Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Переход к устойчивому развитию

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ожидаемые изменения климата неизбежно отразятся на жизни людей, на состоянии животного и растительного мира во всех регионах планеты, а в некоторых из них станут ощутимой угрозой для благополучия населения и устойчивого развития. Указанные факторы предопределяют необходимость учета изменений климата в качестве одного из ключевых долговременных факторов безопасности Российской Федерации… Читать ещё >

Переход к устойчивому развитию (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Переход России к устойчивому развитию должен обеспечить сбалансированное решение проблем социальноэкономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений людей.

При этом подразумевается последовательное решение ряда принципиальных задач:

  • — в процессе выхода страны из нынешнего глобального экономического кризиса обеспечить стабилизацию экологической ситуации;
  • — добиться коренного улучшения состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления;
  • — ввести хозяйственную деятельность в пределы емкости экосистем на основе массового внедрения энергои ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики, личного и общественного потребления.

Основными направлениями перехода России к устойчивому развитию являются:

  • — создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствование действующего законодательства, определяющего, в частности, экономические механизмы регулирования природопользования и охраны окружающей среды;
  • — разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экологические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов;
  • — оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого антропогенного воздействия на них;
  • — формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения.

Переход к устойчивому развитию потребует скоординированных действий во всех сферах жизни общества, адекватной переориентации социальных, экономических и экологических институтов государства, регулирующая роль которого в таких преобразованиях является основополагающей.

Одно из основных условий перехода к устойчивому развитию — обеспечение прав и свобод граждан. Движение к этой цели предполагает формирование открытого общества, включающего в качестве системных элементов правовое государство, рыночное хозяйство и гражданское общество.

Важным фактором обеспечения устойчивого развития является усиление роли основных социальных групп населения в осуществлении социально-экономических преобразований. Особое место здесь принадлежит молодежи, которой должны быть гарантированы безопасное будущее и возможность участия в принятии решений.

В создании условий, обеспечивающих заинтересованность граждан, юридических лиц и социальных групп в решении задач устойчивого развития, ведущая роль отводится государству. Прежде всего оно должно гарантировать безопасность в политической, экономической, социальной, экологической, оборонной и других сферах, без чего переход к устойчивому развитию невозможен.

Государственное управление процессом перехода к устойчивому развитию предполагает разработку системы программных и прогнозных документов: государственной стратегии действий долгосрочного характера; долгосрочных и среднесрочных прогнозов, включающих в качестве составного компонента прогнозы изменений окружающей среды отдельных экосистем в результате хозяйственной деятельности; краткосрочные прогнозы и программы отраслевого, регионального (территориального) и федерального уровней.

Переход к устойчивому развитию предполагает строгое соблюдение ряда ограничений, следовать которым будет нелегко, особенно на начальных этапах. Это, в частности, осуществление хозяйственных мероприятий преимущественно на уже освоенных территориях и отказ от реализации любых проектов, которые наносят невосполнимый ущерб окружающей среде или экологические последствия которых недостаточно изучены.

На современном этапе перехода к устойчивому развитию создаются рамочные условия, обеспечивающие возможность сопряженного, внутренне сбалансированного функционирования триады — природа, население, экономика.

При этом механизмы разработки и принятия решений должны быть ориентированы на соответствующие приоритеты, учитывать последствия реализации этих решений в экономической, социальной, экологической сферах и предусматривать наиболее полную оценку затрат, выгод и рисков с соблюдением следующих критериев:

  • • никакая хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если выгода от нее не превышает вызываемого ущерба;
  • • ущерб окружающей среде должен быть на столь низком уровне, какой только может быть разумно достигнут с учетом экономических и социальных факторов.

Для управления процессом перехода к устойчивому развитию и оценки эффективности используемых средств следует устанавливать целевые ориентиры и ограничения с обеспечением процедуры контроля за их достижением (соблюдением).

Целевые ориентиры могут быть выражены в показателях, характеризующих качество жизни, уровень экономического развития и экологического благополучия. Эти показатели должны отражать те уровни, при которых обеспечивается безопасное развитие России в экономическом, социальном, экологическом, оборонном и других аспектах.

Основные показатели качества жизни: продолжительность жизни человека (ожидаемая при рождении и фактическая), состояние его здоровья, отклонение состояния окружающей среды от нормативов, уровень знаний или образовательных навыков, доход (измеряемый ВВП на душу населения), уровень занятости, степень реализации прав человека.

Степень природоемкости хозяйства определяется системой показателей, характеризующих уровень потребления природных ресурсов и уровень нарушенное™ экосистем в результате хозяйственной деятельности (на единицу конечной продукции).

Информативными являются аналогичные показатели на душу населения, а также макрохарактеристики, выражающие соотношение между потребностями в природных ресурсах и их наличием (запасами).

В качестве целевых и лимитирующих показателей устойчивого развития в экономической сфере могут устанавливаться уровни удельного (на душу населения и единицу ВВП) потребления энергии и других ресурсов, а также производства отходов. Контролю подлежат производство и использование всех опасных веществ, применяемых в экономике. В состав целевых параметров устойчивого развития необходимо включить характеристики состояния окружающей среды, экосистем и охраняемых территорий. В этой группе контролируемых параметров — показатели качества атмосферы, вод, территорий, находящихся в естественном и измененном состоянии, лесов с учетом их продуктивности и степени сохранности, количества биологических видов, находящихся под угрозой исчезновения. Аналогичные системы показателей могут использоваться при решении проблем перехода к устойчивому развитию для каждого субъекта РФ.

Приоритеты России в международном сотрудничестве по обеспечению устойчивого развития. Поскольку биосфера как регулятор окружающей среды представляет собой единую систему, переход к устойчивому развитию всего мирового сообщества может быть осуществлен только в условиях эффективного международного сотрудничества.

В соответствии с этим приоритеты России в международном сотрудничестве по обеспечению устойчивого развития сводятся к следующему:

  • • организация международного партнерства по решению проблем перехода к устойчивому развитию;
  • • активное участие в международных научных программах по проблемам устойчивого развития и в разработке мер, способствующих нормализации антропогенного воздействия на биосферу;
  • • создание эффективных механизмов обеспечения межгосударственного экологического паритета при решении вопросов о трансграничном переносе вредных веществ;
  • • стимулирование поступления в Россию экологически ориентированных зарубежных инвестиций;
  • • обеспечение экологических интересов страны во внешнеэкономической деятельности.

Одной из важнейших международных проблем XXI в. является изменение климата. Современная наука предоставляет все более веские основания в подтверждение того, что хозяйственная деятельность человека, связанная прежде всего с выбросами парниковых газов в результате сжигания ископаемого топлива, оказывает заметное влияние на климат. Изменения климата многообразны и проявляются, в частности, в изменении частоты и интенсивности климатических аномалий и экстремальных погодных явлений.

Негативными последствиями изменения климата являются: непрерывный рост числа аномальных гидрометеорологических явлений, которые нередко приобретают форму чрезвычайных ситуаций; смещение географических зон, когда в ряде регионов происходит замещение степных и лесных биомов пустынными биомами, с юга на территорию страны проникают и акклиматизируются новые чужеродные (инвазивные) виды, в том числе некоторые формы возбудителей тропических болезней, вредителей лесов и сельскохозяйственных культур; ускоренное таяние арктических льдов, которое ведет к нарушению естественных трофических цепей в Арктике, гибели ряда аборигенных видов живых организмов.

Ожидаемые изменения климата неизбежно отразятся на жизни людей, на состоянии животного и растительного мира во всех регионах планеты, а в некоторых из них станут ощутимой угрозой для благополучия населения и устойчивого развития. Указанные факторы предопределяют необходимость учета изменений климата в качестве одного из ключевых долговременных факторов безопасности Российской Федерации и выдвигают проблему глобального изменения климата в ее национальном и международном измерениях в число приоритетов политики Российской Федерации.

В целях осуществления скоординированных действий, направленных на обеспечение безопасного и устойчивого развития Российской Федерации в условиях изменяющегося климата распоряжением Президента РФ от 17.12.2009 № 861-рп утверждена Климатическая доктрина Российской Федерации.

Указанная доктрина представляет собой систему взглядов на цель, принципы, содержание и пути реализации единой государственной политики Российской Федерации внутри страны и на международной арене по вопросам, связанным с изменением климата и его последствиями. Учитывая стратегические ориентиры Российской Федерации, эта доктрина является основой формирования и реализации политики в области климата. Правовую основу данного документа составляют Конституция РФ, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента России и Правительства РФ, Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата от 09.05.1992 и другие международные договоры Российской Федерации, в том числе по проблемам окружающей среды и устойчивого развития.

Необходимо продолжить усилия по основным направлениям международной деятельности России в области охраны окружающей среды, в том числе:

  • — но сохранению биоразнообразия;
  • — защите озонового слоя от истощения;
  • — предотвращению антропогенного изменения климата;
  • — охране лесов и лесовосстановлению;
  • — борьбе с опустыниванием;
  • — развитию и совершенствованию системы особо охраняемых природных территорий;
  • — обеспечению безопасного уничтожения химического и ядерного оружия;
  • — решению проблем Мирового океана и межгосударственных региональных экологических проблем (сокращение трансграничного загрязнения, нормализация окружающей среды в бассейнах Балтийского, Черного, Азовского, Каспийского морей и Арктическом регионе).

К числу важнейших научных проблем, решение которых возможно лишь в рамках международного сотрудничества ученых, относится определение характеристик экологической устойчивости планеты в целом и основных подсистем биосферы. Благодаря своему научному потенциалу Россия может сыграть здесь одну из ведущих ролей.

Характерной чертой экологической ситуации в мире в настоящее время является ее межнациональный характер. При этом для России в международном плане приоритетное значение имеют:

  • — разработка мер по предотвращению опасного воздействия глобальных и трансграничных экологических процессов, упреждающее воздействие на процесс глобализации путем активного участия Российской Федерации в международных переговорах, касающихся использования природных ресурсов, трансграничного перемещения технологий, товаров и услуг, способных нанести экологический ущерб населению и природной среде;
  • — активное участие России в разработке международных мер, способствующих уменьшению техногенного воздействия на биосферу;
  • — обеспечение экологических интересов России при осуществлении внешнеэкономической деятельности, содействие экологизации положений действующих и планируемых международных договоров;
  • — активное участие в международных экологических организациях, в том числе входящих в систему ООН;
  • — обеспечение обязательной государственной экологической экспертизы и экологического контроля всех международных программ и проектов, реализуемых на территории России.

Средства обеспечения устойчивого развития. Можно выделить несколько основных положений механизма реализации устойчивого развития России:

  • 1) постоянное и неуклонное увеличение доли средств государственного бюджета, направляемых на охрану окружающей среды и природных ресурсов, что способствует повышению уровня устойчивости экосистем природных зон России и обеспечивает гражданам, социальным группам и обществу в целом право на проживание в чистой природной среде;
  • 2) создание экологического механизма защиты окружающей среды и природных ресурсов, обеспечивающего устойчивое их воспроизводство;
  • 3) формирование нормативного правового механизма, соотносящего развитие всех сфер общественного производства, его отраслей, отдельных предприятий и всех членов общества с реальным состоянием природных ресурсов и условиями окружающей среды;
  • 4) решение вопросов рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды на основе широкой информированности населения о состоянии природы, экономики, здравоохранения при организующей деятельности всех органов государственной власти и общественных организаций.

Наряду с совершенствованием законодательства должна изменяться и система регулирования использования природных ресурсов и охраны окружающей среды по следующим направлениям:

  • • укрепление системы государственного управления и совершенствование методов регулирования в сфере экологопользования и контроля за состоянием окружающей среды;
  • • разграничение сфер деятельности всех органов, осуществляющих государственное регулирование экологопользования и охраны окружающей среды и повышение их ответственности за неблагоприятное качество окружающей среды на территории России;
  • • комплексный подход к решению вопросов, связанных с охраной окружающей среды, со стороны органов государственного регулирования экологопользования (с учетом национально-территориального и природногеографического устройства Российской Федерации);
  • • экологически обоснованное размещение производительных сил, законодательное закрепление обязательных экологических требований и запретов (обязательное проведение государственной экологической экспертизы с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности требованиям экологической безопасности общества. Этому должна предшествовать оценка воздействия этой деятельности на состояние окружающей среды (далее в данной главе — ОВОС).

Решению проблем обеспечения устойчивого развития страны будет способствовать реализация государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012—2020 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 326. С учетом приоритетов государственной политики в сфере охраны окружающей среды целью данной программы является повышение уровня экологической безопасности и сохранения природных систем.

Успешное решение задач в сфере экологии явится важнейшим вкладом России в улучшение качества жизни населения страны, сохранение глобального биосферного потенциала и поддержание глобального экологического равновесия.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой