Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические аспекты использования наглядности, технических средств обучения и компьютеров в учебно-воспитательном процессе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первое техническое опосредование обучения — письменная речь — знания, воспринимаемые в визуально представленном знаке. Использование письменной речи позволило ученику фиксировать ход своих мыслей, промежуточные, побочные и конечные результаты в рассуждении и упражнении. Письменная речь, рукописная книга стала хранителем информации наряду с памятью учителя. Техника рукописного размножения книги… Читать ещё >

Психологические аспекты использования наглядности, технических средств обучения и компьютеров в учебно-воспитательном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

История развития технических средств обучения

Передача знаний, опыта — основа существования и поступательного развития человеческого общества. Поэтому с первых шагов развития возникла целенаправленная передача общественного опыта от поколения к поколению посредством обучения и воспитания. Они осуществляются в игровом подражании действиям и поступкам взрослых, практическом овладении орудием труда под руководством мастера, в речевом общении, несущем инструктивные указания, выражающем эмоциональные отношения и передающем знания. Устная речь, действие с реальным предметом, демонстрация движений — все это естественные средства обучения.

Первое техническое опосредование обучения — письменная речь — знания, воспринимаемые в визуально представленном знаке. Использование письменной речи позволило ученику фиксировать ход своих мыслей, промежуточные, побочные и конечные результаты в рассуждении и упражнении. Письменная речь, рукописная книга стала хранителем информации наряду с памятью учителя. Техника рукописного размножения книги охватывает более чем тысячелетний период истории. Однако лишь книгопечатание создало условия, при которых письменная речь оказала значительное влияние на процесс обучения.

Позднее (в XVI—XVII вв.) начинает вырабатываться принцип наглядности обучения, наиболее ярко сформулированный в дидактике Я. А. Коменского. Суть этого принципа в том, что слово должно вызывать в сознании ученика адекватный образ.

Наглядность не есть какое-то свойство или качество реальных объектов, предметов или явлений. Наглядность есть свойство, особенность психических образов этих объектов. И когда говорят о наглядности тех или иных предметов, на самом деле имеют в виду наглядность образов этих предметов. Наглядность есть показатель простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создает в процессе восприятия, памяти, мышления и воображения. Поэтому не наглядным может быть образ реального предмета или явления, и, наоборот, вполне наглядным может быть образ предмета или явления, не существующего реально, а созданного нашим воображением. Наглядность или ненаглядность образа, возникающего у человека, зависит главным образом от особенностей этого образа, от уровня развития его познавательных способностей, интересов и склонностей, наконец, от потребности и желания увидеть, услышать, ощутить данный объект, понять его, создать у себя яркий, понятный образ этого объекта.

Основные этапы развития ТСО.

Таблица 10.1

Содержание этапа.

Используемые средства.

Психологические особенности использования.

Использование естественных средств обучения.

Игровое подражание, практическое овладение орудиями труда, вербальное и невербальное общение, демонстрация движений.

Опосредование знаний, умений и навыков только действием и речью.

Использование письменной речи и книгопечатания.

Чтение и конспектирование письменных источников знания.

Опыт, усваиваемый учащимися, опосредован визуально представленным знаком.

Использование средств наглядности.

Наглядный материал (учебные картины, схемы и знаковые модели) служат внешней опорой для внутренних, психологических действий, совершаемых учащимся в процессе обучения.

Использование психологического свойства предметов или объектов вызывать яркий и понятный образ у учащегося.

Использование средств статической проекции и аудиозаписи.

Фотографии, аудиозаписи, кинофрагменты сохраняют и доносят до учащегося учебную информацию.

Учитель может подтвердить данными средствами свою мысль, высказанную в устной или письменной речи.

Содержание этапа.

Используемые средства.

Психологические особенности использования.

Использование аудиовизуальных средств изложения знаний.

Обучение прибегает к возможностям звукового кино и телевидения.

Учитель передает техническому средству на время свою информационную функцию.

Использование компьютеров и компьютерных обучающих программ.

Интеграция всех предшествующих типов ТСО сочетается с возможностями диалогового режима работы с компьютером, доступность информации в глобальном масштабе.

Учитель передает этим средствам обучения наряду с информационной функции обобщения, контроля и упражнения.

Наглядный материал служит как бы внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребенком под руководством учителя в процессе овладения знаниями.

Введение

в обучение наглядного материала должно учитывать по крайней мере два следующих психологических момента:

  • ? какую конкретную роль наглядный материал должен выполнять в усвоении;
  • ? в каком отношении находится предметное содержание данного наглядного материала к предмету, подлежащему осознанию и усвоению.

Обогащая опыт учащихся, помогая им в анализе изучаемой проблемы, средства наглядности облегчают и труд учителя. Но избыток наглядности и особенно построение ее без учета механизмов ее восприятия детьми может не облегчить, а затруднить учебный процесс. Учителю следует учитывать возможность осознания школьниками не заложенных в учебном пособии соотношений между объектами и явлениями, а непосредственно изображенной в нем предметной реальности. В связи с этим удобными (более однозначно воспринимаемыми) являются абстрактные схемы и знаковые модели. Как известно, они лучше усваиваются и приносят наибольший развивающий эффект при самостоятельном построении учащимися.

Учебная картина — средство наглядности — важное техническое опосредование процесса обучения. Изображение предметов или явлений, сделанное в целях обучения, получило название дидактической картины. Рассказывая, преподаватель показывает, и эта связь слова с образом выступает как один из основополагающих механизмов мышления. Не следует путать дидактическую картинку с картиной как произведением искусства. Последняя представляет собой объект эстетического потребления и не является средством обучения. Дидактическая картина — это носитель учебной информации, она интересна лишь как средство обучения.

Принципиально новое направление в техническом опосредовании обучения связано с появлением фотографии, кино, грамзаписи, телевидения, радио. Фиксация событий, процессов, образов, людей на киноленту, видеопленку, грампластинку, магнитофонную ленту — это принципиально новые способы хранения общественно и личнозначимой информации. Очень важным для этих ТСО являются возможности тиражирования и многократного воспроизведения событий и явлений.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой