Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Возрастная периодизация психического развития

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В младшем школьном возрасте особое, ведущее значение в развитии интеллекта и личности ребенка приобретает учебная деятельность. Подростковый период наиболее сложен для определения ведущего вида деятельности. Основной деятельностью подростка продолжает быть учение в школе. «Успехи и неудачи на этом поприще, — пишет Д. Б. Эльконин, — продолжают служить основным критерием оценки подростков… Читать ещё >

Возрастная периодизация психического развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема возрастной периодизации является одной из важных в детской психологии. Возрастные периоды психического развития представляют собой качественно своеобразные ступени становления личности ребенка. Несмотря на то, что эти периоды зависят от физической зрелости организма ребенка, они могут не совпадать с его хронологическим возрастом. Определение границ отдельных возрастных периодов достаточно сложно. Развитие человека происходит непрерывно, своеобразие этого развития связано с историческими, географическими условиями его жизни, существуют также и индивидуальные особенности.

Критерии возраста определяются по-разному. Вспомним, что П. П. Блонский, например, за основу периодизации возраста брал такой параметр, как «энергетический баланс», который связан со степенью окостенения скелета, показателем чего может служить наличие зубов. Предлагалось также взять за основу возрастной периодизации кривую роста (первая полнота, первое вытягивание, замедленный рост, второе вытягивание), но, по-видимому, по одному симптому невозможно судить о развитии психики; тем более было бы неверно основным симптомом считать биологический признак, поскольку особенности психики существенным образом зависят от социальных условий, обучения и воспитания.

Проблему возрастной периодизации попытались в своих работах решить Л. С. Выготский и Д. В. Эльконин.

В частности, они выделили два типа периодов развития ребенка. Одни протекают медленно, с незначительными изменениями (стабильные периоды). Другие — стремительно, с нарастанием трудностей общения взрослого с ребенком. Как мы уже отмечали, было выделено пять таких периодов (кризисные периоды).

Кроме того, в работах были выведены основные психологические показатели возраста. Д. Б. Эльконин обращал внимание на закономерное появление у ребенка в каждом возрастном периоде интереса к определенному виду деятельности, который становится для него на данном этапе развития ведущим. Он, по мнению ученого, и является основным показателем психического возраста. Для младенца ведущим становится непосредственно-эмоциональное его общение с взрослым (исследования М. И. Лисиной). Дефицит эмоционального общения оказывает отрицательное влияние на психическое развитие в данный период. Для ребенка раннего возраста — это предметная деятельность, основными функциями которой является овладение им под руководством взрослого действиями и операциями с предметами, усвоение назначения этих предметов, способов употребления их людьми.

На границе раннего и дошкольного возраста развивается игра. В наиболее развитой своей форме (сюжетно-ролевая игра) она становится ведущей на протяжении всего дошкольного детства (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин).

В младшем школьном возрасте особое, ведущее значение в развитии интеллекта и личности ребенка приобретает учебная деятельность. Подростковый период наиболее сложен для определения ведущего вида деятельности. Основной деятельностью подростка продолжает быть учение в школе. «Успехи и неудачи на этом поприще, — пишет Д. Б. Эльконин, — продолжают служить основным критерием оценки подростков со стороны взрослых. С переходом в подростковый возраст в нынешних условиях обучения с внешней стороны также не происходит существенных изменений. Однако именно переход к подростковому периоду выделен в психологии как наиболее критический». Исследования Т. В. Драгуновой и Д. Б. Эльконина показали, что для подростка ведущее значение имеет интимно-личное общение со своими сверстниками. Основное содержание этого общения — другой подросток как человек с определенными личностными качествами.

Юношеский возраст, связанный с будущим самоопределением личности, характеризуется учебно-профессиональной деятельностью как ведущей в этом возрасте.

Л. С. Выготский в качестве одного из показателей психического развития ребенка выделяет психические новообразования, возникающие как результат развития на определенном возрастном этапе.

И, наконец, видимо, важны для характеристики возраста взаимоотношения человека с другими людьми, формы его общения с окружающими, требования, которые предъявляют окружающие к нему на данном этапе, соответствие этих требований внутренним условиям психической жизни ребенка, иными словами, социальная ситуация его развития.

Итак, возраст — это эпоха в жизни человека, характеризуемая ведущим видом его деятельности, социальной ситуацией его развития, психическими новообразованиями.

В заключение уточним границы возрастных периодов детства: от 0 до 2 месяцев — период новорожденности; от 2 месяцев — до 1 года — младенчество; от 1 года — до 3 лет — раннее детство;

от 3 лет — до 7 лет — дошкольное детство, которое делится на два основных периода — преддошкольный (3—5лет); собственно дошкольный, или как сейчас его называют, предшкольный возраст (5—7лет).

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Что такое психическое развитие?
  • 2. Каковы условия психического развития ребенка? Какое условие является ведущим?
  • 3. Какова взаимосвязь обучения и психического развития? Выберите верный, на ваш взгляд, ответ:
    • • обучение следует за развитием;
    • • обучение опережает развитие, при этом учитывается уровень психического развития ребенка;
    • • обучение опережает развитие.
  • 4. Что означает понятие «ведущий вид деятельности?» Почему ведущий вид деятельности является одним из показателей возраста?
  • 5. Что означает механизм интериоризации?
  • 6. Как вы понимаете содержание понятия «социальная ситуация развития»?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой