Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Центральные органы государственной власти

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Манифестом 1802 г. была создана система из восьми министерств: военного, военно-морского, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции. Кроме того, учреждалось государственное казначейство на правах министерства. Коллегии прямо не ликвидировались. Они вошли в состав министерств. Это рассматривалось как временная мера и действовало примерно до 1810−1811 гг… Читать ещё >

Центральные органы государственной власти (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В первой половине XIX в. основным содержанием развития этой подсистемы государственного управления стали замена отжившей коллежской системы министерской.

Манифестом 1802 г. была создана система из восьми министерств: военного, военно-морского, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции. Кроме того, учреждалось государственное казначейство на правах министерства. Коллегии прямо не ликвидировались. Они вошли в состав министерств. Это рассматривалось как временная мера и действовало примерно до 1810−1811 гг.

В 1810—1811 гг. состоялась вторая министерская реформа. Было ликвидировано Министерство коммерции, созданы Министерство полиции, а также три главных управления на правах министерств — духовных дел иностранных исповеданий, почт и путей сообщения. Помимо этого на правах центральных ведомств действовали Главное казначейство, Государственный контроль и Департамент уделов.

25 июня 1811 г. было опубликовано " Общее учреждение министерств" . Этот законодательный акт унифицировал структуру и функции министерств, регламентировал их взаимоотношения с иными звеньями системы государственного управления, порядок прохождения дел, номенклатуру документов и порядок их составления, права и обязанности всех министерских служащих от высших до самых низших.

Министерская реформа означала переход к отраслевому управлению на принципе единоначалия. Министров назначал император, и перед ним они несли ответственность. В целях предотвращения министерского «самовластия» был установлен сенатский контроль за министрами. Позднее он перешел к Комитету министров. Каждое министерство делилось на департаменты, те, в свою очередь, на отделения, а отделения — на столы. Министерство возглавляли министр и товарищ министра. Существовало и нечто вроде коллегии министерства — совет, состоявший из глав основных структурных подразделений и имевший исключительно совещательный характер.

В последующие годы в министерской системе происходили отдельные изменения. Например, ликвидировали Министерство полиции. В 1826 г. появилось Министерство двора. Для проведения реформы государственных крестьян в 1837 г. было создано Министерство государственных имуществ.

Введение

министерской системы означало перенос центра тяжести в системе управления из регионов в центр. Это вело к свертыванию гражданской инициативы в регионах, а также порождало несоответствие между принципами единоначалия в организации центральной власти и коллегиальностью местных учреждений.

Формально к числу высших органов власти относился в первой половине XIX в. Синод. В законе прямо указывалось, что император в церковном управлении действует через Синод. Он продолжал выполнять функции высшего правительственного учреждения по делам Русской православной церкви. В его ведении были законосовещательные функции по всем вопросам Церкви. Синод оставался высшим административным органом по управлению церковными учреждениями. Он руководил вопросами просвещения, пропаганды и цензуры в сфере религии. Выступал Синод и как высший духовный суд. Но министерская реформа привела к падению значения Синода. В 1817 г. было учреждено Министерство духовных дел и просвещения и Синод оказался подчиненным одному из его департаментов. Через семь лет (в 1824 г.) Синод уравняли в правах с министерством. В дальнейшем обер-прокурор становится фактически министром церковных дел, а Синод превратился в ведомственное учреждение при нем. На этом завершился длительный процесс подчинения церковного управления светской власти.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой