Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конфликты в нашей жизни

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Очень важно объяснить школьникам, что часто мы при решении таких конфликтов руководствуемся ложными нормами (например, в случае с Колей — опасениями быть обвиненными в «стукачестве»). Однако когда речь идет о противоправных действиях (избиение одноклассников п т.д.), которые могут причинить вред жизни и здоровью, необходимо привлекать на помощь авторитетных взрослых. Они помогут разрешить… Читать ещё >

Конфликты в нашей жизни (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цель: сформировать у школьников представление о конфликтах и возможных моделях поведения в них — развитие конфликтной компетентности.

Задачи:

  • • осознание конфликта как формы развития взаимоотношений и как проблемы, которую необходимо разрешить;
  • • осознание взаимозависимости, формирование чувства безопасности, доверия и взаимной ответственности;
  • • формирование установок на альтруистическое поведение; желание оказывать и принимать помощь;
  • • развитие способностей вербального выражения чувств поддержки и одобрения;
  • • формирование конструктивных моделей управления конфликтами;
  • • осознание различий в поведении (своем и других людей) в конфликтных ситуациях и знакомство с различными стратегиями выхода из конфликта, которые могут быть обусловлены различиями между культурами.

Советы тренеру.

Занятие следует начинать с определения сложного и неоднозначного понятия «конфликт». Тренер должен рассказать участникам группы доступным для их возраста языком, что о конфликте мы говорим тогда, когда встречаемся с восприятием несовместимости интересов двух сторон либо с убеждением в том, что их цели не могут быть достигнуты одновременно. Далее рассматриваются основные типы конфликтов — внутриличностный, межличностный (между двумя и более людьми), межгрупповой (между группами — этническими, конфессиональными, профессиональными и т. п.). Как отмечает ведущий отечественный специалист в области психологии конфликтов Н. В. Гришина, теоретическая и практическая части обучения по этой теме четко не разделяются, «теоретические рассуждения снабжаются примерами, на которых часто строится обучение навыкам разрешения конфликтов»[1].

Школьники должны также осознать, что «конфликты существуют, они правомерны, и избежать их невозможно, так как каждый человек имеет свои собственные интересы, которые он вправе отстаивать»[2]. Чаще всего конфликт благополучно улаживается к обоюдному удовольствию вовлеченных в него сторон без особых обид и вражды. Более того, конфликты имеют положительные свойства: сигнализируя об объективных противоречиях, они являются источником развития как отдельного индивида, так и отношений между людьми. Однако обострение конфликта способно нанести людям, вовлеченным в него, большой ущерб и иметь самые пагубные последствия.

I ЭТАП. Конфликты в нашей жизни.

Упражнение «Рука дающая и принимающая».

Цель: осознание взаимозависимости, формирование установок на альтруистическое поведение.

Участники тренинга встают в круг. Желательно, чтобы участников было четное количество (чтобы каждый имел возможность найти себе пару). В противном случае тренер также участвует в этом упражнении.

Тренер показывает ученикам руку, обращенную ладонью вверх («принимающая» рука), а потом — ладонью вниз («дающая» рука) и дает инструкцию: «Сейчас каждый из нас должен подумать и решить: что я больше люблю и предпочитаю делать — давать или принимать (подарки, отношение и т. д.). По моему сигналу те, кто больше любит давать, протянут правую руку ладонью вниз, а те, кто больше любит принимать — ладонью вверх. После этого каждый из нас постарается найти дополнительную к своей руку: дающая рука ищет принимающую, а принимающая — дающую. Посмотрим, сколько у нас образуется пар и какие руки останутся без пары. Начали!».

Обсуждение.

Рекомендуется обсудить такие вопросы.

  • — Почему вы выбрали «дающую» или «принимающую» руку?
  • — Легко ли вам удалось найти дополнительную к своей руку?
  • — Какие руки остались без пары (если остались)? Как вы думаете, почему?
  • — Что вы чувствовали, когда нашли (или не нашли) парную руку?

Советы тренеру.

В конце дискуссии рекомендуем обсудить с участниками следующие вопросы.

  • — Знаете ли вы, какая группа крови может переливаться всем людям? (Люди с первой группой крови — универсальные доноры.)
  • — Люди с какой группой крови могут принимать кровь любой группы? (Четвертая группа — универсальный реципиент — принимающий.)
  • — Знаете ли вы, какие группы крови имеют люди на нашей планете? Каково процентное соотношение этих групп? (первая группа — 47%, вторая — 41%, третья — 9%, четвертая — 3%).
  • — Как вы думаете, о чем этот факт говорит?

В ходе этого обсуждения желательно выйти на осознание того, что человечество — единый социальный организм, все люди зависят друг от друга и нуждаются друг в друге. У каждого из нас всегда найдется, чем поделиться с другим человеком, а у другого человека есть то, в чем нуждаемся мы сами. Важно знать и понимать, что от нас может зависеть жизнь и благополучие других людей, их хорошее настроение, и поэтому важно предлагать и делиться тем, что мы имеем, с другими людьми, помогать им в их проблемах и затруднениях, какими бы малыми ни казались наши возможности. Важно хотеть помочь. Также важно уметь попросить о помощи, когда вы в ней нуждаетесь, и верить, что люди вам в ней не откажут. Только вместе мы сможем справиться с любой бедой и найти выход из любого затруднения.

Упражнение «Доверительное падение».

Цель: осознание взаимозависимости, формирование чувства безопасности, доверия и взаимной ответственности.

Инструкция: «Сейчас нам предстоит выполнить упражнение, которое покажет, насколько мы можем доверять группе и насколько группа готова создать чувство безопасности самым смелым из нас. Добровольцам, которые хотят испытать себя в свободном падении на руки группы, предстоит упасть спиной на наши сцепленные руки. Для этого 8—10 человек разделятся на пары и встанут двумя шеренгами напротив друга, крепко соединив руки с партнером напротив. Добровольцы встают спиной к группе ловящих и падают по очереди из вертикального положения, не сгибая ноги в коленях. Падать можно с разной высоты: из положения „стоя на полу“, „стоя на стуле“. Задача группы — принять падающего на крепко сцепленные руки. В момент соприкосновения падающего с руками ловящих, им надо немного опустить руки, „спружинить“, смягчив приземление. Если падающий стартует из положения „стоя на полу“, то ловящим следует присесть. Падающему следует держать руки „по швам“, а всем участникам обязательно снять с рук часы, браслеты, кольца, все, что может травмировать».

Советы тренеру:

  • • данное упражнение можно проводить со школьниками старше 13— 14 лет;
  • • тренеру необходимо специально подчеркнуть, что он гарантирует безопасность всех участников;
  • • важно проследить, чтобы наиболее сильные участники встали в третью, четвертую и пятую пары цепочки, на которые придется наибольшая нагрузка; важно, чтобы пары принимающих не стояли плотно друг к другу;
  • • если вы не уверены в физической силе участников, следует встать самому в одну из основных (3—4) пар и помочь подхватить падающего участника;
  • • падающий должен стоять максимально близко к цепочке принимающих;
  • • следует позволить участникам обсуждать, как лучше сцепить руки, кто куда должен встать и т. п.;
  • • следует отнестись с пониманием к тем, кто в последний момент испугается, и не допускать обидных реплик и упреков в адрес отказавшегося со стороны участников группы;
  • • после падения одного-двух человек обычно появляется много желающих получить этот опыт, и вы можете дать им эту возможность, подчеркнув важность запоминания своих ощущений и переживаний;
  • • желательно запомнить реплики и действия участников, чтобы потом прокомментировать их как форму проявления заботы о падающем, о его безопасности;
  • • после окончания упражнения следует обсудить чувства и полученный опыт участников группы (как «ловивших», так и «падавших»). В процессе обсуждения желательно вывести группу на осознание положительных эмоций при преодолении страха, проявления доверия к группе. Важно отметить, что это — взаимный процесс.

Вопросы для обсуждения.

Какие чувства испытывали падающие во время старта, полета, приземления?

Как падающим удалось преодолеть страх? Какие слова они себе говорили?

  • — Как изменилось отношение к группе тех, кто испытал полет?
  • — Какие чувства испытывали ловившие в ожидании падения и после того, как они приняли в свои руки товарища?
  • — Что хочется участникам группы изменить в этом упражнении? (При успешном проведении упражнения группа просит, как правило, дать возможность испытать этот опыт всем желающим, а также увеличить высоту падения.)

Упражнение «Личность в конфликте».

Цель: осознание различий в поведении людей в конфликтных ситуациях.

Материалы: карточки с заданиями (см. Приложение 6), бумага для выполнения заданий.

Группа располагается полукругом, перед ней ставятся стол и стулья.

Тренер предлагает 4—5 участникам группы выйти за дверь и быть готовыми решать несложные арифметические задачи. Условно их можно назвать «математики».

Оставшимся в комнате участникам группы тренер дает следующую инструкцию'. «Сейчас ушедшие за дверь ребята будут по одному входить, садиться за стол и решать предложенные задачи. 2—3 человека подойдут к столу и будут организаторами помех, мешая выполнять задания. По моей команде работа закончится, и решавший расскажет нам о своих чувствах во время выполнения задания. Наша задача — внимательно следить за поведением „математиков“, проявлением их эмоциональных состояний, выслушать их рассказы и запомнить их реакции».

Инструкция организаторам помех: «Вам надо встать или сесть рядом с решающим задачу и стараться отвлекать его от работы — шутить, комментировать его действия, громко разговаривать между собой. При этом ни в коем случае не следует оскорблять человека. Уместными могут быть, например, такие фразы: „Да, задачка сложная. Не каждому по зубам“, „Неправильно ты понял, не так все“ „Как ты себя чувствуешь?“, „Как спал?“, „Что ел на завтрак?“, „Смотрел ли вчера футбол?“, „Что делаешь после уроков?“ „Где купила такую красивую заколку (бант и т. п.)?“».

Инструкция «математикам» (дается за дверью): «Вас, но очереди будут приглашать в комнату и предлагать для решения несложные задачи. Условия, в которых вам придется работать, будут не совсем обычными. Ваша задача — выполнить работу и рассказать группе о том, как вы себя чувствовали, решая задачи, что вам помогало и мешало идти к цели, как вы преодолевали помехи». Важно, чтобы работающий ощутил конфликт между желанием решить задачу и необходимостью реагировать на помехи.

Задания (по одному на каждой карточке) тренер выдает «математику». Начинать надо с самых простых задач. Если тренер видит, что задачи успешно решаются, необходимо давать более сложные задачи и при необходимости усиливать давление на «математика». Важно добиться от «математика» проявления реакции на неудачу и помехи. Тренер сам определяет момент, когда следует прекратить выполнение заданий.

После того, как все «математики» закончат выполнение заданий, группа садится в круг и обсуждает их поведение, реакции и рассказы о том, что они чувствовали. Задача тренера вывести участников на осознание того, что в конфликтной ситуации люди ведут себя по-разному и испытывают разные чувства.

Если «математики» вели себя однотипно, можно разделить группу на подгруппы по 3—4 человека и предложить им представить иные варианты поведения людей в подобных ситуациях (например, спросить участников группы, как бы они сами повели себя, оказавшись в роли «математика»).

Затем группа садится в круг, выслушивает результаты работы каждой подгруппы и обсуждает возможные реакции людей на конфликты, особенности самочувствия в конфликтной ситуации.

Вопросы для обсуждения.

Какие чувства чаще всего испытывали наши «математики», сталкиваясь с помехами при выполнении задания?

Какие чувства обычно возникают у вас в похожих ситуациях?

  • — Какие чувства возникали у вас, когда вы наблюдали ситуации с «математиками»? (желание помочь, сочувствие, злорадство и т. п.)?
  • — Как отличается ваша реакция на конфликт, если в него включены сверстники, учителя, родители?
  • — Как бы вам хотелось вести себя в конфликте? Приведите примеры, достойные подражания.

Советы тренеру.

В группу «математиков» необходимо включать школьников, которые, на ваш взгляд, по-разному поведут себя в конфликтных ситуациях. Ваш выбор должен основываться на результатах наблюдения за участниками на предыдущих занятиях.

В группу «организаторов помех» следует включать активных, инициативных участников.

Можно написать на листе ватмана все выявленные переживания и реакции участников и подвести группу к осознанию многообразия реакций на конфликт.

Следует обязательно поблагодарить всех «математиков», отметив их смелость и важный вклад в исследовательскую работу группы.

Важно в этом упражнении не перейти на анализ способов разрешения конфликтов. Следует ограничиться осознанием наличия различий в поведении людей в конфликтных ситуациях.

Упражнение «Конфликт внутри нас».

Цель: осознание конфликта как проблемы, которую необходимо разрешить, знакомство с различными стратегиями выхода из конфликта, которые могут быть обусловлены различиями между культурами.

Группа делится на подгруппы по этническому признаку, каждая подгруппа получает описание ситуаций из жизни школьников (см. Приложение 7.1).

Тренер дает инструкцию: «В нашей жизни довольно часто возникают ситуации, когда мы стоим перед выбором: как поступить? Сейчас каждый из вас получит описание подобных ситуаций, которые могут происходить в школе, в семье, в общении с друзьями. Сначала каждый участник на отдельном листе напишет, как бы он сам поступил в такой ситуации. Потом в своей подгруппе вы сравните свои ответы, обсудите их и выберите тот ответ, с которым согласны все (или большинство). Если вы не сможете выбрать один ответ, выберите два. Подготовьте объяснения, почему вы выбрали тот или иной ответ. Потом вы представите ваши варианты всей группе, и мы все вместе обсудим их».

Вопросы для обсуждения.

  • — Какие чувства вызвали у вас эти ситуации?
  • — Была ли в вашем опыте сходная ситуация, когда вы колебались (сомневались, «раздваивались») при принятии важного решения?
  • — Считаете ли вы такой внутренний конфликт нормальным?
  • — Что вы чувствовали, когда два разных желания внутри вас вступали в конфликт?
  • — Какие решения вам кажутся наилучшими? Почему?
  • — Есть ли этнокультурные различия в предложенных решениях? Как вы думаете, чем они обусловлены?

Советы тренеру.

Очень важно объяснить школьникам, что часто мы при решении таких конфликтов руководствуемся ложными нормами (например, в случае с Колей — опасениями быть обвиненными в «стукачестве»). Однако когда речь идет о противоправных действиях (избиение одноклассников п т.д.), которые могут причинить вред жизни и здоровью, необходимо привлекать на помощь авторитетных взрослых. Они помогут разрешить конфликт и защитить более слабых. В этом случае выбор в пользу защиты обижаемых более морален и оправдан, чем умалчивание и попытка справиться своими силами (например, дракой). Во многих традиционных культурах распространены обычаи привлечения посредников — более опытных, старших товарищей, родственников, учителей, признанных моральных авторитетов, который необходимо также использовать как очень полезный в подобных случаях. В таких культурах предание публичной огласке недостойного поведения человека способно вызвать стыд как основной регулятор морального поведения.

В случае с Ирой возможно и другое решение — попытка напрямую поговорить с ней, обратиться к ее совести. Если это подействует, никому не рассказывать о ее проступке. В любом случае следует направлять дискуссию так, чтобы урегулирование конфликта происходило в пользу выбора наиболее нравственного решения (наименьший вред для всех участников конфликта, сохранение отношений, моральное развитие личности).

Упражнение «Послание поддержки».

Цель: формирование установок на альтруистическое поведение; развитие навыков вербального выражения поддержки.

Инструкция-. «В жизни каждого из нас бывают трудные минуты, тяжелые переживания. Не всегда рядом оказывается друг или близкие люди, которым можно доверять. А слов одобрения и поддержки порой так не хватает. Пусть каждый из нас представит незнакомого человека, которому сейчас тяжело и напишет ему теплое послание из нескольких предложений. Это не ваш родственник, друг или подруга. Ваши слова должны быть обращены просто к человеку, которому плохо».

Советы тренеру.

Если вы почувствуете, что у участников есть вопросы, можно подсказать им несколько типичных выражений, например, «держись», «не падай духом», «ты справишься» и т. п. Однако следует посоветовать избегать дословного отражения в посланиях этих выражений.

Следует приготовить красивую коробку, в которую участники сложат свои послания (она будет открыта в конце занятия, перед ритуалом прощания).

II ЭТАП. Стратегии урегулирования конфликтов.

Упражнение «Стратегии выхода из конфликта».

Цель: сформировать у школьников представление о возможных стратегиях выхода из конфликта.

Тренер рисует на доске или показывает изображенную на ватмане модель, в которой представлены основные стратегии поведения (рис. 10.1), выбираемые участниками конфликта. В ее основе лежит «модель двойной заинтересованности»: заинтересованности в собственном успехе и заинтересованности в успехе другого.

Модель стратегий поведения.

Рис. 10.1. Модель стратегий поведения.

Тренер делит группу на подгруппы по этническому признаку и дает следующую инструкцию: «Вы должны выбрать животных, которые, с вашей точки зрения, используют ту или иную стратегию выхода из конфликта из данных пяти вариантов. Вспомните уроки биологии, литературы (например, басни). Перерисуйте на лист бумаги модель, которую вы видите на доске, и впишите рядом с каждой стратегией название подходящего, на ваш взгляд, животного.

Затем под руководством тренера группа пытается прийти к единому мнению, вписав в модель, изображенную на доске, названия животных, наиболее соответствующих каждой стратегии (например, сотрудничество — дельфин, избегание — черепаха, компромисс — лиса, соперничество — акула и т. п.).

Однако единство мнений может и не быть достигнуто. В этом случае необходимо обратить внимание школьников на то, что у представителей разных культур одна и та же стратегия поведения участников конфликта может ассоциироваться с разными животными.

И, наконец, детей просят вспомнить реальные конфликтные ситуации, участниками которых они были. «Стиль поведения какого животного ты использовал, когда вступал в конфликт с младшим братом/сестрой, отцом, матерью, учителем, другом, одноклассником? Почему?».

Советы тренеру.

После того, как дети закончат выполнение задания, следует более подробно, но на доступном для того или иного возраста уровне ознакомить обучаемых с проблемой поведения людей в конфликтных ситуациях и со способами выхода из конфликта, которые они используют. Вернувшись к рассмотренной ранее модели, тренер анализирует основные стили поведения, различающиеся в зависимости от ориентации участника конфликта на достижение своих собственных целей и (или) ориентации на достижение цели другой стороной.

Высокий уровень заинтересованности участника конфликта лишь в собственных успехах проявляется в наступательной стратегии соперничества, которая означает любые попытки урегулировать конфликт на своих условиях без учета интересов другой стороны. При этом могут использоваться разные методы: от попыток настоять на своем, уговорить, доказать свою правоту до более «жесткого» давления — угроз, запугивания наказанием и т. п.

Когда высокий уровень заинтересованности в собственных успехах сочетается с высоким уровнем заинтересованности в успехах другой стороны, участник конфликта для его урегулирования прибегает к стратегии сотрудничества. Он встает на путь разрешения проблемы и прилагает усилия, чтобы прийти к взаимовыгодному для двух сторон решению, впрочем, не отказываясь от своих притязаний. Это способ урегулирования конфликтов, при котором участники приходят к решению, полностью удовлетворяющему интересы обеих сторон.

Слабая заинтересованность в собственных успехах в сочетании с сильной заинтересованностью в успехах другой стороны проявляется в стратегии уступок, при которой стороны идут на снижение своих притязаний, приносят в жертву собственные интересы ради интересов других. Однако эта стратегия не всегда означает полную капитуляцию — уступки могут быть и частичными.

Стратегия избегания конфликта свидетельствует о том, что сторону мало волнуют как собственные успехи, так и успехи другой стороны. В этом случае участник конфликта ничего не будет предпринимать в надежде, что все решится само собой.

К этим четырем стратегиям часто добавляют еще одну — стратегию компромисса. Отличие этой стратегии от остальных до настоящего времени не определена достаточно четко: некоторыми авторами она рассматривается как вариант сотрудничества, другие обращают внимание прежде всего на то, что к согласию в этом случае приходят при помощи уступок. Но в любом случае результаты исследований показывают, что компромиссный стиль следует помещать между стратегиями сотрудничества и уступок, от соперничества и избегания он отстоит гораздо дальше. Видимо, стратегия компромисса является результатом сильной заинтересованности одной стороны в успехах другой в сочетании с умеренной заинтересованностью в своих собственных успехах.

Впрочем, достаточно часто стороны конфликта не могут или нс хотят использовать ни одну из перечисленных стратегий. В таких обстоятельствах к управлению конфликтом привлекается третья сторона — посредник. Урегулирование конфликта благодаря вмешательству посредника считается — наряду с сотрудничеством в разрешении проблемы — одной из его конструктивных форм. В последние годы во многих странах уделяется большое внимание подготовке «школьных посредников» — учеников, обученных для помощи спорящим индивидам или группам с целью решения проблемы.

Упражнение «Межкультурный конфликт в школе».

Цель: осознание различий в поведении (своем и других людей) в конфликтных ситуациях и знакомство с различными стратегиями выхода из конфликта, которые могут быть обусловлены различиями между культурами.

Тренер разбивает группу на смешанные по этнокультурному признаку подгруппы (см. Приложение 7.2). Детям дается инструкция'. «В теме „Культурный ассимилятор“ приводились потенциально конфликтные ситуации, обусловленные тем, что их герои не знали особенностей другой культуры. Вы учились давать объяснения поведения людей исходя из особенностей их культуры. А сейчас мы с вами попробуем урегулировать конфликты, которые могут возникнуть в межкультурном общении. Сейчас я раздам вам описания одной из ситуаций культурного ассимилятора. Каждая группа должна подобрать наилучший, с ее точки зрения, способ урегулирования конфликта, возникшего между персонажами ситуации, а затем объяснить свой выбор всем нам».

Вопросы для обсуждения.

  • — Какие варианты разрешения конфликта вы предпочли в этом случае? Почему?
  • — Нужен ли посредник в этом конфликте? Если да, то какова его роль?
  • — Какие варианты разрешения конфликта еще возможны? Опишите их сильные и слабые стороны.
  • — Были ли аналогичные конфликты в вашей жизни? Если можно, расскажите о них.
  • — Как вы их разрешали?
  • — Как помогает в разрешении конфликта знание культурных особенностей его участников?

Советы тренеру.

Школьники должны осознать, что представители разных народов могут предпочитать различные стратегии выхода из конфликта, что необходимо учитывать при межличностном взаимодействии. Детям необходимо привести яркие примеры подобных межкультурных различий. Например, можно использовать пример JI. Н. Гумилева о стереотипе поведения, которые продемонстрируют представители разных народов, если в трамвай, в котором они едут, войдет буйный пьяный. Напомним, но мнению Гумилева, грузин «схватит обидчика за грудки и попытается выбросить его из вагона», немец начнет звать полицию, татарин предпочтет уклониться от участия в конфликте, а русский может сказать «несколько сакраментальных слов», но скорее всего пожалеет пьяного и усадит его на свое место. Иными словами, грузин продемонстрирует стратегию соперничества, татарин — избегания конфликта, русский пойдет на уступки, а немец прибегнет к помощи посредника.

К настоящему времени проведено множество психологических исследований, результаты которых свидетельствуют, что представители коллективистических культур стремятся либо уклониться от конфликта, либо уступить другой стороне, чтобы поддержать гармонию в группе. Например, в эмпирическом исследовании стратегий выхода из конфликта, проведенном под руководством одного из авторов пособия, было выявлено, что в дружеском общении русские студенты предпочитают пассивные стратегии, отражающие низкий уровень заинтересованности в собственном успехе (уступки и избегание), активным стратегиям, отражающим высокий уровень заинтересованности в собственном успехе (сотрудничество п соперничество). В отличие от них для представителей более индивидуалистической — американской — культуры характерны активные способы разрешения конфликтов: сотрудничество и конкуренция, причем как в деловом, так и в дружеском общении.

В целом в коллективистических культурах, о чем свидетельствуют результаты эмпирических исследований, в большей степени обнаруживается стремление либо учесть интересы другой стороны, либо избежать конфликта. Так, японцы часто стараются использовать обходные пути (попытаться внушить определенные мысли, снискать расположение, произвести впечатление, умиротворить противную сторону).

Впрочем, необходимо учитывать, что отмеченные особенности поведения членов коллективистических культур проявляются при взаимодействии и с представителями своей группы. Если возник конфликт с членами чужой группы, то уйти от него коллективисты не стремятся. В этом случае у них зачастую проявляется даже большая склонность к конкуренции, чем у индивидуалистов.

Обучаемые должны также осознать, что культурно обусловлена и роль посредника. Например, китайцы предпочитают использовать посредничество в большей степени, чем американцы. Китайцы полагают, что посредники, прежде всего влиятельные лица, снимают враждебность, существующую между спорящими, а американцы привыкли рассчитывать на собственные силы. В традиционной русской культуре также придавалось большое значение третьей стороне конфликта, не случайно крылатыми словами стала цитата из стихотворения Н. А. Некрасова «Забытая деревня»: «Вот приедет барин — барин нас рассудит».

Вместе с тем ход обсуждения должен привести школьников к пониманию того, что любой межличностный конфликт между представителями разных этнических общностей должен и может быть разрешен, причем стремиться необходимо к сотрудничеству, т. е. выработке такого решения проблемы, которое бы объединяло противоположные позиции или, в крайнем случае, к компромиссу между ними.

Перед ритуалом прощания тренер предлагает участникам сесть в круг на расстоянии друг от друга и дает инструкцию'. «Сейчас я открою коробку с посланиями и подойду к каждому из вас, п вы возьмете из коробки любое послание. Если кто-то обнаружит, что он получил собственное послание, молча поднимите руку. Я подойду, и мы сделаем обмен. После прочтения посланий вы можете оставить их себе».

Ритуал прощания.

Инструкция: «Мы все становимся в круг. Первый участник протягивает обе руки вперед, ладонями вверх. При этом он говорит любое краткое пожелание группе. Следующий, стоящий рядом, участник повторяет те же действия и говорит свое пожелание. При этом одна его рука должна соприкасаться с ладонью соседа. Эти действия повторяют все по очереди, пока весь круг не будет замкнут, а руки участников нс образуют соцветие».

Когда круг замкнется, тренер может сказать: «У нас получился общий цветок из наших рук, тепло которых мы ощущаем. Пусть каждый возьмет образ этого живого цветка с собой домой. Его мысленно можно даже в вазу поставить как память о нашей совместной работе».

  • [1] Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2000. С. 428.
  • [2] Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М., 1995. С. 28.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой