования судов, которое производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Конституция определяет высшие органы судебной власти: Конституционный Суд РФ (ст. 125) и Верховный Суд РФ (ст. 126). В частности в этих нормах содержаться конституционные положения о численности судей; об основных полномочиях высших судебных инстанций; о порядке их образования и упразднения; о процедуре назначения судей, наделения их полномочиями и т. д.

Охватывает Конституция и основные (принципиальные) положения относительно построения процессуальной технологии судебного рассмотрения и разрешения дел.

В ст. 123 Конституции говорится о том, что, но общему правилу, разбирательство дел во всех судах открытое; заочное (в отсутствии подсудимого) разбирательство уголовных дел в судах не допускается; судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Все возможные ограничения этих конституционных установлений допускаются только на основании федеральных законов, о чем также гласит Конституция.

Конституция, закрепляя в ст. 129 установления о прокурорском надзоре, придает значение прокуратуре, как правоохранительному органу, обеспечивающему надзор за соблюдением законности на всей территории РФ.

Во-вторых, принимая во внимание федеративное устройство нашего государства, Конституция, в ст. 71 и 72, четко разграничивает предметы ведения при организации и осуществлении правоохранительной деятельности и реализации полномочий судебной власти. Подобный подход позволяет избежать дублирования функций, а также противоречий и конфликтов при реализации полномочий между органами власти и государственными институтами различного уровня в осуществлении судебной и иной правоохранительной деятельности.

Статья 71 Конституции исключительно к ведению Российской Федерации применительно к правоохранительной деятельности относит: принятие и изменение Конституции, федеральных законов и контроль за их соблюдением; регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защиту нрав национальных меньшинств; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; учреждение и организацию судоустройства; прокуратуры; формирование уголовного, уголовно-исполнительного и процессуального законодательства; амнистию и помилование; гражданское законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; установление порядка прохождения федеральной государственной службы.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72) находятся: защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; административное, административно-процессуальное, законодательство об охране окружающей среды; формирование кадров судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат.

Из этих конституционных положений следует, что, например, ввести юридическую норму, определяющее то или иное деяние как уголовно-наказуемое и установить за его совершение уголовную ответственность, а также определить процессуальный порядок расследования преступления может только федеральная законодательная власть в лице Федерального Собрания РФ.

А вот определить перечень административных правонарушений и установить за их совершение ответственность может как федеральная законодательная власть, так и органы законодательной власти субъектов РФ. То же самое относится и к формированию организационной и кадровой политики судебных и других правоохранительных органов.

Создать или упразднить районный суд можно только на основании федерального закона, а наделить полномочиями судью районного суда может только своим указом Президент РФ. Эти вопросы находятся исключительно в компетенции федеральных органов законодательной или исполнительной власти.

Если же речь идет о мировых судьях, то их численность устанавливается федеральным законом, а назначаются и освобождаются от должности на основании закона субъекта РФ. Однако следует отметить, что в том и другом случае перед принятием системных и кадровых решений необходимо согласование между федеральным центром и субъектом.

В-третьих, в Конституции закреплены права и свободы человека и гражданина, которые как раз и должны охранять и защищать правоохранительные органы:

  • — каждый человек имеет право на жизнь (ст. 20);
  • — ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности, которое находится под охраной государства (ч. 1 ст. 21);
  • — никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ч. 2ст. 21);
  • — каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28);
  • — каждому гарантируется свобода мысли и слова, при этом запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ст. 29), и др.

По сути, все эти права и свободы принадлежат человеку от рождения, как говорят ученые-конституционалисты, «носят естественный и неотчуждаемый характер», т. е. являются абсолютными и не подлежат умалению ни при каких условиях.

В Конституции перечислены также конституционные права и свободы граждан, которые могут быть ограничены при осуществлении уголовного преследования при проведении ОРМ или иных режимных мероприятий, для обеспечения безопасности других граждан (например, личный досмотр пассажиров перед посадкой в самолет). Однако следует понимать, что все зги ограничения могут быть осуществлены только на основании закона и (или) по судебному решению.

К ним относятся следующие положения Конституции:

  • 1) личность неприкосновенна. Избрание меры пресечения в виде заключения под стражу и содержание под стражей допускаются исключительно по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 ч (сг. 22). Следует отметить, что избрание меры пресечения в виде домашнего ареста также осуществляется на основании судебного решения;
  • 2) каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (ст. 23);
  • 3) жилище является неприкосновенным. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (сг. 25);
  • 4) каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46).

В Конституции также существуют положения, носящие характер процессуальных гарантий прав и свобод участников судопроизводства. Эти положения оказывают основополагающее воздействие на формирование технологии уголовного, гражданского, арбитражного и административного процессов. К ним относятся:

  • 1) никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст. 47);
  • 2) обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ст. 47);
  • 3) каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощыо адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст. 48);
  • 4) каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ст. 49);
  • 5) никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания (ст. 50);
  • 6) никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (ст. 51);
  • 7) права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52);
  • 8) каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 51).

В-четвертых, должностные лица правоохранительных органов обязаны знать, что Конституция имеет прямое действие и применяется на всей территории РФ непосредственно (ч. 1 ст. 15 Конституции).

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 31.10.1995 № 8 разъяснил, что судам при рассмотрении уголовных дел следует применять Конституцию в качестве акта прямого действия, когда:

  • а) закрепленные нормой Конституции положения не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
  • б) суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории РФ до вступления в силу Конституции, противоречит ей;
  • в) суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции, находится в противоречии с положениями Конституции;
  • г) закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, противоречит Конституции, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

Если норма Конституции является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения.

При разрешении вопросов, связанных с регулятивной функцией конституционных норм, следует учитывать, что эти нормы по своему положению находятся на более высоком иерархическом уровне, чем отраслевые нормы. Поэтому законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны (и не могут) противоречить Конституции.

В-пятых, как справедливо отмечает В. П. Божьев, «…нельзя, однако, упрощать проблему прямого применения конституционных норм при производстве по уголовному делу. Далеко не все нормы в Конституции могут быть применены без их конкретизации, без установления в отраслевом законодательстве механизма их применения»[1].

Пример подобной конкретизации мы можем наблюдать при конструировании ряда нормативных положений УПК.

Так, нормы УПК (ч. 1 ст. 10 и ч. 2 ст. 94) восприняли конституционное положение о том, что согласно ст. 22 Конституции задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, без судебного решения, может иметь место на срок не более 48 ч.

Положение ст. 23 Конституции о том, что применение меры пресечения заключение под стражу и продление сроков содержания под стражей может осуществляться только по решению суда, что нашло свое отражение, соответственно, в нормах ст. 108 и 109 УПК.

В силу ст. 23 Конституции, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, ее осмотр и выемка в учреждениях связи могут осуществляться лишь на основе судебного решения. Этот процессуальный порядок нашел свое отражение в нормах ч. 1 ст. 13, ч. 2 ст. 29 и ст. 185 УПК.

Подобный же процессуальный порядок (судебное решение) предусмотрен нормами Конституции (ст. 25) и для контроля телефонных, телеграфных и иных переговоров граждан, что также нашло свое отражение в нормах ч. 1 ст. 13, ч. 2 ст. 29, ст. 186 УПК.

В силу ст. 25 Конституции никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Названное конституционное положение непосредственно нашло свое отражение и в нормах УПК (ст. 12, ч. 2 ст. 29 ч. 5 ст. 177).

Непосредственно в нормах УПК закреплен и конституционный принцип презумпции невиновности (ст. 49), а также следствия, из него вытекающие (ст. 14 УПК).

К числу процессуальных следует отнести и положения норм ч. 1 ст. 47, ст. 50 и 51, ст. 123 Конституции, которые в нормах УПК создали комплекс дополнительных процессуальных гарантий прав личности в уголовном процессе.

Несмотря на то что УПК непосредственно воспринял целый ряд конституционных норм, В. II. Божьев правильно обращает внимание на то, что Конституция остается действующим источником уголовно-процессуального права России, поскольку конституционные нормы:

  • 1) все еще сохраняют надобность в прямом применении при рассмотрении конкретных уголовных дел;
  • 2) определяют пределы деятельности законодательной власти при разработке и принятии новых федеральных законов о суде и уголовном судопроизводстве;
  • 3) позволяют разрешить на практике коллизии между законами, действовавшими до вступления в силу Конституции и принятыми после ее опубликования;
  • 4) дают возможность Конституционному Суду РФ в предусмотренных законом случаях проверить соответствие Конституции тех или иных норм УПК;
  • 5) способствуют деятельности Пленума Верховного Суда РФ по разъяснению уголовно-процессуального законодательства[2].
  • [1] Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник. М.: СПАРК, 1996.С. 27.
  • [2] Божьев В. П. Научно-практический комментарий к статье 1 УПК РФ // Уголовноеправо. 2002. № 1. С. 70.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой