Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогическое консультирование родителей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

У представителей 2-й дифференцированной группы (приоритет художественно-эстетического и интеллектуального воспитания), выделяется «провал» в графике выполнения функции охраны и укрепления здоровья детей (12,5%). Между тем, сами родители оценивают реализацию данной программной задачи сотрудничества (формирование здоровья детей) в семье и ДОО более высоко, так как они надеются на эффективную работу… Читать ещё >

Педагогическое консультирование родителей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Похожая с описанными выше механизмами формирования личностных и профессиональных смыслов ситуация наблюдается относительно задач и проблем взаимодействия педагогов и родителей. При этом, согласно результатам исследований М. Ю. Новицкой, Л. П. Гладких, Е. П. Арнаутовой, 3. П. Тепловой и других ученых, важнейшими выступают следующие условия такого сотрудничества:

  • — признание ценности взаимодействия между детьми, педагогом и родителями;
  • — установление эмоционально доверительного контакта между педагогами и родителями и их восприятие ребенка как ценности;
  • — адекватность методов и форм педагогического консультирования проблемного поля взаимодействия педагогов с детьми и родителями;
  • — конструктивное мышление педагога, способствующее его постоянному саморазвитию и понимание системы индивидуальных и коллективных (в том числе семейных) ценностей и педагогических установок на развитие, воспитание и обучение ребенка;
  • — активность и ответственность всех субъектов взаимодействия: педагогов и родителей в процессе формирования системы ценностных ориентаций и отношений к себе и другим, к окружающему миру у ребенка.

В зависимости от эффективности реализации данных условий с разной успешностью реализуются функции взаимодействия педагогов и родителей (табл. 7).

Таблица 7

Функции взаимодействия семьи и детского сада (но Т. Н. Дороновой).

Ф. И. О. педагога.

Оценка по шкале «1 — 10».

Название функций.

Охрана и укрепление здоровья детей (материнская функция).

—.

Развивающая (воспитывающая и обучающая).

Диагностическая и коррекционная.

;

;

;

;

;

;

;

;

;

Коммуникативная (определяющая стиль взаимоотношения).

—.

—.

—.

—.

—.

—.

—.

—.

—.

Конструкторско-организаторская.

;

;

;

;

;

;

;

;

Координирующая.

;

;

;

;

;

;

;

;

;

Функция профессионального самосовершенствования.

—.

—.

—.

—.

—.

—.

—.

—.

—.

Во время оценки эффективности реализации данных функций педагоги составляют для себя целостную картину взаимодействия с дифференцированными группами современных семей[1].

У представителей дифференцированной группы семей с приоритетными установками на осуществление интеллектуального воспитания и физического развития обычно в позитивном отношении — на уровне «пиков» сотрудничества — выделяется функция профессионального самосовершенствования (25%). Это можно объяснить тем, что у воспитателей больше времени тратится на удовлетворение потребностей родителей, предъявляющих завышенные требования к педагогам и детям в области как интеллектуального, так и физического развития. Именно этим вопросам они уделяют особенное внимание при организации педагогического консультирования родителей. В качестве форм педагогического консультирования при этом используются дни открытых дверей и традиционные родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации специалистов. Широко используются наглядные формы педагогического просвещения и консультирования: папки-передвижки, стенгазеты, дневники достижений ребенка и т. д.

У представителей дифференцированной группы с установками на приоритет художественно-эстетического и интеллектуального воспитания выделяются два «пика»: развивающая (18,7%) и коммуникативная (18,7%) функции. Родители данной группы занимаются всесторонним развитием детей и готовы к более тесному сотрудничеству с педагогами по интересующим их вопросам. У них отмечаются достаточно стабильные межличностные отношения с окружающими, кроме того, они настроены на позитивное общение с педагогом. Это определяет специфику не только содержания, но и форм педагогического консультирования. В основном, используются такие формы консультирования, как посещение семьи, семинары и круглые столы, проектные и творческие мастерские.

У представителей дифференцированной группы с установками на приоритет физического развития и художественно-эстетического воспитания выделяются три «пика»: функция охраны и укрепления здоровья (17,6%), развивающая (17,6%) и коммуникативная (17,6%) функции. По-видимому, это связано с тем, что родители данной группы считают приоритетным физическое развитие. Запросы родителей совпадают с выполнением функции педагогического сотрудничества, но охране и укреплению здоровья воспитанников ДОО. Между тем, эти взрослые заинтересованы во всестороннем развитии детей и надеются на опыт работы педагогического коллектива ДОО, более тесно сотрудничают с педагогами по данным вопросам, настроены на доверительный контакт с воспитателями по проблемам воспитания и обучения детей, лучше, чем другие, оценивают работу воспитателей. Для них хорошо подходят такие формы педагогического консультирования, как семинары-практикумы и семейные гостиные, детско-родительские фитнес-клубы, конкурсы творческих проектов, физкультурные и спортивные мероприятия с привлечением семей.

Теперь охарактеризуем «спады» функций сотрудничества у представителей всех дифференцированных групп.

У представителей 1-й дифференцированной группы (приоритет интеллектуального воспитания и физического развития) выделяются самые низкие «провалы» в графике оценки взаимодействия относительно диагностической и коррекционной функций (8,3%), конструкторско-организаторской функции (8,3%), координирующей функции (8,3%). Чем это можно объяснить? Тем, что родители больше всего надеются на свои возможности по развитию и воспитанию детей. Педагогическому опыту коллектива ДОО они не доверяют, не считают необходимым пользоваться организаторской помощью педагога. Воспитателю довольно сложно планировать воспитательно-образовательный процесс в сотрудничестве с родителями, которые настроены на избирательное отношение к предлагаемым наборам вариативных методик и педагогических технологий. Между тем, данные родители настаивают на интенсивном обучении, уровень притязаний у них обычно завышен, что не всегда соответствует возможностям детей. Это определяет нюансы в проведении педагогического консультирования с ними. С другой стороны, свидетельствует о том, что педагогу необходимо постоянно отмечать положительные черты личности ребенка, чтобы подготовить родителей к деловому сотрудничеству, и чаще использовать при организации педагогического консультирования такие методы взаимодействия, как активизацию родителей.

У представителей 2-й дифференцированной группы (приоритет художественно-эстетического и интеллектуального воспитания), выделяется «провал» в графике выполнения функции охраны и укрепления здоровья детей (12,5%). Между тем, сами родители оценивают реализацию данной программной задачи сотрудничества (формирование здоровья детей) в семье и ДОО более высоко, так как они надеются на эффективную работу воспитателей. Это означает, что при организации их педагогического консультирования необходимо чаще использовать такие методы взаимодействия, как формирование педагогической рефлексии.

«Провал» в графике выполнения функции профессионального самосовершенствования у представителей данной дифференцированной группы составляет 12,5%, а у 3-й дифференцированной группы (приоритет физического развития и художественно-эстетического воспитания) — 11,8%. Родители данных групп больше, чем родители 1-й дифференцированной группы, ирислушиваются к советам и мнениям педагога. Они полагают, что по многим проблемам имеют меньше знаний и опыта, чем педагогический коллектив ДОО. Родители стремятся получить консультации у педагогов, которые представляются для них достаточно авторитетными. Требования, которые они предъявляют к детям, — умеренные. Из сказанного следует, что педагогу достаточно повышать свои знания с учетом интересов данных групп родителей, чтобы быть компетентным в значимых для них вопросах. При этом необходимо во время проведения педагогического консультирования чаще использовать методы интерактивного взаимодействия, чтобы повысить педагогическую компетентность членов семьи и сформировать у родителей собственную точку зрения.

  • [1] Микляева //. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей.М.: Айрис-пресс, 2006.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой