Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Измененные состояния сознания: изучение базовых факторов индукции на модели физиологических родов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Исследование измененных состояний сознания (ИСС) является развивающимся направлением в медицинской психологии, тесно соприкасающимся с изучением механизмов симптомообразования пограничных состояний в психиатрии. Представления об ИСС как особых режимах психики сложились в клинической психофармакологии и психокоррекции, когда в результате артифициальной индукции… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Основные подходы к изучению ИСС и их этиологии в современной психологии
    • 1. 1. Подходы к изучению ИСС в зарубежной психологии
      • 1. 1. 1. Исторические предпосылки развития теории ИСС
      • 1. 1. 2. Современные концепции ИСС
    • 1. 2. Подходы к изучению и описанию ИСС в отечественной психологии, физиологии и психиатрии
      • 1. 2. 1. Подходы к изучению ИСС в психиатрии
      • 1. 2. 2. Базовые принципы организации исследований сознания в советской психологии
      • 1. 2. 3. Концепции психических состояний и ИСС в отечественной психологии
    • 1. 3. Гипотезы, объясняющие этиологию ИСС в отечественной и зарубежной психологии
      • 1. 3. 1. Невротическая или конституциональная предрасположенность как фактор развития ИСС
      • 1. 3. 2. Система личностных установок как фактор индукции ИСС
      • 1. 3. 3. Роль креативности в индукции ИСС
  • Глава 2. Методика эмпирического исследования и её теоретическое обоснование
    • 2. 1. Методика обследования
    • 2. 2. Режим обследования и принцип формирования основной и контрольной группы
  • Глава 3. Описание результатов исследования и их обсуждение
    • 3. 1. Общие результаты
      • 3. 1. 1. Формальный анализ данных опроса и анализ достоверности различий в двух срезах
      • 3. 1. 2. Корреляционный анализ результатов обследования
      • 3. 1. 3. Анализ ковариации показателей психодиагностического обследования
      • 3. 1. 4. Факторный анализ данных обследования
    • 3. 2. Частные результаты исследования и сведения о структуре отдельных психических образований по данным использованных методик
      • 3. 2. 1. Сведения о влиянии механизмов психологических защит на результаты экспериментального исследования
      • 3. 2. 2. Сведения о структуре Опросника признаков ИСС
      • 3. 2. 3. Сведения о структуре Теста дивергентного мышления
      • 3. 2. 4. Факторная структура Теста «Инспирит» и «ТОР»
      • 3. 2. 5. Сведения о структуре Теста «САН»

Измененные состояния сознания: изучение базовых факторов индукции на модели физиологических родов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Исследование измененных состояний сознания (ИСС) является развивающимся направлением в медицинской психологии, тесно соприкасающимся с изучением механизмов симптомообразования пограничных состояний в психиатрии. Представления об ИСС как особых режимах психики сложились в клинической психофармакологии и психокоррекции, когда в результате артифициальной индукции вызывались значительные пр силе, но полностью обратимые изменения психического состояния человека. Сходные по феноменологии и симптоматике состояния наблюдались и у здоровых людей в необычных или экстремальных условиях, что стало основанием для начала изучения ИСС как непатологических компенсаторных психических реакций на воздействие интенсивного стресса.

Несмотря на значительное количество работ по данной тематике, физиологические и психологические механизмы возникновения и развития ИСС в настоящее время недостаточно изучены как в медицине, так и в психологии, не существует и общепризнанной типологии ИСС. Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью разработки подходов для диагностики таких состояний и их последующей классификации.

В настоящее время сформировалось поле фундаментальных междисциплинарных исследований — «наука о сознании», в рамках которой разрабатываются частные теории, направленные на системное описание феномена сознания человека. В зарубежной психологии традиция изучения ИСС берет начало в трудах W. James (1902, 1904) и получает наиболее полное развитие в работах A. Ludwig (1966) — Ch. Tart (1969, 1972, 1976) — R. Fischer (1971) — С. Martindale (1973, 1977) — S. Krippner (1971, 1972, 2000) — A.

Dittrich (1981) — A. Kokoszka (1987) — R. Van Quekelberghe, G. Altstotter-Gleich, E. Hertweck (1991) — M. Simoes (2002) и ряда других авторов. В отечественной науке параллельно разрабатывались три взаимодополняющих подхода. Физиологический подход, представленный в работах В. М. Бехтерева (1903 — 1907) — А. А. Ухтомского (1928) — П. К. Анохина (1968) — Н. П. Бехтеревой (1977, 1978, 1988) — В. А. Илюхиной (1986, 1999) и др. соотносит функциональные состояния мозга, психические процессы и поведение человека в норме и патологии. Психиатрическая школа, представленная в трудах Ю. В. Каннабиха (1928) — П. Б. Ганнушкина (1933) — А. А. Меграбяна (1966) — Б. Д. Карвасарского (1980) — Ю. А. Александровского (1973, 1993) — А. Б. Смулевича (1983, 2000) и др. изучает преимущественно виды и формы нарушения сознания. Клинико-психологическое направление, получившее развитие в 1970;е годы, обратилось к изучению механизмов развития психических состояний (Н.Д. Левитов, 1964; Д. Н. Узнадзе, 1966; В. Н. Мясищев, 1960,1974; JI.M. Веккер, 1974; Е. П. Ильин, 1978; А. Т. Немчин, 1983; Л. П. Гримак, 1987, 1999; и др.).

Настоящее исследование выполнено в традициях школы академика Н. П. Бехтеревой и профессора Л. И. Спивака, в рамках которой была инициирована первая в отечественной психологии научная программа изучения ИСС, реализуемая в течение последних 15 лет на базе ИМЧ РАН. В соответствии с этим подходом, ИСС рассматриваются нами как группа неспецифических адаптивных реакций, развивающихся на фоне стресса под влиянием различных дестабилизирующих факторов.

Цель исследования состоит в изучении базовых механизмов этиологии ИСС у здоровых людей в необычных и экстремальных условиях в связи с задачами оценки их значения в формировании патологии, профилактики личностных девиаций, и психокоррекции.

Реализация поставленной цели предполагает последовательное решение следующих задач:

1. Определить ведущие подходы к описанию этиологии и патогенеза ИСС в современной клинической психологии и смежных дисциплинах, выделив базовые факторы возникновения и развития таких состояний.

2. Определить вклад личностных установок (религиозно-психологических аттитюдов) в возникновение и поддержание ИСС у здоровых людей.

3. Определить роль и значение фактора невротизации как личностно-типологической характеристики в возникновении и поддержании ИСС у здоровых людей.

4. Изучить роль дивергентного мышления (креативности) в возникновении и поддержании ИСС у здоровых людей.

5. Описать структуру и соотношение факторов, определяющих возникновение и развитие ИСС у здоровых людей под воздействием стресса.

Предметом исследования стали измененные состояния сознания, теоретически определяемые нами как одна из возможных, хотя и неоптимальных, стратегий адаптации, которая задействуется в необычных или экстремальных условиях под воздействием интенсивных эндои экзогенных факторов. На практике признаками ИСС выступает психическая репрезентация необычных переживаний, связанных с изменением привычных паттернов восприятия и характера ощущений в различных сенсорных модальностях (аудиовизуальные иллюзии), явления пространственной деперсонализации, сильные амбивалентные эмоции, увеличение уровня внушаемости и другие реакции, перечисленные в 15 заданиях опросника признаков ИСС, созданного в ИМЧ РАН.

Объектом исследования стали здоровые женщины на доношенных сроках беременности, готовящиеся к плановым физиологическим родам и испытывающие выраженный стресс, связанный с предстоящими родами и женщины в ранний послеродовой период, а также респонденты контрольной группы студентов и преподавателей (преимущественно женщины), испытывающие повседневный стресс.

Основная гипотеза исследования состоит в том, что возникновение и развитие ИСС можно в значительной степени объяснить сочетанным или изолированным действием трех факторов, на основании чего нами были сформулированы три частных гипотезы работы.

В соответствии с первой гипотезой, ИСС связаны с определенными личностно-поведенческими характеристиками и имеют невротическую природу.

Вторая гипотеза предполагает, что возникновение ИСС связано с когнитивно-интеллектуальным процессом, а именно с продуктивной активностью творческого воображения.

Третья гипотеза рассматривает переживания ИСС как реализацию религиозно-психологических установок личности.

В качестве теоретико-методологической основы диссертационного исследования выступили теория отношений личности (В.Н. Мясищев, 1960), теория установки (Д.Н. Узнадзе, 1966), диспозиционная теория личности (G. Allport, 1967), теория функциональных систем (В. Блок, 1970; П. К. Анохин, 1973; Н. Н. Данилова, 1992) и непосредственно связанная с ней теория атрессаг (F. Селье, 1956; Л.А. Китаев-Смык, 1983; Л. П. Гримак, 1987; С. Т. Посохова, 2001), концепция ИСС Л. И. Спивака (1988) и Д. Л. Спивака (2000), а также концепция устойчивых патологических состояний (Н.П. Бехтерева, Ю. В. Гоголицын, Ю. Д. Кропотов, С. В. Медведев, 1985), в применении к вариантам нормы. При выборе родового стресса в качестве модельного материала для изучения этиологии ИСС у нормальных людей мы руководствовались работами D.W. Winnicott (1960), L. Brudal (1989), К. Wistrand (1993), Э. К. Айламазяна (1996), В. В. Абрамченко и Н.П.

Коваленко (2001), в которых признается существование выраженных ИСС у беременных.

Методы и методики исследования: наблюдение, опрос, метод анализа документов (анамнез, история родов) — экспериментально-психодиагностический методметоды количественного и качественного анализа данных психологического исследования. Использовались следующие психодиагностические методики: «Шкала для психологической экспресс-диагностики уровня невротизации» Б. В. Иовлева с соавторамиТест «САН» (модификация Н.А. Курганского) — «Тест дивергентного мышления» из батареи креативных тестов Ф. ВильямсаТест «Инспирит» Дж. Касса- «Тест-опросник уровня религиозности» Ю. В. Щербатых и «Опросник признаков ИСС» Л. И. Спивака.

Положения, выносимые на защиту:

Наиболее значимым фактором, определяющим возникновение ИСС у здоровых людей под воздействием стресса, являются личностные установки (религиозно-психологические аттитюды).

Значительный вклад в развитие ИСС вносит невротическая предрасположенность субъекта (невротизация), которая характеризует нестабильность механизмов личностной адаптации.

Дивергентное мышление (креативность) не оказывает выраженного влияния на развитие ИСС, что свидетельствует об отсутствии когнитивно-интеллектуального компонента в регуляции таких состояний.

Самоотчеты о переживаниях ИСС подвержены влиянию внутриличностных механизмов психологических защит, реализующих конформную установку респондентов давать социально-желательные ответы на задания опросников.

Научная новизна диссертации состоит в том, что исследование, направленное на проверку комплекса гипотез относительно причин развития ИСС, выявление психологических коррелятов таких состояний, и установление соотношения факторов, определяющих их индукцию, проведено впервые как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В ходе работы были впервые получены данные о значительном сходстве структуры религиозно-психологических аттитюдов у россиян и американцев.

Теоретическая значимость работы заключается:

— в системном анализе подходов к изучению измененных состояний сознания в физиологии, психиатрии и клинической психологии и выделении основных направлений в их дескрипции;

— в определении ведущей роли личностных установок в развитии ИСС, что указывает на преимущественно рефлексивную природу этого психического феномена и открывает перспективы его дальнейшего исследования.

Практическая значимость исследования определяется широким распространением ИСС в популяции и глубокой социализированностью ряда их форм в современной культуре, что обуславливает необходимость разработки методики для экспресс-диагностики ИСС, а также уточнения мишеней для их психокоррекции как традиционными, так и новыми методами, в частности, методом биологической обратной связи.

Апробация результатов исследования. Результаты проведенного исследования были представлены на заседаниях научной группы нейрофизиологии мышления, творчества и сознания академика Н. П. Бехтеревой ИМЧ РАН, в докладах на VI Международном философско-культурологическом конгрессе (2003), на Международном интердисциплинарном научно-практическом конгрессе Института этнологии и антропологии им Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (2004) и на V Всероссийском конгрессе по пренатальной и перинатальной психологии, психотерапии и перинатологии (2005). По материалам выполненного исследования были проведен семинар на психолого-педагогическом факультете РГПУ им А. И. Герцена в Санкт-Петербурге. Часть настоящего исследования была выполнена в рамках научно-исследовательских проектов, поддержанных Российским фондом фундаментальных исследований (грант 03−06−80 379) и грантом научной школы академика Н. П. Бехтеревой (НШ-1921. 2003. 4.).

Внедрение результатов исследования. Психодиагностический комплекс, созданный в рамках данного исследования, нашел применение в реализуемой на базе второго дородового отделения ИАГ им Д.О. ОТТА РАМН системе подготовки беременных женщин к родам.

Заключение

.

Несмотря на то, что результаты исследования были получены преимущественно на материале физиологических родов и имеют тендерную специфичность, характер полученных данных дает основание предположить конструктивность и теоретическую допустимость экстраполяции результатов на теорию ИСС в целом. Анализ результатов проведенного исследования позволил сделать следующие выводы:

1. В клинической психологии и смежных дисциплинах выделяются три подхода к описанию этиологии измененных состояний сознания: первый концептуализирует связь ИСС невротизациейвторой предполагает, что в основе индукции ИСС лежит механизм когнитивной установкитретий подход рассматривает ведущим механизмом развития ИСС дивергентное мышление.

2. Интериоризированные религиозно-психологические установки опосредуют процессы психического отражения и определяют глубину рефлексии возникающих в необычных и/или экстремальных условиях измененных состояний сознания в соответствии с мировоззрением, смысложизненными и ценностными ориентациями личности.

3. Значительное влияние на развитие измененных состояний сознания оказывает уровень невротизации, который характеризует эмоциональные и психосоматические особенности личностной регуляции, отражая как статичные личностные свойства, так и динамически изменяющиеся состояния. Уровень невротизации позволяет установить меру резистентности субъекта к воздействию широкого спектра внешних и внутренних дестабилизирующих факторов и указывает на степень вероятности возникновения ИСС как неспецифических адаптивных реакций.

4. Дивергентное мышление как специальный компонент интеллекта (по модели Дж. Гилфорда) не оказывает выраженного влияния на возникновение и развитие ИСС.

5. Индукция измененных состояний сознания у здоровых людей при стрессе преимущественно связано с механизмом когнитивной установки и Предрасположенностью к развитию невротических и неврозоподобных реакций. Обнаруженные психологические корреляты ИСС позволяют сделать предположение об изоморфности механизмов их возникновения у здоровых людей под воздействием интенсивного стресса и в повседневной жизни, что является свидетельством принадлежности ИСС к ряду непатологических психических явлений.

6. При оценке выраженности измененных состояний сознания необходимо учитывать влияние психологических защит респондентов на данные самоотчетов. Конформная установка, проявляющаяся в стремлении соответствовать общепринятым социальным нормам и оправдывать ожидания окружающих («социальная желательность»), способствует вытеснению или рационализации воспоминаний о необычных психических феноменах, воспринимаемых как патологические состояния или симптомы психических заболеваний.

7. Религиозно-психологические установки при выраженном стрессе проявляются в трех видах ориентаций: внутренней «последовательной» религиозности, внешней «непоследовательной» или «невротической» религиозности, и синкретической «псевдорелигиозной» ориентации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В., Коваленко Н. П. Перинатальная психология. Теория, методология, опыт. СПб.: Издательство СПБГУ, 2001. — С. 146 — 167.
  2. Э.К. Акушерство. СПб.: Спецлит, 2003. — 512 с.
  3. Ю. А. Клиническая фармакология транквилизаторов. М.: Медицина, 1973. — С. 5 — 37.
  4. Ю.А. Глазами психиатра. 2 Изд. М.: Советская Россия, 1985.-256 с.
  5. Ю.А. Пограничные психические расстройства. М.: Медицина, 1993. — 272 с.
  6. В.М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психологика Т.1). СПб.: ДНК, 2000. — 368 с.
  7. В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. С.Пб.: Речь, 2003.-368 с.
  8. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. -339 с.
  9. П.К. Теория функциональных систем // Общие вопросы физиологических механизмов. Анализ и моделирование биологических подсистем / Под. ред. П. К. Анохина. М.: Наука, 1970.-С. 6−41
  10. П.К. Принципы системной организации функций. М.: Наука, 1973.-С. 5−61.
  11. В.М., Столяров Г. В. Сенсорная изоляция // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1966. № 9. — С. 1428 -1440.
  12. . Р. Развитие я-концепции и воспитание / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. — С. 32 — 70.
  13. В.М. Избранные труды по психологии личности: В 2-х т. Т. 1: Психика и жизнь. СПб.: Алетейя, 1999. — 255 с.
  14. Н.П. Здоровый и больной мозг человека / 2-е изд. JL: Наука, 1988.-262 с.
  15. Н.П., Гоголицын Ю. Л., Кропотов Ю. Д., Медведев С. В. Нейрофизиологические механизмы мышления. Отражение мыслительной деятельности в импульсной активности нейронов. JL: Наука, 1985.-272 с.
  16. Н.П., Камбарова Д. К., Поздеев В. К. Устойчивое патологическое состояние при болезнях мозга. JI.: 1978. — 239 с.
  17. Е. Руководство по психиатрии (1920) / Пер. с нем. М.: Изд-во независимой психиатрической ассоциации, 1993. — 544 с.
  18. В. Уровни бодрствования и внимание // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже- Пер. с фр. М.: Прогресс, 1970. — Вып, V. — С. 97 — 147.
  19. И.М. Смысловая организация современного религиозного опыта личности: Автореф. дисс. канд. пс. наук. СПб., 2002. — 22 с.
  20. В.М. Психосоматические и электрофизиологические соотношения при доношенном сроке беременности, родах и в послеродовом периоде, протекающих с измененным психическим состоянием: Автореф. дисс. канд. мед. наук. СПб., 2002. — 23 с.
  21. Г. И. Пути многоуровневого взаимодействия матери и её неродившегося ребенка // Перинатальная психология и медицина. Ч. 1. Иваново, 2001. — С. 164 — 179.
  22. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2000. — 528 с.
  23. Л.И., Ерышев О. Ф., Клубова Е. Б. Отношение к болезни, алкогольная анозогнозия и механизмы психологической защиты убольных алкоголизмом // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1993. № 2, — С. 13−21.
  24. Л.И., Щелкова О. Ю. Медицинская психодиагностика: Теория, практика и обучение. СПб.: Филологический факультет СПбГУ- - М.: Академия, 2003. — 736 с.
  25. JI.M. Психические процессы. Л.: Изд — во ЛГУ, 1974. — Т. 1. -332 с.
  26. Е.Г. Психологические состояния беременных женщин в условиях острого и хронического стресса и особенности их психокоррекции. Автореф. дисс. канд. пс. наук. Томск, 2003. — 14 с.
  27. В. Очерки психологии / Пер. с нем. М.: Московское книгоиздательство, 1912. — С. 3 — 6.
  28. Л.С. Психика, сознание, бессознательное // Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. — С. 132 — 148.
  29. В.А. Системные описания в психологии. Л.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1984. — С. 126 — 142.
  30. П.Б. Клиника психопатий. Их статика, динамика, систематика (1933). Н. Новгород: Изд-во НГМД, 1998. — 128 с.
  31. В.А. Психиатрия. Руководство для врачей и студентов. Изд. 2-е, перераб. и доп. М. — Л.: Биомедгиз, 1935. — 752 с.
  32. Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988. — С. 65 — 67, 257 — 280.
  33. Е.А. Изучение эмоциональных и когнитивных характеристик психических состояний на модели нормальных родов: Автореф. дисс. канд. пс. наук. СПб.: 2002. — 22 с.
  34. Л.П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1987. -286 с.
  35. Л.П. Тайны гипноза. Современный взгляд. СПб.: Питер, 2004. — 304 с.
  36. С. За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии / Пер. с англ. М.: ACT, 2002. — 504 с.
  37. Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. М.: МГУ. 1992. — 192 с.
  38. У. Воля к вере / Пер. с англ. М.: Республика, 1997. — С. 224 -240,359−373.
  39. В.А., Лаврентьева Н. А., Мирошенников М. П., Шарий В. Б. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния // Вопросы психологии. 1973. № 6. — С. 141 — 145.
  40. С.В., Сёмин И. Р. Измененные состояния сознания: Психологическая и философская проблема в психиатрии. -Новосибирск, Изд-во СО РАН, 2001. 204 с.
  41. А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. -СПб: Академический проект, 2004. 576 с.
  42. .В. Патопсихология (1976). М.: Академия, 1999. — 208 с.
  43. К.Э. Психология эмоций (1978) / Пер. с англ. СПб: Питер, 1999.-464 с.
  44. Е.П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния // Теория функциональных систем в физиологии и психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова и В. Б. Швыркова. М.: Наука, 1978.-С. 326−340.
  45. Е.П. Ильин. Психофизиология физического воспитания: Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности. М.: Просвещение, 1983. -223 с.
  46. Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005.-412 с.
  47. В.А. Нейрофизиология функциональных состояний человека. Л.: Наука, 1986. — 171 с.
  48. В.А. Принципы взаимодополнения и соизмеримости как основа новых технологий исследования в области нейрофизиологии функциональных состояний. Ж. Физиология человека, 1999, Т. 25, № 2, С. 14−24.
  49. К., Фурман Д. Религиозность в России в 90-е годы / Старые церкви, новые верующие: религия в массовом сознании постсоветской России. СПб. — М.: Летний сад, 2000. — С. 7 — 48.
  50. Ю.В. История психиатрии. (Репринт 1928 года) — М.: ЦТР МГПВОС, 1994. 528 с.
  51. И.Б. Психические состояния при нормальном и осложненном течении беременности: Автореф. дисс. канд. мед. наук. СПб., 1995. -22 с.
  52. .Д. Неврозы. М.: Медицина, 1980. — 448 с.
  53. .Д. Медицинская психология. Л.: Медицина, 1982. -271 с.
  54. О.В. Избранные труды. М.: Медицина, 1971. — 312 с.
  55. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983. — 368 с.
  56. Н.А., Чернуха Е. А., Соловьева А. Д., Кочиева С. К. Психовегетативные особенности женщин после родов // Актуальные вопросы акушерства и гинекологии. 2001 — 2002. — Т. 1. № 1. — С. 42.
  57. Э.А. Психофизиология сознания и бессознательного. -СПб.: Питер, 2004. 167 с.
  58. О.Н., Лебедев В. И. Психология и психопатология одиночества. -М.: Медицина, 1972. 337 с.
  59. . К. Индивидуальные различия (1998) / Пер. с англ. М.: Аспект пресс, 2000.-С. 106−122.
  60. В.В., Петренко В. Ф., Рассохин А. В. Измененные состояния сознания: психологический анализ // Вопросы психологии. 1998. № 3. -С. 70−74, 77.
  61. В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989.-304 с.
  62. М.С., Мясищев В. Н. Введение в медицинскую психологию. Л.: Медицина, 1966.-431 с.
  63. Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. — С. 18−21.
  64. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М: Наука, 1982. -С. 7.
  65. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. 2-е изд. М.: Медицина, 1983. — С. 6 — 12.
  66. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-С. 263.
  67. А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1998. — С. 5 — 141.
  68. А.А. Личность и сознание (в норме и патологии). М.: Медицина, 1978. — 176 с.
  69. С.В., Пахомов С. В. Динамическая организация мозговых систем. Л.: Наука, 1989. — 246 с.
  70. Механизмы деятельности мозга человека. Часть I. Нейрофизиология человека / Под ред. Н. П. Бехтеревой. Л.: Наука, 1988. — С. 267 — 289.
  71. И.Ф., Щербатых Ю. В., Кравцова М. С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности // Психологический журнал. 1996. — Том 17. № 6. — С. 119 — 122.
  72. В.Н. Проблемы личности в психологии и медицине // Актуальные вопросы медицинской психологии. Л., 1974. — С. 5 — 25.
  73. В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника сознания. М.: Прометей, 1989. — С. 223 -229.
  74. Т. А. Состояния нервно-психического напряжения. JL: Изд-воЛГУ, 1983.-С. 12−17, 116−126.
  75. И.П. Объективное изучение высшей нервной деятельности животных // Полное собрание сочинений. Т. 3. кн. 1. — М. — JL: Изд-во АН СССР, 1951.-С. 248.
  76. В.Н. Психология человека. СПб: Изд-во В. А. Михайлова, 2000.- 190 с.
  77. В.В., Космолинский Ф. П., Душков Б. А. Космическая биология и медицина. М.: Просвещение, 1970. — 223 с.
  78. К.И., Вельвовский И. И. Психопрофилактика болей в родах. -М.: Медгиз, 1940.-С. 28.
  79. С.Т. Психология адаптирующейся личности. С-Пб: Изд-во РГПУ им А. И. Герцена, 2001. — 240 с.
  80. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова и С. А. Маничева. СПб: Питер, 2000. — С. 309 -314.
  81. Психика и роды / Под ред. Айламазяна Э. К. СПб: Яблочко СО, 1996. С. 31−37.
  82. Е.В. О личности шамана // Советская этнография. 1974. № 3. — С. 104−111.
  83. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека (1961) / Пер. с англ. М.: Издательская группа «Универс», 1994. — 480 с.
  84. C.JT. Основы общей психологии (1946). СПб.: Питер, 2002. — 720 с.
  85. Г. Очерки об адаптационном синдроме (1952) / Пер. с англ. -М.: Медгиз, 1960.-254 с.
  86. , П.И., Парняков, А.В. Введение в клиническую психологию: Учебник для студентов медицинских вузов / Под ред. В. В. Макарова. -М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. Т. 1. С. 297−300.
  87. П. В. Созидающий мозг. М.: Наука, 1993. — 112 с.
  88. В.М. Стереотаксическая неврология. JL: Медицина, 1976. -264 с.
  89. А.Б. Малопрогредиентная шизофрения и пограничные состояния. М.: Медицина, 1987. — 240 с.
  90. А.Б. Расстройства личности (психопатии). // Руководство по психиатрии. / Под ред. ак. А. С. Тиганова. М.: Медицина, 1999. Т. 2. С. 558−606.
  91. А. В. Клиническая психопатология // Руководство по психиатрии / Под ред. акад. А. С. Тиганова М.: Медицина, 1983. — Т. 1 -480 с.
  92. Д.Л. Лингвистика измененных состояний сознания. Л.: Наука, 1986. — 92 с.
  93. Д.Л. Измененные состояния сознания. Психология и лингвистика. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2000,-С. 5−68.
  94. Д.Л. Многообразие религиозного опыта (к столетию публикации книги У. Джеймса) // Точки Puncta. — 2002. — Т. 2. № 3 -4.-288 с.
  95. Л.И. Измененные состояния сознания у здоровых людей (постановка вопроса, перспективы исследований) // Физиология человека. 1988. № 1. — С. 138 — 147.
  96. Л.И. Измененные состояния сознания при лечении невротических расстройств (опыт применения методики голотропного дыхания) // Физиология человека. 1992. № 2. — Т. 18. — С. 22 — 27.
  97. Справочник практического психолога. Психодиагностика / Под ред. С. Т. Посоховой. СПб.: Сова, 2005. — С. 478 — 507.
  98. . Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб.: Речь, 2003. С. 56−71.
  99. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. — С. 35
  100. А. А. Избранные труды. Л.: Наука, 1978. — 358 с.
  101. Т.К. Пограничные нервно-психические расстройства.-М.: Медицина, 1987.-400 с.
  102. В. Человек в поисках смысла (1963) / Под ред. Л .Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. Пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  103. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции (1916) / Пер. с нем. М.: Наука, 1989.-456 с.
  104. Л., Зиглер Д. Теории личности (1976) / Пер. с англ. СПб.: Питер, 1997. — 607 с.
  105. К. Собрание сочинений по психопатологии: В 2 т. / Пер. с нем. М.: Академия- СПб.: Белый кролик, 1996. Т. 2. 256 с.
  106. Allport G.W. The Person in Psychology. Boston: Beacon Press. 1968. — P. 117−126.
  107. Allport G.W., Ross J.M. Personal Religious Orientation and Prejudice // Journal of Personal and Social Psychology. 1967. № 4. — Vol. 5. — P. 432 -443.
  108. Baars B.J. A Cognitive Theory of Consciousness. New York: Cambridge University Press, 1988. — P. 110−145.
  109. Ballard C.G., Stanley A.K., Brockington I.F. Post-Traumatic Stress Disorder (PTSD) after Childbirth // British Journal of Psychiatry. 1995. № 4.-Vol. 166.-P. 525−528.
  110. Beck A.T., Ward C.H., Mendelson M., Mock J., Baugh J. An Inventory for Measuring Depression // Archives of General Psychiatry. 1961. — Vol. 4. -P. 561 -571.
  111. Brudal L.F. Psysiske Kriser i et Nytt Perspektiv. Oslo: Tano, 1989. — 128 P
  112. Chalmers B. Pregnancy and Parenthood: Heaven or Hell. South Africa: Berev Publications, 1997. — 356 p.
  113. Cooper P., Murray L., Stein A. Postnatal Depression // European Handbook of Psychiatry and Mental Health. 1992. 1255 p.
  114. Cox J.L., Holden J.M., Sagovsky R. Detection of Post-Natal Depression. Development of the 10-Item Edinburgh Post-Natal Depression Scale // British Journal of Psychiatry. 1987. № 6. — Vol. 150. P. 782 — 786.
  115. Csikszentmihalyi M. The Domain of Creativity // Theories of Creativity / Ed. M.A. Runco, R.S. Albert. Newbury Park: Sage, 1990. — P. 190 — 212.
  116. Deikman A. The Meaning of Everything // The Nature of Human Consciousness / Ed. E. Ornstein. San Francisco: W. H. Freeman, 1973. -P. 317−326.
  117. Dennis C.L. The Effect of Peer Support on Postpartum Depression: A Pilot Randomized Controlled Trial // The Canadian Journal of Psychiatry. -2003. № 2.-Vol. 48.-P. 115−124.
  118. Dittrich A., van Arx S., Staub S. International Study on Altered States of Consciousness (ISACS): Part I // Schweizer Zeitschrift fur Klinische Psychologie und ihre Anwendung. 1981. № 40. — P. 189 — 200.
  119. Dittrich A. The Standardized Psychometric Assessment of Altered States of Consciousness (ASCs) in Humans // Pharmacopsychiatry. 1998. — Vol. 31, Suppl. 2. № 7. P. 80−84.
  120. Encyclopedia of Psychology / Ed. Kazdin, A.E. Washington, D.C.: American Psychological Association- Oxford- New York: Oxford University Press. — Vol. 1−8. 2000.
  121. Experimental and Theoretical Studies of Consciousness / Ed. G.R. Bock & J. Marsh. Chichester, NY, Toronto: John Wiley & Sons, 1993. — 318 p.
  122. Fischer R. A Cartography of the Ecstatic and Meditative States // Science. -Vol. 174. № 4012, 26 November 1971. P. 897 — 904.
  123. R., Walsh P. N., & McGinley P. A Century of Psychology: Progress, Paradigms and Prospects for the New Millennium. London, New York: Routledge, 1997. — 329 p.
  124. Gilbert P. Depression: the Evolution of Powerlessness. Hove: Lawrence Erlbaum, 1992.-P. 44−49.
  125. Goodwin С. J. A History of Modern Psychology. New York: Wiley, 1999. P. 100−116- 179−181.
  126. Grof C. The Thirst for Wholeness. Attachment, Addiction and the Spiritual Path. San Francisco: Harper, 1993. — P. 35 — 83.
  127. Grof S. Modern Consciousness Research and the Quest for New Paradigm // Revision. 1979. № 2. — Vol. 1. — P. 40 — 52.
  128. Handley S.L., Dunn T.L., Waldron G., Baker J.M. Tryptophan, Cortisol and Puerperal Mood // British Journal of Psychiatry. 1980. № 5. — Vol. 136. P. 498−508.
  129. Harris В., Lovett L., Newcombe R.G., Read G.F., Walker R., Riad-Fahmy D. Maternity Blues and Major Endocrine Changes: Cardiff Puerperal Mood and Hormone Study II // British Medical Journal. 1994. № 6934. — Vol. 304. P. 949−953.
  130. Hebb D.O. Textbook of Psychology. Philadelphia: Saunders, 1958. P. 120 -138.
  131. Hood R. Jr. Religious Orientation and the Report of Religious Experience // Journal for the Scientific Study of Religion. 1970. № 4. — Vol. 9. P. 255 -268.
  132. Hoop H. De. Hysterical Neurosis // The European Handbook of Psychiatry and Mental Health / Ed. Seva A. Barcelona — Zaragoza: Antropos -Prensas Universitarias de Zaragoza, 1991. — P. 679 — 685.
  133. James W. Does Consciousness Exist? // Journal of Philosophy, Psychology & Scientific Method. № 1. Sept. 1904. P. 477 — 491.
  134. James W. The Varieties of Religious Experience. New York, The New American Library, Inc., 1958 (orig. 1902)
  135. Kass J. D., Friedman R., Lesserman J., Zuttermeister P., Benson H. Health Outcomes and a New Index of Spiritual Experiences // Journal for the Scientific Study of Religion. 1991. — Vol. 30. № 2. P. 203 — 211.
  136. Koch С. The Quest for Consciousness: A Neurobiological Approach. -Englewood: Roberts and Co. 2004. 429 p.
  137. Kosslyn S.M. Image and Brain The Resolution of the Imagery Debate. -Cambridge, Mass.: The MIT Press, 1996. 528 p.
  138. Krippner S. Altered states of consciousness // In J. White (Ed.) The highest state of consciousness Garden City, NY.: Anchor/Doubleday, 1972. — P. 1−5.
  139. Krippner S. The Epistemology and Technologies of Shamanic States of Consciousness // Journal of Consciousness Studies. 2000. № 7. — P. 93 -118.
  140. Kumar R. Childbirth and Mental Illness // Triangle: Sandoz Journal of Medical Science. 1990. — Vol. 29. № 2/3. P. 73 — 82.
  141. Lewin J.S., Schiller P. Is There a Religious Factor in Health? // Journal of Religion and Health. 1987. № 1. — Vol. 26. P. 9 — 36.
  142. Lilly J.C. Mental Effects of Reduction of Ordinary Levels of Physical Stimuli on Intact Healthy Persons // Psychological Research Reports. -1956. № 5.-P. 1−9.
  143. Ludwig A. Altered States of Consciousness // Archives of General Psychiatry. 1966. № 3. — Vol. 15. P. 225 — 234.
  144. Lynn S.J., Rhue J.W. The Fantasy Prone Person: Hypnosis, Imagination and Creativity // Journal of Personality and Social Psychology. 1986. № 2. -Vol. 51.-P. 404−408.
  145. MacDonald D. A. Spirituality: Description, Measurement and Relation to the Five Factor Model of Personality // Journal of Personality. 2000. February (№ 1). — Vol. 68. — P. 191 — 193.
  146. Martindale C., Greenough J. The Differential Effect of Increased Arousal on Creative and Intellectual Performance // The Journal of Genetic Psychology. 1973. — Vol. 123. P. 329 — 335.
  147. Martindale С. Theories of the Evolution of Consciousness I I Journal of Altered States of Consciousness. 1977 — 1978. № 3. P. 261 — 279.
  148. Martindale C. Personality, Situation, and Creativity // Handbook of Creativity. Ed. J. A. Glover, R. R. Ronning & C. R. Reynolds. New York: Plenum, 1989. — P. 211 — 232.
  149. Maslow A.H. Religions, Values and Peak Experiences. N.Y.: Viking Press, 1964.-340 p.
  150. Psychiatry. Diagnosis & Therapy // Ed. J. A. Flaherty, R. A. Channon & J. M. Davis. Prentice-Hall International Inc. 1988. — P. 232 — 235.
  151. Quekelberghe R. Van, Altstotter-Gleich G., Hertweck E. Assessment Schedule for Altered States of Consciousness: a Brief Report // Journal of Parapsychology, 1991. № 12. — Vol. 55. — P. 377 — 390.
  152. Searle J.R. Minds, Brains, and Programs // Behavioral and Brain Sciences.- 1980. № 3.-P. 417−457.
  153. Simoes M. Altered States of Consciousness and Psychotherapy. A Cross-Cultural Perspective // The International Journal of Transpersonal Studies. -2002.-Vol. 12. P. 145- 152.
  154. Singer J.L., McCraven V.G. Some Characteristics of Adult Day-Dreaming //Journal of Psychology. 1961. — Vol. 51. — P. 151 — 164.
  155. Shepard R. Mind Sights: Original Visual Illusions, Ambiguities and Other Anomalies, with a Commentary on the Play of Mind in Perception and Art.- New York: W.H. Freeman and Co. 1990. 228 p.
  156. Spivak L., Bechtereva N., Spivak D., Danko S., Wistrand K. Gender-Specific Altered States of Consciousness // The International Journal of Transpersonal Studies. 1998. № 2. — Vol. 17. — P. 181 — 185.
  157. Spivak L., Spivak D., Wistrand K. New Psychic Phenomena Related to Normal Childbirth // The European Journal of Psychiatry. 1993. № 4. -Vol. 7. P. 239−243.
  158. Suler J.R. Primary Process Thinking and Creativity // Psychological Bulletin. 1980. — Vol. 88. — P. 144 — 165.
  159. Summers G.F. Attitude Measurement. Chicago: Rand McNally, 1970. -P. 235−253.
  160. Tart Ch. States of Consciousness and State-Specific Sciences // Science. -1972.-Vol. 176. P. 1203- 1210.
  161. Tart Ch. Discrete States of Consciousness // Symposium on Consciousness. N.Y.: Viking Press, 1976. — P. 89 — 175.
  162. Treadway C.R., Kane F.J., Jarreni-Zadeh A., Lipton M.A. A Psychoneuroendocrine Study of Pregnancy and the Puerperium // American Journal of Psychiatry. 1969. № 10. — Vol. 125. — P. 1380 — 1392.
  163. Urban K.K. Toward a Componential Model of Creativity // Creative Intelligence / Ed. D. Ambrose, L.M. Cohen & A.J. Tannenbaum. -Cresskill, NJ: Hampton Press, 2003. P. 81 — 112.
  164. Vaughan B.J., Maliszewski M. Ecstatic Components of Childbirth: a Psychological and Phenomenological Investigation // Birth Psychology Bulletin. 1982. № 1. — Vol. 3. -P. 5 — 13.
  165. Walsh R., Shapiro D. Beyond Health and Normality: Explorations of Exceptional Psychological Well-Being. -N.Y.: Van Nostrand Reinhold, 1983.-34 p.
  166. Wilber K. The Spectrum of Consciousness. Wheaton, II: Theosophical Publishing House, 1977. — 362 p.
  167. Wild С. Creativity and Adaptive Regression // Journal of Personality and Social Psychology. 1965. № 2. — P. 161 — 169.
  168. Winnicott D.W. The theory of the parent-infant relationship // International Journal of Psychoanalysis, 1960. — Vol. 41, № 1 — P. 485 — 495.
Заполнить форму текущей работой