Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Критерии эффективности воспитания и обучения в духе диалога культур

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Использование личного опыта при критике культурной дискриминации. Включение в демократическое решение социокультурных проблем. Осведомленность о способах закрепления социальными институтами, школой в том числе, дискриминации и предубеждений. Действия во имя положительных социальных изменений. Готовность к решению расово-социальных проблем. Приобретение знаний об иных культурных группах, их вкладе… Читать ещё >

Критерии эффективности воспитания и обучения в духе диалога культур (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В мировой и отечественной педагогике предпринимаются попытки определения критериев эффективности воспитания и обучения в духе диалога культур. Одним из основных показателей успешности межкультурного образования определена открытость личности иным этнокультурным ценностям, что означает в первую очередь уважительное отношение к людям иного образа жизни и поведения, видение в культурном многообразии источника общественного блага, готовность участвовать в решении межкультурных конфликтов.

Американские ученые Дж. Бэнкс и К. Кортес выделяют четыре группы результатов, которые обеспечивает педагогика диалога культур: равные возможности обучения; осведомленность о многообразии культур; поликультурность программ обучения; вхождение в социум на равных, независимо от этнической принадлежности. К. Грантом сформулированы уровни приобретаемой в результате образования поликультурной воспитанности (компетенции)[1] (табл. 1.4).

Таблица 1.4

Уровни поликультурной воспитанности

1-й уровень — осведомленность и понимание.

2-й уровень — оценка и согласие.

3-й уровень — убежденность и защита.

Осведомленность о собственных этногруппе, расе и пр.

Содействие социальной справедливости.

Проектирование, реализация и оценка мультикультурного опыта.

Понимание общественного неравенства.

Содействие развитию чувств единения.

Реалистичное и критическое отношение к социальной действительности.

Осведомленность о способах закрепления социальными институтами, школой в том числе, дискриминации и предубеждений.

Принятие культурного плюрализма. Содействие развитию положительной «Яконцепции» .

Действия во имя положительных социальных изменений. Готовность к решению расово-социальных проблем.

Приобретение знаний об иных культурных группах, их вкладе в общество, историю, идеалы, верования.

Освобождение от националистических стереотипов. Приобретение мультикультурного образования.

Использование личного опыта при критике культурной дискриминации. Включение в демократическое решение социокультурных проблем.

Методики выявления результатов и эффективности межкультурного воспитания и обучения формулируют и отечественные ученые. Предложена многоэтапная диагностика: первый этап — опросы, анкетирование, рейтинговые оценки, наблюдения и пр.; второй — тестирование, проигрывание проблемных ситуаций и др.; третий — самооценка, анализ деятельности; четвертый — выделение индикаторов-показателей деятельности личности в многонациональном социуме[2].

Любопытный эксперимент по апробации показателей, уровней и оценки результатов поликультурного образования проведен В. А. Ершовым (1997;1998). Показателями педагогической эффективности служили знания о поликультурной среде, эмоциональное отношение к реалиям и представителям многокультурного социума, поведение в нем. Были сформулированы три уровня поликультурной воспитанности учащихся: высокий, средний, низкий, а также способы измерения этих уровней. Например, на высоком уровне знания о поликультурной среде должны носить глубокий характер, эмоциональная оценка иной культуры исходить из рационального, критического подхода, нормы поведения базироваться на ценностях взаимного уважения. На низком уровне знания о поликультурном мире отсутствуют, наличествует преимущественно эмоционально-отрицательное восприятие иных социокультурных общностей, в поведении проявляются националистические тенденции.

" Замеры" успешности поликультурного образования могут быть сделаны по степени освоения гуманистических ценностей, осознания самобытности различных культур, осмысления общности культур, воспитания уважения к родной, общенациональной и мировой культурам, наличию навыков и умений межкультурного и межнационального общения. Подобное измерение осуществляется при использовании традиционной системы оценки знаний, а также посредством психологического мониторинга с помощью бесед, интервьюирования, анкетирования, изучения продуктов творчества учащихся, анализа конкретных педагогических и жизненных ситуаций, рейтинга и т. д.

  • [1] Джуринский А. Н. Концепции и реалии мультикультурного воспитания.
  • [2] Гукаленко О. В. Поликультурное образование: теория и практика. Ростов н/Д., 2003.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой