Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства
Предусмотренное ст. 167 СК РФ ограничение применения норм иностранного семейного права распространяется не на содержание семейного законодательства зарубежных государств в целом, а только на возможность применения его отдельных норм на территории РФ в той или иной конкретной ситуации. Это означает, что в некоторых случаях отдельные положения иностранного семейного права, даже формально… Читать ещё >
Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Общая характеристика источников коллизионного законодательства
Политические, экономические, социальные преобразования в нашем обществе, связанные с формированием открытого демократического общества и правового государства, привели к появлению различных форм взаимодействия людей, являющихся гражданами различных государств. Расширение круга семейных правоотношений, осложненных иностранным элементом, обусловило актуальность правового регулирования таких отношений.
Отношениями с иностранным элементом в международном частном право называют такие отношения, в которых участвуют лица, являющиеся гражданами иностранных государств. Иностранный элемент в семейных отношениях имеет место также в том случае, если юридический факт, с которым связано возникновение, изменение или прекращение правоотношения, имел место за границей. Например, заключение и (или) расторжение брака между гражданами Российской Федерации было произведено за ее пределами.
Под гражданством понимается устойчивая правовая связь лица с конкретным государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, а гражданин — это лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству.
Иностранными гражданами являются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, принадлежность которых к гражданству другого государства подтверждается соответствующим документом. Статья 62 Конституции РФ допускает возможность приобретения гражданами Российской Федерации одновременно и гражданства иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. Однако наличие у российского гражданина гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.
К лицам без гражданства относятся лица, не имеющие не только российского гражданства, но и доказательств принадлежности к гражданству иных стран.
В семейных отношениях иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России национальным режимом. Они обладают такой же правоспособностью и дееспособностью в семейных отношениях, как и граждане Российской Федерации, за некоторыми исключениями (например, согласно п. 4 ст. 124 СК РФ предусмотрены дополнительные условия для усыновления детей — граждан Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства).
Нормы семейного права различных государств весьма разнообразны, что порождает на практике возникновение коллизий при решении различных вопросов, связанных с правоотношениями с участием иностранного элемента.
Например, в некоторых государствах признаются и церковные, и гражданские браки (Грузия, Великобритания, Швеция и др.), а в отдельных странах заключение брака возможно лишь в церковной форме (Греция). В Дании, Норвегии, Швеции и других странах допускаются браки между лицами одного пола. В отдельных странах Азии и Африки признается многоженство (полигамия) и т. д.
Наличие в семейных отношениях иностранного элемента неизбежно порождает вопрос о том, право какой страны подлежит применению при регулировании семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.
Определить подлежащее применению право позволяют специальные коллизионные нормы. Коллизионными привязками для установления применимого права могут служить: закон места возникновения юридического факта, закон гражданства супруга, закон страны постоянного проживания ребенка, закон гражданства усыновителя, закон компетентности учреждения, закон суда и др.
Коллизионные нормы, регулирующие применение семейного законодательства к отношениям с иностранным элементом, содержатся, прежде всего, во внутреннем законодательстве РФ. Так, в СК РФ включен специальный раздел, состоящий из коллизионных норм (раздел VII «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства»).
Существенной новеллой раздела VII СК РФ стала допустимость применения к семейным отношениям с иностранным элементом норм иностранного права, которая основана на общепризнанных принципах международного частного права.
Следует отметить, что к моменту принятия С К РФ существовала острая необходимость принципиального изменения подхода к возможности применения норм иностранного семейного права в регулировании семейных отношений, поскольку господствовавшее ранее отрицательное отношение к этому вопросу во многих случаях вело к ущемлению прав и интересов как российских, так и иностранных граждан.
В СК РФ произошел отход от строго территориального принципа, характерного для советского семейного законодательства, на основе которого к семейным отношениям с участием иностранных граждан на территории государства применялось, как правило, законодательство СССР.
Коллизионные нормы содержатся также в международных договорах, участницей которых является Россия. Особое место среди международных договоров РФ по вопросам регулирования семейных отношений занимает Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. Ее участниками стали члены СНГ — 12 государств, являвшихся бывшими союзными республиками и входивших в состав СССР до его распада, за исключением Латвии, Литвы и Эстонии. Для России Конвенция вступила в силу 10.12.1994.
К сожалению, Россия до сих пор не присоединилась к целому ряду конвенций, регулирующих отношения в области семейного права. Так, РФ не участвует в Европейской конвенции об усыновлении детей (EST№ 58) 1967 г., в Конвенции о юрисдикции, применимом праве и признании решений об усыновлении 1965 г., не присоединилась к Конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления 1993 г.
Кроме международных конвенций, регулирование семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется посредством двусторонних договоров о правовой помощи, заключенных РФ с рядом государств. Примерами таких договоров могут, в частности, служить: Договор между СССР и Алжирской Народной Демократической Республикой о взаимном оказании правовой помощи 1982 г., Договор между СССР и Народной Республикой Болгарией о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1975 г., Договор между СССР и Венгерской Народной Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1958 г., Договор между СССР и Социалистической Республикой Вьетнам о правовой помощи, но гражданским, семейным и уголовным делам 1981 г. Договор между СССР и Греческой Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам 1981 г., Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1995 г., Договор о взаимном оказании правовой помощи между СССР и Иракской Республикой 1973 г. Договор между СССР и Королевством Испании о правовой помощи по гражданским делам 1990 г. Конвенция между СССР и Итальянской Республикой о правовой помощи по гражданским делам 1979 г., Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам 1992 г., Договор между СССР и Республикой Куба о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1984 г., Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., Договор между Российской Федерацией и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1992 г. Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам 1996 г. и др.
В случае расхождения между коллизионными нормами, содержащимися в СК РФ, и нормами, установленными международными конвенциями и договорами в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 6 СК РФ подлежат применению нормы международных договоров, конвенций.
Коллизионные нормы, регулирующие применение семейного законодательства к отношениям с иностранцами, допускают применение к семейным отношениям иностранного права. Установление содержания иностранного права — обязанность компетентного российского государственного органа, осуществляющего его применение. Российские органы обязаны применять иностранное право в соответствии с его:
- • официальным толкованием;
- • практикой применения;
- • доктриной в соответствующем иностранном государстве.
Суды, органы ЗАГС и иные органы, применяющие иностранное право, могут обратиться за подобной информацией в Минюст России или другой компетентный орган.
Если содержание норм иностранного права не установлено, то применяется законодательство РФ.
Неправильное применение норм иностранного права влечет отмену основанного на нем решения.
В случае если содержание иностранного права вступает в противоречие с публичным порядком России, применяется российское законодательство (ст. 167 СК РФ). Подосновами правопорядка (публичного порядка) РФ понимаются основополагающие принципы (основы) российского права, установленные Конституцией РФ и федеральным законодательством, в том числе и основные начала семейного законодательства. Оговорка о публичном порядке содержится в праве всех цивилизованных государств.
Предусмотренное ст. 167 СК РФ ограничение применения норм иностранного семейного права распространяется не на содержание семейного законодательства зарубежных государств в целом, а только на возможность применения его отдельных норм на территории РФ в той или иной конкретной ситуации. Это означает, что в некоторых случаях отдельные положения иностранного семейного права, даже формально противоречащие основам правопорядка РФ, могут быть применены на практике. Например, нормы иностранного права, допускающие полигамию, противоречат основным принципам российского семейного права, но это не означает, что полигамные браки, заключенные в стране, где они признаются, не могут порождать юридических последствий, признаваемых в нашей стране.
Оговорка о публичном порядке применяется при признании и исполнении решений иностранных судов.