Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сущность, социальное значение и классификация функций государства

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Есть и иные подходы к пониманию функции государства. При этом аргументация, почему не следует рассматривать функции государства как направления его деятельности, у разных исследователей неодинакова. Так, например, Д. Ю. Цивалидзе отмечает, что, если функции это только направления деятельности государства, то можно говорить лишь о сохранении или изменении этих направлений, но не о развитии… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Понятие функций государства
    • 1. 1. Общие черты и особенности функций государства
  • 2. Критерии классификации функций государства
    • 2. 1. Внутренние функции государства
    • 2. 2. Внешние функции государства
  • 3. Формы и методы осуществления государственных функций
  • Заключение
  • Список использованной литературы и источников
  • Приложение

Сущность, социальное значение и классификация функций государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие функция государства одно из фундаментальных в теории государства, характеризующих деятельную сторону государства. При этом оно является весьма сложным. Многие вопросы, связанные с ним, остаются нерешенными или их решение вызывает сомнения. В частности, таким вопросом является определение функции государства

Необходимо отметить, что само понятие функция может иметь различные значения. Так в философской литературе под функцией принято рассматривать внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. В математике и логике функция трактуется как некоторое правило, закон, дающий возможность каждому элементу множества М, под которым понимается область значений независимого переменного х, ставить в соответствие определенный элемент множества М, под которым понимается область значений зависимого переменного у .

Применительно к юридической науке термин, а вместе с ним и понятие «функция» приобретают несколько иной смысл и значение.

В настоящей работе предлагается более подробно рассмотреть вопрос о сущности функций государства и их значении.

1. Понятие функций государства.

В юридической литературе нет единства мнений в отношении понятия функция государства. Наиболее распространено понимание функции государства как основного (главного) направления его деятельности, в котором выражается сущность и социальное назначение государства. Так, Н. В. Черноголовкин в своей работе Теория функций социалистического государства отмечает следующее: Разумеется, отдельные определения функций государства имеют особенности и различия в частностях. Однако они совпадают в главном в понимании функций государства как основных направлений в содержании его деятельности, определяемых задачами государства. Из данной формулировки следует, что деятельность государства расчленяется на определенные стороны, направления, каналы, по которым растекается политика государства. При этом правильный подход при анализе функций любого государства заключается в том, что при установлении его функций необходимо выявлять не все направления его деятельности, а только такие из них, без которых данное государство на данном историческом этапе либо на всем протяжении своего развития обойтись не может. Таким образом, подчеркивается, что термин функция государства обозначает лишь основные, главные направления деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение.

Есть и иные подходы к пониманию функции государства. При этом аргументация, почему не следует рассматривать функции государства как направления его деятельности, у разных исследователей неодинакова. Так, например, Д. Ю. Цивалидзе отмечает, что, если функции это только направления деятельности государства, то можно говорить лишь о сохранении или изменении этих направлений, но не о развитии функций, а следовательно, более правильно рассматривать функции государства как элементы содержания его многогранной деятельности, ибо только при таком подходе, на его взгляд, уместно говорить о развитии функций государства. Однако при таком понимании фактически происходит отождествление функций государства с его деятельностью. Например, Л. И. Каск в своем труде Функции и структура государства утверждает, что при такой трактовке данного понятия разница между функциями государства и его деятельностью в лучшем случае оказывается только количественной: функции это хотя и основные (или главные) направления, но все-таки лишь направления деятельности государства. А если так, то вряд ли есть необходимость вводить в научный оборот новый термин, не имеющий качественно самостоятельного содержания. После некоторых рассуждений Л. И. Каск приходит к выводу, что более правильной представляется позиция тех авторов, которые под функциями государства понимают именно содержание его деятельности.

Наличие различных точек зрения и подходов к рассмотрению и определению функций государства является вполне естественным и понятным имея в виду сложность и многогранность рассматриваемой материи. В теоретическом и практическом плане, однако, было бы более оправданным и конструктивным сосредоточиться не на анализе различных представлений и воззрений, а на выделении и рассмотрении общих черт и особенностей самих функций государства.

Итак, функции государства — это основное направление деятельности государства, в котором выражается сущность и социальное назначение государственного управления обществом. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

1.1 Общие черты и особенности функций государства.

Среди общих черт и особенностей функции государства как явлений, выделяющих их среди других государственных и негосударственных явлений, необходимо указать прежде всего на следующие.

Функции государства имеют комплексный, синтезирующий характер. Как основные направления деятельности государства, они никогда не отождествляются и не могут отождествляться с самой деятельностью или отдельными аспектами деятельности государства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства.

Однако это не механическое, и тем более не стихийное и не автоматическое сложение. За им всегда стоит осознанная, целенаправленная деятельность различных государственных органов, всего государственного аппарата. В политических и государственных системах, построенных на однопартийной основе, как это было, например, в СССР, координирующую и направляющую деятельность обычно выполняют стоящие у власти политические партии .

По своему характеру, содержанию и назначению функции государства никогда не бывают социально выхолощенными, нейтральными. Они всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства. В них неизменно проявляется та реальная, социально обусловленная и ориентированная роль, которую выполняет государство в процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства.

Речь идет при этом не только о государствах различных типов, существующих в условиях различных общественно-экономических формаций. Речь идет также и об однотипных государствах, но отличающихся друг от друга различной экономической и социально-политической ролью, различной степенью вмешательства в решение вопросов экономики и общества.

В функциях государства прослеживается прямая связь не только с социально-классовой сущностью и содержанием государства, но и с его непосредственными, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития основными целями и задачами. Характер функций определяется не только типом государства, его социально-классовой природой, сущностью и назначением, но и особенностями стоящих перед ним целей и задач. Приоритетность и масштаб реализации первых в значительной мере обусловливается важностью и масштабностью последних. Функции как средства достижения целей и решения основных государственных задач во многом зависят и определяются характером этих самых целей и задач.

Так, в условиях войны или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и обществом стоят задачи защиты страны от нападения извне, на первый план выступает функция обороны. Ее приоритетность в этот период не подлежит сомнению. В период же экономического спада, а тем более экономического кризиса, когда решаются задачи стабилизации экономики и ее подъема, на первом плане в силу самих объективных обстоятельств оказываются экономические функции.

Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних хотя и имеют в большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, но тем не менее они обладают, по сравнению с функциями всего государства, относительно узким, локальным характером.

Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на часть его, охватывают собой деятельность лишь отдельных его частей.

Функции государства отличаются своими методами и формами осуществления и не смешиваются со сферами их приложения.

В соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития, при осуществлении своих функций государство может использовать и использует методы поощрения, убеждения или же, при необходимости, принуждения.

Основными правовыми формами деятельности государства при этом является законодательная (правотворческая) исполнительно-распорядительная и правоохранительная.

Что же касается сфер приложения функций государства, то они далеко не всегда совпадают друг с другом. В одной и той же сфере деятельности государства может осуществляться несколько функций, и наоборот, одна и та же функция может проявляться в нескольких сферах жизни общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И. Сущность и формы государства. М., I960. С. 9−10; Каск Л. И. Функции и структура государства. Л., 1969.
  2. М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. М.: ПБОЮЛ Грачев С. М., 2001.
  3. Основы государства и права под ред. акад. Кутафина А. В. М.: Юрист, 1997.
  4. Теория государства и права. Учебник / С. С. Алексеев, С. И. Архипов, В. М. Корельский и др.; под ред. С. С. Алексеева. М., 1998.
  5. Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В. М. Корельский, В. Д. Перевалов. изд. УРГЮА, 1996.
  6. Теория права и государства. Учебник / Под ред. Проф. В. В. Лазарева. 2-е, перераб. И доп. Изд-е. М.: Право и закон, 2001.
Заполнить форму текущей работой