Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Планирование и организация расследования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Руководитель следственного органа должен осуществлять ежедневный контроль за своевременным возбуждением уголовных дел, полнотой и качеством осмотров мест происшествий, принимать меры по организации взаимодействия следователей с сотрудниками других служб в решении задач раскрытия и расследования преступлений, давать следователям письменные указания о направлении и объеме расследования, проведении… Читать ещё >

Планирование и организация расследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная преступность — системное социальное явление глобального масштаба, для преодоления или хотя бы минимизации которого необходим комплексный государственный подход, предполагающий координацию действий целого ряда министерств и ведомств, задействованных в этом процессе. Без координации их усилия будут разрозненными, нецеленаправленными, эпизодическими, что и наблюдается, если посмотреть на современное состояние борьбы с преступностью объективно и непредвзято.

Следует констатировать, что криминальная обстановка в Российской Федерации характеризуется не только большим количеством совершаемых преступлений и низким процентом их раскрываемости, но и качественными, сущностными изменениями преступности. Повсеместно отмечается повышение опасности, жестокости, изощренности и дерзости совершаемых преступлений, усиление вооруженности и технической оснащенности преступников; рост рецидивной и групповой преступности, дальнейшая консолидация криминальных формирований на территориальном, межрегиональном и международном уровнях.

Преступность становится все более организованной, чаще использует в противоправных целях профессиональные знания и навыки специалистов, в том числе в сфере современных цифровых технологий, активнее устанавливает коррупционные связи и отношения с должностными лицами государственных органов, в том числе с работниками правоохранительных и судебных инстанций.

Оценивая изменения преступности, произошедшие за последнее десятилетие, необходимо заострить внимание на четырех основных, тесно взаимосвязанных между собой тенденциях ее развития. Первое, что следует отметить, — это изменение преступных мотиваций, которые в абсолютном большинстве случаев стали корыстными. Очень распространенное некогда хулиганство кануло в прошлое, уступив место различным преступно-корыстным посягательствам. Во-вторых, совершение преступлений стало своеобразным бизнесом, а в условиях разрастающейся глобализации, открытости общества и «прозрачности» межгосударственных границ — бизнесом международным и транснациональным, сориентированным на быстрое получение сверхприбыли.

Прямым следствием этого стало резкое повышение уровня организованности преступного сообщества. Современная преступность, будь то торговля сфальсифицированными спиртными напитками или контрафактными товарами, обычное мошенничество или финансовые пирамиды, является сложно организованным криминальным предприятием, объединяющим десятки, а то и сотни соучастников, каждый из которых выполняет свою криминальную функцию. Четвертой характерной чертой, определяющей суть современной преступности, является высокая оснащенность криминалитета самыми современными научно-техническими средствами.

Последнее качество представляется следствием не только импорта преступных технологий из-за рубежа (вместе с техническими новинками и услугами), но и вооружения «традиционной» преступности новейшими техническими средствами и технологиями. Не только в российском обществе, но и в преступной среде наибольшие изменения вызваны широким распространением общедоступных коммуникационных технологий, таких как Интернет и мобильная связь. Связь, как известно из кибернетики, является необходимым условием любой организации, в том числе и организации расследования совершаемых в стране миллионов преступлений.

Одним из главных направлений совершенствования деятельности органов предварительного следствия является оптимизация управления ими. Управление вообще и управление названными органами в особенности представляет собой весьма сложный и многоаспектный процесс. Управление как понятие имеет множество определений, каждое из которых подчеркивает ту или иную сторону этого понятия. Управление как процесс — это совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей. Наиболее важны два аспекта управления органами досудебного следствия: функциональный и процессуальный.

Нужно исходить из того обстоятельства, что управление предварительным следствием характеризуется рядом специфических особенностей, определяемых характером этой деятельности, в частности, процессуальным статусом следователей, а также регламентацией пределов воздействия субъекта управления — руководителя следственного подразделения. Поэтому управление в сфере уголовного судопроизводства состоит, главным образом, в организации работы с судебными доказательствами на стадии предварительного расследования.

Организация расследования включает в себя научные положения и рекомендации по планированию следственной деятельности, взаимодействию всех его участников, использованию знаний и умений специалистов и экспертов и других действий, имеющих организационный характер и позволяющих успешно провести расследование преступления любой сложности, независимо от его вида или группы.

Необходимо четко разграничивать четыре уровня организации деятельности органов досудебного следствия. Первый уровень имеет своим объектом деятельность всех компетентных государственных органов, т. е. органов предварительного следствия и дознания всех ведомств. Это наиболее общий уровень организации, когда единство системы обусловлено только единством целей, процессуальных и криминалистических основ функционирования составляющих ее элементов.

На втором уровне организации расследование преступлений выступает как основная функция следственного аппарата одного ведомства (главным образом — МВД России) и представляет собой комплекс мер, обеспечивающих оптимальную структуру органов предварительного следствия, необходимый уровень управления ими, результативность их профессиональной деятельности и совершенствование применяемых ими средств, приемов и методов.

Однако организация расследования конкретного преступного посягательства — это комплекс мер по созданию оптимальных условий для применения наиболее эффективных и целесообразных в данной следственной ситуации рекомендаций криминалистической методики в целях достижения максимальных результатов при минимальных затратах времени, сил и средств. Это третий уровень организации предварительного расследования, тогда как четвертый — это организация проведения отдельного следственного действия в рамках расследуемого уголовного дела.

Организация производства досудебного расследования преступлений обязательно предполагает его планирование, обеспечивающее применение нужных криминалистических средств, приемов и методов, взаимодействие с органом дознания, экспертными организациями и др.

Все это свидетельствует о том, что криминалистическая деятельность очень сложна, многогранна и многоаспектна. Особенно этим отличается ее основная составляющая — следственная деятельность, — еще более усложнившаяся в связи с тем, что преступность в стране уже давно профессионализировалась, стала гораздо более организованной, изощренной и жестокой, взяла на вооружение последние достижения научно-технического прогресса. Преступные группы и организации установили связи с аналогичными формированиями за пределами РФ, пополнили свои ряды бывшими (и действующими) сотрудниками правоохранительных органов, наладили коррупционные связи во властных структурах, обзавелись квалифицированными адвокатами, хорошо изучившими все пробелы, коллизии и другие огрехи действующих УК и УПК РФ.

В то же время следственный аппарат страны оставляет желать много лучшего, что, к сожалению, относится и к сотрудникам оперативноразыскных органов. В меньшей степени пострадал кадровый состав экспертов-криминалистов, но и ему реформой уголовного судопроизводства нанесен существенный урон.

С учетом того, что основными субъектами криминалистической деятельности являются следователи, оперативные работники и экспертыкриминалисты, между которыми должно быть взаимопонимание и взаимодействие в ходе расследования самых различных преступлений, то становится очевидным, что без организационного начала, каковым является планирование деятельности, обойтись никак нельзя.

К сказанному нужно добавить, что следователю приходится проводить широкий круг следственных действий и тактических операций, принимать процессуальные решения в усложнившихся процессуальных условиях, оперативному работнику — действовать в рамках ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности», а эксперту-криминалисту — в рамках ФЗ «Об экспертной деятельности в Российской Федерации», исследуя все расширяющийся и увеличивающийся круг криминалистических объектов. Другими словами, субъектам криминалистической деятельности приходится руководствоваться не только требованиями продолжающего существенно изменяться УПК РФ, но и многими другими законами.

Следственная деятельность, имеющая главной целью установление истины по делу, хотя в УПК РФ об этом прямо не говорится, предполагает решение целой системы задач: общих, конкретных, составляющих предмет доказывания, специфических, обусловленных особенностями этапа расследования, и частных, связанных с производством следственных действий и их комплексов (тактических операций). При этом раскрытие преступления — основная задача, без решения которой решение других задач затруднительно, а то и вообще невозможно.

Вышесказанное подтверждает однозначность вывода о том, что столь сложная, многоцелевая и много субъектная деятельность, осуществляемая в строгих рамках закона в условиях острого дефицита информации и времени, преодоления противодействия со стороны заинтересованных лиц и организаций, не может быть целенаправленной, оптимальной и эффективной, если она не будет должным образом спланирована и организационно упорядочена. Следственная практика свидетельствует, что бесплановое, неорганизованное расследование даже достаточно простых преступлений, совершенных в условиях очевидности, представляет собой бессистемную, хаотичную работу, результатом которой становится оправдательный приговор.

Помимо выяснения обстоятельств, подлежащих доказыванию, следователь принимает меры к установлению места нахождения винозо вного лица, скрывшегося от следствия, к его задержанию, возмещению причиненного материального ущерба и др. Следователь, дознаватель обязан четко организовать свою деятельность, видеть ее перспективы, продумать каждое следственное действие и всю систему расследования. Для этого он составляет письменный план, позволяющий определить направление расследования, выбрать оптимальную линию поведения, порядок и последовательность проведения следственных и процессуальных действий.

Будучи сложной мыслительной деятельностью следователя, направленной на определение оптимальных путей и средств решения задач расследования, планирование является непременным условием и основным методом его рациональной организации. Мысленная модель всего хода расследования по делу должна быть овеществлена путем составления письменного плана. Вариант «все держу в голове» не оптимален и дает сбои даже у самых опытных следователей, особенно при расследовании сложных, многоэпизодных и многосубъектных преступлений, а также при одновременном расследовании ряда уголовных дел, что для следственной практики наиболее характерно. Организация и планирование расследования — понятия не тождественные. Если планирование нацелено на построение и уточнение мысленной модели досудебного следствия от его начала до конца, то организация преследует цель обеспечить оптимальную реализацию разработанного плана расследования, т. е. имеет обеспечительный характер.

Руководствуясь планом, следователь имеет возможность своевременно решать встающие перед ним задачи, тем самым проверяя выдвинутые версии, рациональнее использовать время, ритмично работать по каждому уголовному делу, находящемуся в его производстве, своевременно корректировать план, точнее оценивать достигнутые результаты. В процессе планирования мысленная модель реализуемой деятельности, элементами которой являются следственные действия, оперативно-разыскные мероприятия, криминалистические операции и др., постоянно уточняется и совершенствуется, позволяя вести целенаправленный поиск судебных доказательств, всесторонне изучать их, выявлять между ними связи и противоречия, своевременно устранять последние.

Планирование расследования — это интеллектуальный процесс, заключающийся в определении содержания и порядка процессуальной работы по выяснению всех обстоятельств совершенного преступления и изобличению виновных лиц в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства и минимальными затратами наличных сил и средств.

Компьютеризация деятельности органов предварительного следствия ставит в повестку дня решение вопросов компьютерного планирования и программирования работы следователя, выдвижения и проверки версий, разработки алгоритмов и программ производства сложных следственных действий, тактических операций, компьютеризированных методик расследования преступлений. Все это уже применяется, но пока не в обязательном порядке.

На этом направлении видится и решение проблемы наполнения криминалистической характеристики преступления практически полезным содержанием за счет компьютерного анализа репрезентативных массивов уголовных дел нужной категории для выявления основных структурных элементов таких характеристик, определения корреляционных связей между ними, установленных для разных регионов страны. Проведение такой аналитической работы было бы для следователей и дознавателей весьма полезным в первую очередь в плане организации расследования по находящимся в производстве уголовным делам.

Организация предварительного расследования преступлений осуществляется в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона и состоит в систематическом воздействии следователя, а также начальника следственного подразделения на процесс расследования. Поэтому организация расследования преступлений — это, прежде всего, процессуальное руководство следователя ходом расследования и его участниками. Другими словами, следователь, призванный действовать на переднем крае борьбы с организованной и обычной преступностью, является не только управляемым, но и управляющим субъектом, что еще более усложняет организацию досудебного расследования преступлений.

В соответствии с ч. 1 ст. 38 УПК РФ следователь — должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять предварительное расследование по уголовному делу, тогда как в соответствии с ч. 3 ст. 41 УПК дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуется согласие начальника органа дознания, прокурора и (или) судебное решение. Будучи должностными лицами, все следователи и дознаватели, независимо от их ведомственной подчиненности, пользуются при расследовании преступлений равными процессуальными правами и исполняют одинаковые процессуальные обязанности.

Следователь как организатор производства досудебного расследования обладает определенным процессуальным статусом, отличным от других участников уголовного процесса. Он наделен комплексом полномочий, указанных в ч. 2 ст. 38 УПК РФ, в том числе самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных действий, давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения и др.

Руководитель следственного органа должен осуществлять ежедневный контроль за своевременным возбуждением уголовных дел, полнотой и качеством осмотров мест происшествий, принимать меры по организации взаимодействия следователей с сотрудниками других служб в решении задач раскрытия и расследования преступлений, давать следователям письменные указания о направлении и объеме расследования, проведении отдельных следственных действий, добиваться планового ведения расследования, а при выявлении нарушений закона принимать меры к их устранению и недопущению, совершенствовать управленческую деятельность, внедрять в практику новые формы и методы организации работы, передовой опыт следственной работы и др.

Проблематику организации досудебного расследования преступлений рекомендуется рассматривать с позиций системно-деятельностного подхода. Нужно констатировать, что организация расследования преступлений должна рассматриваться как структурный элемент системы более высокого порядка — организации борьбы с преступностью. В то же время сама она имеет сложную структуру, в которой можно выделить организацию расследования преступлений общеуголовного характера, посягающих на государственную безопасность, экономические отношения, жизнь и здоровье граждан и т. д.

Свою специфику имеет организация предварительного расследования преступлений, совершаемых организованными преступными группами и неорганизованными группами преступников; лицами, имеющими преступный опыт (в особенности — рецидивистами, которые совершают сейчас каждое второе преступление), и не имеющими такового; иностранцами, «гастролерами», несовершеннолетними, женщинами и т. д. Определенной спецификой отличается организация расследования преступлений прошлых лет, по горячим следам; совершаемых в местах лишения свободы, на режимных объектах и др.

Можно четко дифференцировать организацию предварительного расследования преступлений, совершаемых в условиях очевидности, и неочевидных; требующих и не требующих применения негласных средств и экспертных методов для установления виновного лица и ключевых обстоятельств произошедшего. Отдельного рассмотрения заслуживает организация предупреждения преступности и организация предупреждения единичных наиболее опасных преступлений в зависимости от их объекта, возможного субъекта и т. д.

Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что расследование преступлений проходит в условиях дефицита времени и исходной доказательственной информации, ожидаемого и реального противодействия со стороны заинтересованных лиц, поэтому организационные функции следователя должны включать организацию всего расследования, ибо он, планируя работу, конкретизирует цели, создает условия для качественного производства следственных действий, руководит всей системой расследования.

Едва ли нужно обосновывать тезис, что следователь, имеющий стаж профессиональной работы свыше пяти лет, и его коллега, проработавший в этой должности до двух лет, по-разному понимают и осуществляют организацию предварительного расследования преступлений. Если первый придает ей самое серьезное значение, то второй даже не всегда понимает, что это такое. И вот почему.

Не так давно следственные органы страны претерпели очередные изменения, которые особо сильно затронули самые большие по численности следственные аппараты. С 1 марта 2011 г. милиция преобразована в полицию, а немногим ранее Следственный комитет при прокуратуре РФ стал самостоятельным государственным правоохранительным органом.

Однако нельзя не учитывать, что в ходе практически любого реформирования из системы уходят лучшие, а остаются средние и худшие. Есть очень обоснованное опасение, что и в процессе преобразования милиции в полицию следственный аппарат МВД России тоже потерял немало наиболее квалифицированных и опытных следователей, способных к самоуправлению. Это, к сожалению, произошло потому, что профессиональный уровень следственных подразделений органов внутренних дел заметно понизился.

Во время формирования Следственного комитета при прокуратуре РФ и обретения им независимости от последней было отмечено плавное перетекание в этот орган части милицейских следователей. На первый взгляд, ничего плохого в этом нет. Однако в СК России лишь каждый третий от списочного состава работает следователем. Остальные работники — это начальствующий состав, референты, секретари и т. д.

Реформирование системы МВД России, изменение организационноштатного построения и правовых основ деятельности территориальных ОВД, а также входящих в их состав подразделений полиции, неоднократный пересмотр организационно-правового статуса руководителей следственных органов оказывают весьма негативное влияние на результаты и качество производства предварительного расследования органами внутренних дел, которые расследуют абсолютное большинство уголовных дел о преступлениях, совершаемых на территории страны.

Вся процессуальная деятельность, направленная на доказывание по делу, регулируется соответствующими уголовно-процессуальными нормами. Они и задают те процессуальные условия, которые должны соблюдать следователи и дознаватели, а также их непосредственные руководители и начальники. Криминалистика здесь может лишь рекомендовать технические средства, тактические приемы и методические рекомендации, могущие как-то ослабить те процессуальные «оковы», которые налагает на следственный корпус страны УПК РФ, стимулируя текучесть кадров следователей и дознавателей.

Деятельность следователя, дознавателя по находящимся в его производстве уголовным делам может быть эффективной лишь в том случае, когда она соответствующим образом организована, а все действия по расследованию приведены в оптимальную систему. Расследование преступлений есть, по сути, работа по проверке выдвинутых версий и установлению истинных обстоятельств произошедшего. Планирование составляет логическую основу организации расследования. Его сущность заключается в определении задач, которые предстоит решить, в логической разработке системы процессуальных действий, обеспечивающих успешное решение этих задач.

Определение задач расследования начинается с установления обстоятельств, которые должны иметь место, если версия правильна. Разработка системы действий, которые необходимо провести, нацелена на установление способов и средств решения сформулированных задач. Распределение имеющихся сил и средств как элемент планирования состоит в определении исполнителей каждого из мероприятий и сроков их производства.

К раскрытию преступления обычно привлекаются сотрудники оперативно-разыскных подразделений. Им целесообразно поручить проверку подозреваемого по криминалистическим и иным учетам, чтобы установить, не задерживался ли он ранее, не привлекался ли к уголовной ответственности, когда и за что, и т. д. Необходимо принять меры к поиску лиц, могущих дать свидетельские показания об интересующих следствие фактах и обстоятельствах, известным из первоисточников.

Организация расследования преступлений включает оптимизацию труда следователя, организацию взаимодействия группы следователей с оперативными подразделениями и другими службами правоохранительных органов.

В криминалистической тактике принято различать:

  • а) планирование расследования по уголовному делу (группе дел);
  • б) планирование отдельных следственных и разыскных действий;
  • в) планирование криминалистических операций.

В первом случае уточняются способы и средства решения следственных задач по делу (делам) в целом. Планирование отдельных следственных и разыскных действий способствует определению способов и средств эффективного решения промежуточных задач расследования. На это нацелено проведение вышепоименованных операций.

Каждый вид планирования довольно специфичен. Вместе с тем, имеются некоторые общие положения, которыми нужно руководствоваться при составлении любого плана расследования. Эти положения именуются принципами планирования и включают индивидуальность, динамичность, реальность и конкретность.

Индивидуальность планирования расследования связана со своеобразием конкретного преступления, которое должно учитываться при составлении плана. Индивидуальность не исключает возможности выявления общих тенденций в однотипных следственных ситуациях. Общие черты однородных преступлений способствуют тому, что на конкретных этапах расследования могут производиться одни и те же следственные действия и оперативные мероприятия, составляющие своеобразный алгоритм. Однако индивидуальность каждого преступления всегда требует творческого подхода к составлению плана, учета как общих закономерностей, так и специфики расследуемого преступного события. Другими словами, наряду с алгоритмическим, необходим и творческий, эвристическим подход, которым малоопытные следователи владеют очень редко.

Динамичность предполагает подход к расследованию и его планированию как развивающемуся процессу. Именно поэтому говорят, что план не догма, а четкое руководство к действию. В ходе расследования поступает новая информация, выясняются новые обстоятельства произошедшего. Поэтому часть намеченных следственных и оперативноразыскных действий теряет смысл, возникает надобность в дополнительных. Динамика расследования требует подвижности плана, его соответствия изменившейся обстановке и новым задачам, встающим перед следователем, дознавателем.

Реальность плана — это его сбалансированность по ресурсам и лимиту времени. Первое означает, что объем включенных в план работ надлежит обеспечить необходимыми силами и средствами. Сбалансированность по времени состоит в выполнении действий, намеченных на данный промежуток времени. План должен быть напряженным, но в пределах реальных возможностей следователя. В противном случае он не будет средством организации работы, часть мероприятий останется невыполненной, пострадает качество расследования.

Если же намеченные действия и сроки будут практически нереальными, то расследование с самого начала обречено на неудачу. Не потому ли нераскрытыми остаются до половины регистрируемых преступлений, что в производстве следователя МВД России ежемесячно находится более тридцати уголовных дел?

Конкретность предполагает четкое формулирование в плане задач, которые нужно решить в ходе расследования, действий, намеченных к выполнению, сроков и исполнителей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой