Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методология и методы науки и учебного курса «История отечественного государства и права»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Из изложенного можно сделать вывод, что методология синтезирует теоретические основы наиболее целесообразных и эффективных общенаучных методов исследования и облегчает ученым их выбор. Методология истории государства и права разрабатывает принципы и средства добывания историко-юридических знаний о прошлом, систематизации и истолкования полученных данных с целью выяснения сущности исторического… Читать ещё >

Методология и методы науки и учебного курса «История отечественного государства и права» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Термин «методология» происходит от греч. metodos — путь исследования, познания и logos — учение. При всем разнообразии существующих в науке определений длительный период сохранялось представление, что методология — это совокупность организационных форм, технических приемов и способов исследования. При этом наиболее часто под методологией понималось учение о методах исследования. Некоторые ученые, в частности К. Д. Петряев!, считают, что такое определение является слишком упрощенным и формальным, оно ограничивает роль методологии и упускает указание на ее источник и содержание. С их точки зрения, методология — это система таких важных аспектов мировоззрения и теории, которые в своей совокупности составляют исследовательские принципы науки.

Методология в широком смысле — учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

В таком понимании методология является необходимым компонентом всякой деятельности, поскольку последняя становится предметом осознания, обучения и рационализации. Основной функцией методологического знания является внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта.

В литературе под методологией обычно понимают, прежде всего, методологию научного познания, т. е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования — его объекта, предмета анализа, задачи исследования (или проблемы), совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения[1]

исследователя в процессе решения задачи[2]. Таким образом, вводя понятие методологии, мы фактически различаем два типа знания — знание о мире и знание о знании (или, точнее, о познании). Первое указывает на то, что познается, второе — каким образом достигается знание о мире.

Представитель болгарской науки Н. Стефанов сформулировал методологические принципы научного исследования следующим образом:

  • 1) они являются средством, с помощью которого реализуются требования научного анализа, направленного на решение данного задания;
  • 2) теоретическое обоснование подобных принципов выходит за границы, задачи и возможности соответствующей науки, в которой они используются;
  • 3) каждый такой принцип представляет то или другое теоретическое знание, что играет роль метода [3].

Методологический подход Н. Стефанов определяет как «совокупность (систему) принципов, которые определяют общую цель и стратегию соответствующей деятельности»[4]. Э. Г. Юдин и И. В. Блауберг рассматривают методологический подход как «принципиальную методологическую ориентацию исследования, как точку зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования»[5]. Согласно А. Петрову в качестве общенаучной категории, это понятие имеет два значения:

  • 1) исходный принцип, исходная позиция, основное положение или убеждение, составляющее основу исследовательской деятельности;
  • 2) направление изучения объекта (предмета) исследования[6].

Из изложенного можно сделать вывод, что методология синтезирует теоретические основы наиболее целесообразных и эффективных общенаучных методов исследования и облегчает ученым их выбор. Методология истории государства и права разрабатывает принципы и средства добывания историко-юридических знаний о прошлом, систематизации и истолкования полученных данных с целью выяснения сущности исторического процесса и реконструкции его во всей конкретности и целостности.

Единой методологии истории отечественного государства и права нет и быть не может, поскольку различие в главном создается разным пониманием природы общественного и, соответственно, государственно-правового развития, т. е. зависит от мировоззрения, определяясь через него — прямо или опосредствованно — интересами определенного класса. Поскольку закономерности историко-юридического исследования по-своему воспроизводят закономерности самой истории отечественного государства и права, постольку теория исторического процесса и теория исторического познания взаимосвязаны, в определенной мере переходят друг в друга.

К числу коренных проблем методологии истории отечественного государства и права относятся:

  • — предмет и границы историко-юридической науки, соотношение ее с другими отраслями научного знания;
  • — проблема познаваемости и объективный критерий истины в исследовании прошлого;
  • — понятия как основное средство познания и непосредственный предмет исследования, воспроизводящий историческую действительность;
  • — исторический факт и его место в реконструкции прошлого;
  • — специфичность историко-юридического исследования, последовательность и взаимосвязь его ступеней и форм и др.

Как представляется, данные посылки достаточно полно отображают содержание рассмотренной категории.

  • [1] Петряев К. Д. Вопросы методологии исторической науки. 2-е изд. перераб. Киев: Вищашк., 1976. С. 177.
  • [2] 2 См.: Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. С. 30—31.
  • [3] См.: Стефанов И. Теория и метод в общественных науках: пер. с болг. И. С. Морозова ;общ. ред., послесл. А. В. Гулыги. М.: Прогресс, 1967. С. 209—212.
  • [4] Стефанов Н. Мультипликационный подход и эффективность: пер. с болг. М.: Прогресс, 1976. С. 27.
  • [5] Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. С. 74.
  • [6] Петров А. Основные концепты компетеитиостиого подхода как методологическойкатегории // Alma mater. 2005. № 2. С. 54—58.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой