Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методы психической саморегуляции как средство психологической самопомощи военнослужащих

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Создание чувственных образов также может явиться средством управления и особенно самоуправления психическим состоянием. Известно, что Г. Флобер при описании отравления мышьяком госпожи Бовари, изучив симптомы действия яда, настолько вошел в образ своей героини, что у него возникли характерные для отравления рвота, понос, металлический вкус во рту. Ему даже пришлось оказывать медицинскую помощь… Читать ещё >

Методы психической саморегуляции как средство психологической самопомощи военнослужащих (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Большинство методов данной группы основываются на внушении и самовнушении. К их числу с полным основанием можно отнести:

  • — слова поддержки со стороны человека, пользующегося доверием;
  • — приказ авторитетного начальника;
  • — самоприказ, способствующий мобилизации функциональных резервов и волевых усилий.

Эффективность подобных методов при сильном эмоциональном возбуждении только усиливается, поскольку человек в данных условиях становится более внушаем и хорошо воспринимает конкретные команды. При этом самоприказы выполняются намного лучше, если военнослужащим уже накоплен определенный опыт.

В настоящее время существуют специальные приемы психической регуляции и саморегуляции, способствующие выполнению тех или иных привычных профессиональных действий. Их цель, как правило, заключается в переключении от излишнего эмоционального возбуждения на какую-либо практическую, преимущественно моторную (но иногда и умственную), деятельность. Например, известный ученый Б. Паскаль преодолевал недомогание и даже зубную боль, сосредоточиваясь на решении математических задач.

К числу методов, способствующих решению профессиональных задач, следует отнести и способы управления вниманием. В частности, используются приемы концентрации внимания на определенных предметах и явлениях, не связанных с психотравмирующей ситуацией. Внимание может сосредоточиваться на мысленно представляемом состоянии покоя.

Положительный эффект могут обеспечивать также идеомоторные действия, осуществляемые в аспектах решения планируемых задач, противостоящих негативным психогенным воздействиям.

Позитивное значение имеет и тренировка концентрации внимания. Например, путем многократного повторения можно добиться достаточно четкого воспроизведения 5-секундного интервала, затем 10-секундного, 15-секундного и др. Сосредоточение внимания можно тренировать и путем концентрации на определенной мысли или предмете, например стрелке прибора. Такая тренировка должна длиться от минуты и более.

Н. С. Станиславский предлагал выполнять упражнение, получившее название «три круга». Это упражнение заключается в мысленном представлении трех условных концентрических кругов, причем эти круги должны постепенно сужаться. Для выполнения упражнения можно использовать реально существующие объекты и явления. Например, при выполнении упражнения прежде всего необходимо закрыть глаза и мысленно представить себе то, какие объекты находятся во дворе, где они располагаются и как соотносятся друг с другом. Далее необходимо мысленно сосредоточиться на комнате, в которой находится человек, и воссоздать в памяти все предметы, находящиеся в этой комнате. В завершение упражнения необходимо мысленно воспроизвести все то, что находится на самом человеке, что на нем надето, как выглядят его лицо и руки. При этом следует добиваться, чтобы все вокруг, кроме самого себя, постепенно исключалось из поля внимания.

В. Д. Леви рекомендовал использовать упражнение, названное им «непрерывное созерцание». Это упражнение заключается в пристальном разглядывании (более 3 мин) какого-либо несложного предмета. При этом, не отводя от него взгляда, нужно постараться найти в нем новые детали. В настоящее время существует целый ряд аналогичных упражнений. Например, «ритмичное созерцание», суть которого заключается в необходимости вглядываться в избранный предмет на спокойном вдохе, закрывая глаза на выдохе и как бы стирая при этом то, что было запечатлено. Таким образом следует осуществить не менее 30 повторов. Другой вариант данного упражнения — «мысленное созерцание». Выполняя его, необходимо внимательно рассматривать какойлибо предмет около 3 мин, затем с закрытыми глазами мысленно воспроизвести все увиденное, после чего, открыв глаза, сличить реальность с тем, что удалось представить. Это упражнение было заимствовано у Леонардо да Винчи. В военной практике для его выполнения можно воспользоваться топографическими картами. Целесообразно выполнить пять-семь повторений, затем воспользоваться другой картой или несложным чертежом, схемой, рисунком.

Создание чувственных образов также может явиться средством управления и особенно самоуправления психическим состоянием. Известно, что Г. Флобер при описании отравления мышьяком госпожи Бовари, изучив симптомы действия яда, настолько вошел в образ своей героини, что у него возникли характерные для отравления рвота, понос, металлический вкус во рту. Ему даже пришлось оказывать медицинскую помощь. Поэтому в практической деятельности целесообразно научиться воссоздавать чувственные образы, чтобы применять это умение в целях саморегуляции.

Чаще всего в целях саморегуляции психического состояния используются различные словесные формулы внушения и самовнушения. Их формулировка, как правило, строится по утверждающему принципу. Они должны быть краткими и предельно простыми. При этом чрезвычайно важно чувство исходной уверенности в позитивном эффекте данных формул. Примерами таких формул являются фразы: «Я спокоен!», «Я готов к меткому выстрелу!», «Я сохраню скорость бега!», «Я смогу преодолеть страх!».

Еще одним приемом регуляции психических состояний является музыкальное кондиционирование. Данный прием представляет собой использование музыкальных программ для оптимизации психического состояния человека в различных видах профессиональной деятельности. Например, в спорте этот прием психической регуляции широко используется в мероприятиях по психореабилитации, т. е. восстановлению функциональной реактивности органов и систем после высоких физических и психоэмоциональных нагрузок. Функциональная музыка может способствовать более быстрому и успешному выполнению и некоторых видов воинского труда, связанных с автоматизированными моторными актами. Например, использование музыки при выполнении работ военными строителями способствует формированию положительного эмоционального фона труда. Особенно полезной функциональная музыка может быть при организации отдыха, например, между сменами в боевых дежурствах либо при организации отдыха после перелетов или плаваний. На практике может применяться и так называемая «встречная» музыка, активизирующая нервную систему перед началом работы. При этом исполняются произведения в бодрых мажорных тонах, энергичные, веселые мелодии. Для сокращения периода врабатываемости музыка подбирается таким образом, чтобы ее темп ощутимо убыстрялся к концу звучания музыкального произведения. Ритм должен быть четким, так как аритмичность негативно воздействует на формирование динамических стереотипов. Наконец, музыка может существенно помочь мобилизации функциональных резервов организма на фоне выраженного физического и психического утомления, например в конце марша. Функциональная музыка успешно применяется и при аутогенной тренировке.

Весьма интересным методом психической саморегуляции является метод арома-фитоэргономики — воздействие на психическое, эмоциональное и функциональное состояние человека с помощью растительных ароматов. С древних времен наиболее распространенными ароматическими веществами были пахучие смолы — мирра и ладан. Очень эффективно воздействуют на органы чувств эфирные масла — многоклеточные смеси летучих органических соединений, вырабатываемые растениями и являющиеся распространенными нетоксическими лекарственными средствами. Вдыхание эфирных масел стимулирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышает работоспособность, снижает усталость и чувство тревоги, способствует улучшению сна и общего психического состояния организма.

Вопросы и задания

  • 1. Что такое индивидуальная психотерапия?
  • 2. Как раскрываются понятия «норма» и «патология» в психотерапии?
  • 3. Какова сущность психодинамического подхода в психотерапии?
  • 4. Какова сущность поведенческого подхода в психотерапии?
  • 5. Какова сущность гуманистического или «опытного» подхода в психотерапии?
  • 6. Какие понятия составляют основу гуманистического подхода психотерапии?
  • 7. Какова сущность клиент-центрированной терапии К. Роджерса?
  • 8. На какие четыре категории делятся методы коррекции ПТСР?
  • 9. Какие существуют направления психологической помощи комбатантам?
  • 10. Что представляет собой модель психологической реабилитации?
  • 11. Каковы основные подходы для достижения цели психотерапии ПТСР?
  • 12. На какие стадии делится работа психотерапевта при работе с ветеранами боевых действий?
  • 14. Что представляет собой нервно-мышечная релаксация по методу Э. Джекобсона?
  • 15. Что представляет собой аутотренинг по методу И. Шульца?
  • 16. Что представляет собой самовнушение по методу Э. Куэ?
  • 17. Что представляют собой медиативные техники?
  • 18. Что представляют собой экспресс-методы психической саморегуляции?
  • 19. Какие приемы психической регуляции и саморегуляции способствуют выполнению тех или иных привычных профессиональных действий?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой