Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Закон [lex. 
Римское частное право

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Законы периода империи. Естественный ход развития римского государства требовал сосредоточения законодательной власти в руках одного лица — принцепса (императора). Однако первоначально принцепс был республиканским должностным лицом, и как таковой он не являлся законодателем, а лишь обладал магистратским империем {imperium) — т. е. высшей и неделимой распорядительной властью, включавшей в себя… Читать ещё >

Закон [lex. Римское частное право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Законы периода Республики. Lex — термин, применяемый в римском праве для обозначения закона. В республиканскую эпоху закон принимался главным образом в форме плебисцита, т. е. решения народа на трибутных, центуриатных или куриатных комициях. Для принятия нового закона требовалось прохождение двух стадий.

Первая стадия: законодательная инициатива и создание законопроекта — rogado legis; это могли сделать не все граждане Рима и даже не все должностные лица, а только магистрат с империем (cum imperio; к таковым относились консулы, преторы и диктаторы) либо народные трибуны; инициатор разрабатывал письменный проект, который у римлян назывался «испрошением закона» — rogatio legis, поскольку он не давался народу, а испрашивался у народа; текст законопроекта выставлялся на форуме для всеобщего ознакомления (promulgatio, промульгация, дословно «обнародование»); инициатор законопредложения должен был его промульгировать не позднее чем за три недели.

Ctritium nundinum, т. е. «за три рыночных дня») до народного собрания, на котором предполагалось принять эту рогацию; выставленный на форуме текст был окончательным и никаким изменениям более не подлежал.

Вторая стадия: голосование народа по куриям, центуриям либо трибам — suffragium; рядовые члены народного собрания не могли принимать участие в обсуждении законопроекта[1]; каждый голосующий должен был выразить свое решение предельно четко: либо в форме «uti rogas» — «как ты испрашиваешь, [пусть так и будет]», либо «antiquo legem» — «стою на старом законе»; другими словами, рогация, предложенная магистратом, либо принималась, либо отвергалась, но не изменялась на комициях.

Концептуально этот законодательный алгоритм определялся правилом, зафиксированным уже в XII таблицах: «Все, что народ постановляет, имеет силу закона» (Тит Ливий. VII. 17. 12). С переходом к имперской эпохе институт комиций начал деградировать, а законодательная деятельность народных собраний очень быстро сокращаться. Уже к концу I в. н.э. комиции собираются крайне редко. По этой причине сам институт закона {lex) неизбежно должен был принять иную форму, а законодательная функция от народа перейти к другим государственным институтам — к сенату и принцепсу.

Законы периода империи. Естественный ход развития римского государства требовал сосредоточения законодательной власти в руках одного лица — принцепса (императора). Однако первоначально принцепс был республиканским должностным лицом, и как таковой он не являлся законодателем, а лишь обладал магистратским империем {imperium) — т. е. высшей и неделимой распорядительной властью, включавшей в себя: (i) право созывать и командовать легионами с возможностью праздновать триумф; (И) полицейскую власть с правом применять репрессии к тому, кто сопротивляется или оспаривает его приказ; (iii) юрисдикцию, т. е. судебную власть в уголовной и частноправовой сфере и руководящую деятельность вообще в судебной области; (iv) право созывать и председательствовать в сенате и в комициях, а, значит, возможность ставить на голосование свои предложения в этих органах (т.е. право законодательной инициативы). Другими словами, в самом начале периода империи принцепс не обладал полномочиями на издание законов (leges) в специальном смысле этого слова, но мог отдавать прямые приказы и издавать административные распоряжения, т. е. указы.

Общее название для таких указов — конституции принцепсов Сconstitudones principum). Виды императорских конституций следующие.

  • 1. Рескрипт (rescriptum, дословно «написанное в ответ») — письменный ответ императора на представленный ему для разрешения запрос (как от должностных, так и от частных лиц). Обычно императорская канцелярия писала заключение внизу под прошением, а принцепс подписывался. После этого текст нового рескрипта вывешивался в публичном месте, а сам проситель мог получить копию за плату. Рескрипты по своей сути являлись не судебными решениями, а толкованием существующих норм, а, значит, могли вносить новшества как в область jus civile, так и в сферу jus honorarium. Человек, являвшийся в суд с полученным по своему запросу ответом императора, в значительной степени гарантировал выигрыш дела. Достаточно долгое время в сфере частного права именно рескрипты имели преобладающее значение среди всех видов императорских конституций.
  • 2. Декрет (decretum, дословно «решение», «постановление», «определение») — судебное решение, выносившееся от имени принцепса, чаще всего в порядке апелляции на решение нижестоящей инстанции.
  • 3. Эдикт (edictum, буквально «объявление») — общее распоряжение, обязательное для выполнения всеми; эдикты издавались принцепсом в качестве магистрата, обладающего imperium (точно так же, как раньше это делали республиканские должностные лица, например, преторы); выставлялись у резиденции принцепса.
  • 4. Мандат (mandatum, дословно «поручение») — инструкция, адресованная чиновникам того или иного ведомства или наместнику провинции; касается вопросов суда и управления; мандаты точно так же как эдикты изначально покоились на административной власти принцепса (его империи), которой он обладал как высший республиканский магистрат. В эпоху раннего принципата мандаты и эдикты могли сохранить свою силу после смерти издавшего их принцепса только в том случае, если их подтверждал преемник. Таким образом, эти два вида императорских конституций первоначально также не являлись законами в собственном смысле этого слова. Созданные мандатами и эдиктами нормы относились к сфере jus honorarium, а не jus civile.

С течением времени различия между различными видами императорских конституций начинают стираться, и постепенно они приобрели силу настоящих законов — leges.

Эта кардинальная перемена в природе законодательной власти была концептуально осмыслена юристами, что проявилось в доктрине, выводившей феномен императорских законов из прежней, республиканской идеи: «Что принцепс решил, то имеет силу закона (quod principi placuit, legis habet vigoremj, так как народ посредством царского закона, который издан о высшей власти (imperium) принцепса, переносит ему и на него всю свою власть и полномочия», Ульпиан в Дигестах Юстиниана (I. 4. 1 в начале).

В результате всех этих перемен указы принцепсов — как настоящие leges — создавали нормы не магистратского права, но права цивильного.

  • [1] Магистрат, желая добиться нужного для себя решения на комициях, предварительно собирал народ на простые сходки, которые назывались condones. Здесь он могвыслушать разные мнения, но все же главная задача сходок — подготовка соответствующей почвы. Мнения собравшейся на сходку народной массы не имели никакого юридического значения.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой