Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовой статус обучающихся при проведении промежуточной и итоговой аттестаций

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

ГЭК для проведения ГИА по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования создаются самими образовательными организациями, при этом председателя такой комиссии утверждает либо орган, осуществляющий управление в сфере образования, либо учредитель образовательной организации, за исключением ведущих вузов, устанавливающих собственные образовательные стандарты… Читать ещё >

Правовой статус обучающихся при проведении промежуточной и итоговой аттестаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Промежуточная и итоговая аттестации являются обязательным элементом освоения образовательных программ, обеспечивающим оценку степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.

В рамках промежуточной аттестации проводится оценка освоения части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), а итоговая аттестация представляет собой оценку освоения образовательной программы в целом.

Кроме промежуточной и итоговой аттестаций контроль качества освоения образовательной программы осуществляется в рамках процедуры текущего контроля путем оценивания хода освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).

Обучающиеся, но любой образовательной программе, за исключением программы дошкольного образования, обязаны проходить промежуточную аттестацию. Формы, система оценивания, порядок проведения промежуточной аттестации регламентируются на уровне образовательной организации в учебном плане образовательной программы и локальных нормативных актах образовательной организации.

Законодательство об образовании устанавливает общие требования к проведению промежуточной аттестации, а также последствия ее непрохождения. Основные моменты промежуточной аттестации урегулированы ст. 58 Закона об образовании. Кроме того, по отдельным образовательным программам вопросы промежуточной аттестации регламентируются на подзаконном уровне. В частности, ограничивается количество экзаменов и зачетов, которые могут проводиться в рамках отдельной промежуточной аттестации (см., например, п. 32 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464).

Успешное прохождение промежуточной аттестации является условием продолжения образовательных отношений и дальнейшего освоения образовательной программы либо допуска к прохождению итоговой аттестации.

Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин рассматриваются законодательством об образовании как академическая задолженность, которую обучающиеся обязаны ликвидировать для продолжения обучения в соответствии с образовательной программой.

Сама по себе академическая задолженность нс является основанием для прекращения образовательных отношений. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти повторную промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), но не более двух раз. Сроки «пересдачи» промежуточной аттестации определяются образовательной организацией, но не могут превышать одного года с момента образования академической задолженности (в указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам).

При этом в случае, если академическая задолженность возникла по итогам учебного года либо обучающийся по уважительным причинам не проходил промежуточной аттестации, то он переводится в следующий класс или на следующий курс условно. Условный перевод означает обязанность ликвидировать академическую задолженность и аннулируется в случае, если обучающийся не справился с этой обязанностью.

Следует отметить, что при обучении как за счет средств бюджета, так и в качестве платной образовательной услуги законодательство не допускает взимание с обучающихся отдельной платы за прохождение промежуточной аттестации, в том числе за ликвидацию академической задолженности, а также за прохождение итоговой аттестации. Иными словами, все «пересдачи» обучающихся уже включены в размер бюджетного финансирования образовательной организации либо в стоимость платной образовательной услуги. А образовательные организации обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

Законодательством предусмотрены разные последствия неликвидации академической задолженности по основным образовательным программам.

При обучении по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования обучающиеся образовательной организации, не ликвидировавшие академической задолженности, но усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение или переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

В случае если обучающиеся получали начальное общее, основное общее или среднее общее образование в форме семейного образования, а после зачисления в образовательную организацию в качестве экстернов не прошли промежуточной аттестации и не ликвидировали академической задолженности (т.е., фактически, когда семейное образование в отношении данных обучающихся показало свою неэффективность), то такие обучающиеся продолжают получать образование в образовательной организации.

При получении профессионального образования обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана. Следует отметить, что данная норма имеет одно исключение в отношении обучающихся, являющихся детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей, и получающих среднее профессиональное образование на базе основного общего образования. Отчисление таких обучающихся по данному основанию дополнительно требует согласия органов опеки и попечительства.

Прохождение промежуточной аттестации по всем предметам учебного плана и отсутствие академической задолженности является основанием для допуска обучающегося к прохождению итоговой аттестации, завершающей освоение соответствующей образовательной программы.

В отличие от промежуточной аттестации, которая проводится по всем образовательным программам, кроме программ дошкольного образования, проведение итоговой аттестации обязательно при завершении освоения основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования и основных профессиональных образовательных программ. Таким образом, например, при освоении дополнительных общеразвивающих программ проведение итоговой аттестации не является обязательным, однако и не исключается. Такая аттестация может проводиться в случае, если это предусмотрено образовательной программой, в формах и порядке, определяемых образовательной организацией самостоятельно.

Итоговой аттестацией, завершающей освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственная итоговая аттестация (ГИА).

ГИА проводится в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям ФГОС или образовательного стандарта, устанавливаемых ведущими вузами самостоятельно на основании ч. 10 ст. 11 Закона об образовании.

Процедура и формы проведения ГИА регламентируются в отношении каждого уровня образования приказами Минобрнауки России. Для проведения ГИА создаются государственные экзаменационные комиссии (ГЭК). Такие комиссии создаются по образовательным программам основного общего и среднего общего образования уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ либо Рособрнадзором (при проведении государственной итоговой аттестации за пределами территории РФ).

ГЭК для проведения ГИА по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования создаются самими образовательными организациями, при этом председателя такой комиссии утверждает либо орган, осуществляющий управление в сфере образования, либо учредитель образовательной организации, за исключением ведущих вузов, устанавливающих собственные образовательные стандарты (в последнем случае председателя комиссии определяет сама образовательная организация). При этом к проведению ГИА по основным профессиональным образовательным программам привлекаются представители работодателей или их объединений. Так, согласно и. 26 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 29.06.2015 № 636, в состав ГЭК включаются не менее пяти человек, из которых не менее 50% являются ведущими специалистами — представителями работодателей или их объединений в соответствующей области профессиональной деятельности, остальные — лицами, относящимися к профессорско-преподавательскому составу данной организации и (или) иных организаций, и (или) научными работниками данной организации и (или) иных организаций, имеющими ученое звание и (или) ученую степень.

При успешном прохождении итоговой аттестации обучающимся выдаются документы об образовании и (или) квалификации, образцы которых устанавливаются самой образовательной организацией. При успешном прохождении ГИА выпускникам выдаются соответствующие документы по образцам, утверждаемым Минобрнауки России (ранее в Законе РФ «Об образовании» такие документы именовались «документами государственного образца»).

МГУ и СПбУ, а также иные образовательные организации по решению коллегиального органа управления таких организаций выдают обучающимся, прошедшим ГИА, документы об образовании и о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются образовательными организациями.

В Российской Федерации установлены следующие виды документов об образовании и (или) квалификации, выдаваемые лицам, успешно прошедшим ГИА, которые подтверждают получение образования соответствующего уровня:

  • а) документы об образовании:
    • • аттестат об основном общем образовании;
    • • аттестат о среднем общем образовании;
  • б) документы об образовании и квалификации:
    • • диплом о среднем профессиональном образовании;
    • • диплом бакалавра;
    • • диплом магистра;
    • • диплом специалиста;
    • • диплом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки.

Обучающиеся, не прошедшие ГИА или получившие на ГИА неудовлетворительные результаты, вправе пройти ГИА повторно в сроки, определяемые порядком проведения ГИА по соответствующим образовательным программам. В частности, согласно упомянутому выше Порядку проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам сиециалигета и программам магистратуры лицо, не прошедшее ГИА, может ее повторно пройти не ранее чем через год и нс позднее чем через пять лет после срока проведения ГИА, которая не пройдена обучающимся.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой