Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст. 301 УК РФ)
В соответствии с п. 11 ст. 5 УПК РФ задержание подозреваемого — мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления. Являясь в определенном смысле кратковременным лишением свободы, она может применяться только в установленных законом случаях в целях… Читать ещё >
Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст. 301 УК РФ) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Дополнительно предусмотрев уголовную ответственность за квалифицированный вид этого преступления, основной его состав УК РФ оставил по существу без изменений: по ч. 1 ст. 301 — это заведомо незаконное задержание; по ч. 2 ст. 301 — заведомо незаконные заключение под стражу или содержание под стражей.
Объект преступления. Связывая понятие основного объекта рассматриваемого преступления с тем или иным видом общественных отношений (складывающимися в сфере правосудия, обеспечивающими его интересы и т. п.) либо непосредственно с самими интересами правосудия, установленным порядком осуществления правосудия и т. п., в юридической литературе часто высказывается мнение о необходимости выделения также дополнительного объекта, например, в виде конституционного права граждан на свободу и личную неприкосновенность. Считается, что в качестве потерпевшего от этого преступления может выступать любое физическое лицо.
Объективная сторона преступления. Как следует из ст. 301 УК РФ, указанное в ней деяние может выражаться: а) в незаконном задержании (ч. 1);
б) в незаконном заключении под стражу или незаконном содержании под стражей (ч. 2). В обоих случаях имеется в виду применение предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством мер процессуального принуждения.
В соответствии с п. 11 ст. 5 УПК РФ задержание подозреваемого — мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления. Являясь в определенном смысле кратковременным лишением свободы, она может применяться только в установленных законом случаях в целях пресечения преступной деятельности, предупреждения сокрытия подозреваемого от следствия и суда, воспрепятствования фальсификации доказательств и другим попыткам помешать достоверному установлению обстоятельств уголовного дела. В связи с этим незаконным задержанием должны признаваться действия, связанные с задержанием (избрание меры, ее исполнение), совершаемые при отсутствии основания для задержания (ст. 91 УПК РФ) либо с нарушением порядка (ст. 92 УПК РФ) или срока задержания (ст. 94.
УПК РФ). Незаконным является также задержание без согласия соответствующего иностранного государства лиц, пользующихся иммунитетом от таких действий в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ (ч. 2 ст. 3 УПК РФ). Понятием незаконного задержания могут охватываться и другие нарушения условий применения данной меры (например, содержащихся в ст. 449 УПК РФ).
Различая незаконное заключение под стражу и незаконное содержание под стражей ч. 2 ст. 301 УК РФ имеет в виду два разных деяния, связанных с применением меры процессуального принуждения. В первом случае деяние выражается в избрании и помещении лица под стражу при отсутствии указанных в законе оснований или с нарушением установленного порядка применения данной меры. Во втором случае в контексте ч. 2 ст. 301 УК РФ деяние должно толковаться не смысле п. 42 УПК РФ, согласно которому содержание под стражей — это пребывание лица в определенном федеральным законом месте, а в смысле принудительного удержания лица в таком месте. С позиций уголовно-процессуального законодательства незаконным содержанием под стражей может признаваться продолжение применения этой меры пресечения после истечения установленных законом сроков содержания под стражей, отпадения необходимости их применения и т. д.
Квалифицированным видом данного преступления является совершение любого из указанных в ст. 301 УК РФ деяний, повлекшего за собой тяжкие последствия. К ним могут относиться, например, последствия в виде самоубийства или покушения на самоубийство потерпевшего, причинения тяжкого вреда его здоровью.
Если незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей было сопряжено с совершением иных деяний, содержащих признаки самостоятельного состава преступления (привлечением заведомо невиновного к уголовной ответственности, фальсификацией доказательств по уголовному делу и др.), лицу должна вменяться совокупность преступлений.
Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей — преступление, имеющее формальный состав, в связи с чем оно является оконченным с момента совершения деяния.
Субъективная сторона преступления. Поскольку в ст. 301 УК РФ речь идет о заведомо незаконном совершении предусмотренных в ней деяний, то обязательным условием для признания их преступлением является наличие прямого умысла.
Субъект преступления — специальный. Им могут быть начальник органа дознания, дознаватель, следователь, прокурор, а в случаях незаконного содержания под стражей — также начальник места содержания под стражей[1].
Принуждение к даче показаний (ст. 302 УК РФ). По сравнению с ч. 1 ст. 179 УК РСФСР 1960 г., в которой уголовно наказуемым признавалось принуждение к даче показаний путем применения угроз или иных незаконных действий со стороны лица, производящего дознание или предварительное следствие, ч. 1 ст. 302 формулирует основной состав данного преступления более широко: принуждение подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля к даче показаний либо эксперта, специалиста к даче заключения или показаний путем применения угроз, шантажа или иных незаконных действий со стороны следователя или лица, производящего дознание, а равно другого лица с ведома или молчаливого согласия следователя или лица, производящего дознание.
Объект преступления. Большинство специалистов придерживаются мнения о необходимости выделения в данном преступлении двух — основного и дополнительного — объектов. Первый из них формулируется в четырех наиболее часто встречающихся вариантах: определенная (нормальная, законная и т. п.) деятельность органов дознания и предварительного следствия по получению достоверных доказательств; установленный (процессуальный) порядок получения доказательств; интересы правосудия; некоторый вид общественных отношений (в области правосудия, обеспечивающих интересы правосудия и т. п.). Второй — чаще всего как интересы (или здоровье, честь, достоинство, безопасность) указанных в ст. 302 участников процесса, а именно: а) подозреваемого — лица, признаваемого таковым в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 46 УПК РФ; б) обвиняемого — лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого или вынесен обвинительный акт (ч. 1 ст. 47 УПК РФ); в) потерпевшего — физического лица, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридического лица в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации (ст. 42 УПК РФ); г) свидетеля — лица, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний (ч. 1 ст. 56 УПК РФ); д) эксперта — лица, обладающего специальными знаниями и назначенного в порядке, установленном УК РФ, для производства судебной экспертизы и дачи заключения (ч. 1 ст. 57 УПК РФ); е) специалиста — лица, обладающего специальными знаниями, привлекаемого к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном УК РФ, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию (ч. 1 ст. 58 УПК РФ).
При этом данные участники уголовного процесса рассматриваются в качестве потерпевшего от преступления, предусмотренного ст. 302 УК РФ. Не признаются им иные участники процесса, в том числе переводчики.
Объективная сторона преступления. С точки зрения деяния она характеризуется принуждением указанных лиц к даче показаний (заключения) путем применения угроз, шантажа или иных незаконных действий.
Как и всякое иное, это принуждение предполагает определенного рода физическое или психическое воздействие. Помимо своей цели, которая, на наш взгляд, является частью субъективной стороны, оно имеет также внешние, объективные признаки. В этом ракурсе принуждение проявляется прежде всего как предъявление в той или иной форме требования о даче показаний (заключения). По смыслу ст. 302 УК РФ не образует состава данного преступления принуждение к отказу от дачи показаний (заключения) или совершению иных действий (например, выдачи при проведении обыска каких-либо предметов, опознания лица), поскольку дача показаний — это сообщение сведений на допросе, проводимом в установленном порядке.
Вместе с тем и само по себе требование о даче показаний (заключения) не может служить достаточным основанием для квалификации действий как принуждения, в том числе в смысле ст. 302 УК РФ. Помимо требования, объективная, внешняя сторона принуждения включает в себя также использование каких-либо способов принуждения. Согласно ст. 302 УК РФ ими могут быть угрозы, шантаж или иные незаконные действия. В данном случае под угрозами следует понимать такой способ принуждения, который выражается в высказывании намерения для достижения цели применить физическое насилие к самому допрашиваемому или его родным, избрать меру пресечения в виде содержания под стражей, ухудшить условия содержания под стражей и т. п.; под шантажом — одну из разновидностей угрозы, выражающейся в запугивании потерпевшего разглашением позорящих его или его родных сведений; под иными незаконными действиями — применение в отношении допрашиваемого наркотических средств или психотропных веществ, оставление арестованного без воды или нищи и т. д. Поскольку иные незаконные действия должны использоваться в качестве способа принуждения, то следует согласиться с мнением о том, что к их числу не могут относиться обман, подкуп, предоставление дополнительных свиданий и другие подобные действия.
Применение в качестве способов принуждения насилия, издевательств или пыток признается квалифицированным видом преступления (ч. 2 ст. 302 УК РФ). Под применением насилия принято понимать нанесение потерпевшему побоев, причинение вреда здоровью различной степени тяжести, убийство; если в результате принуждения наступили последствия в виде тяжкого вреда здоровью или лишения жизни потерпевшего, то лицо должно нести ответственность по совокупности преступлений. Издевательство означает глумление, унижение чести и достоинства лица, нанесение ему психических травм. В соответствии с примечанием к ст. 117 УК РФ пытка — это причинение физических или нравственных страданий в целях понуждения к даче показаний или иным действиям, противоречащим воле человека, а также в целях наказания либо в иных целях.
Преступление имеет формальный состав, в связи с чем оно должно признаваться оконченным с момента оказания принуждения, вне зависимости от того, были или не были получены в его результате показания указанных лиц или заключение эксперта.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. По смыслу ст. 302 УК РФ цель принуждения, применяемого к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, свидетелю или специалисту, склонение их к даче показаний, а в отношении эксперта — к даче заключения.
Субъект преступления — следователь или лицо, производящее дознание, а равно другое лицо, действующее с ведома или молчаливого согласия следователя или лица, производящего дознание.
- [1] По мнению некоторых авторов, субъектом данного преступления может выступатьтакже судья. Па наш взгляд, совершение такого деяния судьей должно квалифицироватьсяпо ст. 305 УК РФ.