Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

О союзе науки с материализмом

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Историко-культурный взгляд на институт науки не подтверждает тезиса о долговечности гармонии между наукой и материализмом. Если обратиться к истории наук в странах древнего и средневекового Востока, то мы обнаружим, что там наука покоилась на принципиально иной методологической основе. Она росла в союзе с религиями пантеистического типа. Атеистам очень хотелось доказать, будто всякая наука… Читать ещё >

О союзе науки с материализмом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В. И. Ленин, как известно, решительно настаивал на важности союза естествоиспытателей с материалистами. Но такой союз есть всего лишь продукт преходящих исторических условий, но вовсе не принципиальное выражение общей природы всякой науки. Многие ученые, в особенности выдающиеся, упорно продолжают верить в Бога. Знаменитый биохимик М. Бехе сказал об этом так: «Количество ученых, верящих в Создателя или в существование некоторой Истины по ту сторону природы, гораздо больше, чем это пытаются представить популярные средства массовой информации. В целом процент верующих составляет 90% общего населения, и нет никакой причины думать, что среди ученых дело обстоит по-другому»[1].

Историко-культурный взгляд на институт науки не подтверждает тезиса о долговечности гармонии между наукой и материализмом. Если обратиться к истории наук в странах древнего и средневекового Востока, то мы обнаружим, что там наука покоилась на принципиально иной методологической основе. Она росла в союзе с религиями пантеистического типа. Атеистам очень хотелось доказать, будто всякая наука тяготеет к стихийному или «научному» материализму, поэтому они обходили стороной тему восточной науки либо настаивали на такой узкой дефиниции науки, согласно которой наука — это уникальный феномен Европы Нового времени. В. Гейзенберг писал, что современную атомную физику материализм XIX в. уже не устраивает: «развитие физики последних лет совершает очень отчетливо, если привести сравнение с античной философией, поворот от Демокрита к Платону»[2].

Религиозный пантеизм, свойственный прежде всего культурам индуизма, даосизма и буддизма, учит, что Абсолют присутствует в каждой части мира, и в том числе в вещах, с которыми имеет дело человек. Отсюда требование бережного и любовного отношения к природе и духовный запрет на своевольное экспериментирование с вещами и существами. Например, согласно доктрине реинкарнации безнравственно вмешиваться в естественный ход событий из познавательного любопытства, поскольку каждое явление может оказаться существом, воплотившимся в соответствии со своей кармой в минерал, растение или животное. Переселившиеся в эти формы души дожидаются повышения своего статуса, питая надежду когда-либо приблизиться к состоянию нирваны. Природа — живое целое; неумелое обращение с ее органами нарушает циклы превращений, отбрасывает перевоплощающиеся существа на более низкий уровень жизни и вынуждает их снова начинать уже пройденный путь. А это жестоко по отношению к объекту эксперимента и отягощает собственную карму ученого, отдаляет человека от нирваны как своей конечной цели.

В условиях господства такой идеологии потребность общества в научной теории и технических нововведениях способна удовлетворяться только особо отобранными и проверенными учеными. Ученый должен жить «не хлебом единым», быть глубоко религиозным человеком, умеющим подавлять в себе эгоизм, желание прославиться или разбогатеть на ниве научной деятельности. Ученых нужно защищать от развращающего влияния светского общества. Они обязаны проходить обряд посвящения, давать клятву беречь теоретические и технологические тайны, вести монашеский образ жизни и «не метать бисер перед свиньями-невеждами». В книге Э. Шюре «Великие посвященные» приводятся впечатляющие примеры обряда посвящения тех, кто выдержал все испытания, в «знающее» сословие.

  • [1] Behe М. J. Darwin’s Black Box. N. Y" 1966. P. 23.
  • [2] Гейзенберг В. Физика и философия. М., 1963. С. 38.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой