Критерии эффективности воспитания и обучения в духе диалога культур
Использование личного опыта при критике культурной дискриминации. Включение в демократическое решение социокультурных проблем. Осведомленность о способах закрепления социальными институтами, школой в том числе, дискриминации и предубеждений. Действия во имя положительных социальных изменений. Готовность к решению расово-социальных проблем. Приобретение знаний об иных культурных группах, их вкладе… Читать ещё >
Критерии эффективности воспитания и обучения в духе диалога культур (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В мировой и отечественной педагогике предпринимаются попытки определения критериев эффективности воспитания и обучения в духе диалога культур. Одним из основных показателей успешности межкультурного образования определена открытость личности иным этнокультурным ценностям, что означает в первую очередь уважительное отношение к людям иного образа жизни и поведения, видение в культурном многообразии источника общественного блага, готовность участвовать в решении межкультурных конфликтов.
Американские ученые Дж. Бэнкс и К. Кортес выделяют четыре группы результатов, которые обеспечивает педагогика диалога культур: равные возможности обучения; осведомленность о многообразии культур; поликультурность программ обучения; вхождение в социум на равных, независимо от этнической принадлежности. К. Грантом сформулированы уровни приобретаемой в результате образования поликультурной воспитанности (компетенции)[1] (табл. 1.4).
Таблица 1.4
Уровни поликультурной воспитанности
1-й уровень — осведомленность и понимание. | 2-й уровень — оценка и согласие. | 3-й уровень — убежденность и защита. |
Осведомленность о собственных этногруппе, расе и пр. | Содействие социальной справедливости. | Проектирование, реализация и оценка мультикультурного опыта. |
Понимание общественного неравенства. | Содействие развитию чувств единения. | Реалистичное и критическое отношение к социальной действительности. |
Осведомленность о способах закрепления социальными институтами, школой в том числе, дискриминации и предубеждений. | Принятие культурного плюрализма. Содействие развитию положительной «Яконцепции» . | Действия во имя положительных социальных изменений. Готовность к решению расово-социальных проблем. |
Приобретение знаний об иных культурных группах, их вкладе в общество, историю, идеалы, верования. | Освобождение от националистических стереотипов. Приобретение мультикультурного образования. | Использование личного опыта при критике культурной дискриминации. Включение в демократическое решение социокультурных проблем. |
Методики выявления результатов и эффективности межкультурного воспитания и обучения формулируют и отечественные ученые. Предложена многоэтапная диагностика: первый этап — опросы, анкетирование, рейтинговые оценки, наблюдения и пр.; второй — тестирование, проигрывание проблемных ситуаций и др.; третий — самооценка, анализ деятельности; четвертый — выделение индикаторов-показателей деятельности личности в многонациональном социуме[2].
Любопытный эксперимент по апробации показателей, уровней и оценки результатов поликультурного образования проведен В. А. Ершовым (1997;1998). Показателями педагогической эффективности служили знания о поликультурной среде, эмоциональное отношение к реалиям и представителям многокультурного социума, поведение в нем. Были сформулированы три уровня поликультурной воспитанности учащихся: высокий, средний, низкий, а также способы измерения этих уровней. Например, на высоком уровне знания о поликультурной среде должны носить глубокий характер, эмоциональная оценка иной культуры исходить из рационального, критического подхода, нормы поведения базироваться на ценностях взаимного уважения. На низком уровне знания о поликультурном мире отсутствуют, наличествует преимущественно эмоционально-отрицательное восприятие иных социокультурных общностей, в поведении проявляются националистические тенденции.
" Замеры" успешности поликультурного образования могут быть сделаны по степени освоения гуманистических ценностей, осознания самобытности различных культур, осмысления общности культур, воспитания уважения к родной, общенациональной и мировой культурам, наличию навыков и умений межкультурного и межнационального общения. Подобное измерение осуществляется при использовании традиционной системы оценки знаний, а также посредством психологического мониторинга с помощью бесед, интервьюирования, анкетирования, изучения продуктов творчества учащихся, анализа конкретных педагогических и жизненных ситуаций, рейтинга и т. д.