Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Необходимость зарождения эмоций в эволюции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Второй большой задачей действующего субъекта является оценка успешности деятельности, направленной на удовлетворение потребности. Понятно, что таких оценок может быть только две — положительная или отрицательная. Успешный ход деятельности и полученный искомый результат порождают положительное эмоциональное переживание разных модальностей: удовольствие и радость, надежду и уверенность в себе… Читать ещё >

Необходимость зарождения эмоций в эволюции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Функции эмоций

Чтобы найти ответ о причинах появления в эволюции эмоциональных переживаний, еще раз проанализируем те задачи поведения живых существ, которые плохо решаются без психики.

Связь эмоций с поведением

Напомним, что мы выделили три задачи поведения, которые практически не решаются без участия психики: установление биологического смысла объектов поля действия, выделение ориентиров поведения и нахождение новых способов поведения в непривычных условиях, т. е. в ситуации неопределенности (другими словами, определение того, что есть предмет потребности, па что надо ориентироваться в процессе деятельности и какой способ поведения ведет к успеху).

Вторая и третья задачи обычно решаются с помощью когнитивных процессов (восприятие, представление, воображение, мышление) и памяти. Первая задача — установление биологического смысла объектов или, другими словами, опредмечивание потребностей — не может быть успешно решена без участия эмоций, ибо смысл объектов возникает и закрепляется через эмоциональное переживание (влечение или отвращение) к объекту. Эти эмоциональные переживания, в свою очередь, вынуждают живое существо выделять, обеспечивая ориентацию поведения, предметные (зрительные, тактильные, обонятельные и т. д.) признаки объектов, приобретших смысл предметов потребностей. Но выбор и закрепление предметов потребностей — это не единственная задача эмоциональных переживаний.

Поскольку поведение не непрерывно, а появляется только в ситуации, когда потребность не может быть удовлетворена без поведения, то субъект должен знать о состоянии своих потребностей (т.е. своих жизненных задач), причем это знание должно быть опережающим и побудительным, как стремление к поведению. Поэтому эмоциональная презентация потребностей есть одна из главных задач эмоций, оценивающих необходимость поведения.

Еще одна функция эмоций определяется тем, что они, презентуя потребности субъекту, не просто создают готовность к поведению, а должны обеспечить побуждение к неотложному адекватному поведению в ситуации опасности. В такой ситуации внешние воздействия эмоционально переживаются как воздействия вредные, отрицательные, например, в виде чувства противного вкуса или отвратительного запаха пищи, чувства страха или боли при разрушающем воздействии на организм. Эти эмоциональные переживания обладают прямой побудительностью нужного поведения и поэтому способны сразу запускать нужную ответную реакцию (по типу рефлекса). Данная задача является частным случаем задачи эмоций создавать готовность (побудительность) к необходимому поведению, участвуя тем самым в создании побуждения к действию. Например, чувство голода создает готовность к пищедобывательной деятельности, а интерес к чему-то — готовность к исследовательскому поведению.

Эти выделенные функции эмоций (презентация потребностей, определение биологического смысла объектов и закрепление их как предметов потребностей, создание готовности к поведению и побуждение его в особых случаях) и есть конкретизация основной задачи субъекта — оценки необходимости поведения в данной конкретной ситуации.

Второй большой задачей действующего субъекта является оценка успешности деятельности, направленной на удовлетворение потребности. Понятно, что таких оценок может быть только две — положительная или отрицательная. Успешный ход деятельности и полученный искомый результат порождают положительное эмоциональное переживание разных модальностей: удовольствие и радость, надежду и уверенность в себе, гордость за себя, повышенную самооценку, оптимизм и т. д. Затруднения в ходе деятельности, помехи, преграды и в итоге — неудовлетворенность потребности переживаются как отрицательные состояния: огорчение, досада, злость, гнев, снижение самооценки и т. д.

Эмоционально оцениваются и действия других людей, способствующих деятельности или затрудняющих ее, что переживается в виде чувства гнева, злости, обиды или благодарности к ним. Эмоционально оцениваются собственные ошибки и незнание условий, неумение действовать адекватно, низкие физические и другие возможности, что приводит к досаде и злости на себя, к самопорицанию, снижению самооценки, растерянности и робости, неуверенности в себе, потере интереса к деятельности и т. д. И положительные, и отрицательные переживания хода деятельности переносятся также на все условия, объекты и всех субъектов (включая самого себя), которые помогают или мешают деятельности. Теперь все события, предметы и живые существа представлены субъекту не только в виде образа объективного явления (объекта), по, и пристрастно, прежде всего, как полезные или вредные для субъекта объективные реальности, или как фон, нейтральные образования. Уже говорилось о том, что такие же эмоциональные метки получают в результате опредмечивания потребностей и все объекты, имеющие отношение к потребностям субъекта (либо как нужные полезные предметы потребности, которые надо получить, либо как опасные вредные объекты, которых следует избегать).

Особый класс эмоциональных переживаний связан с межсубъектными личностными отношениями, в которых оценивается не только успех деятельности, но и ее соответствие нравственным нормам: чувство стыда за себя и других, удовлетворения и гордости за себя и других, чувство любви и дружбы к другим, чувство ненависти к другим, чувство вины перед собой и другими, чувство раскаяния и т. д.

Следующая функция эмоциональных переживаний также связана с обслуживанием деятельности — это регуляция (изменение) функционального состояния рабочих систем организма и субъекта деятельности (нервной, сердечнососудистой и мышечной систем) либо в виде мобилизации их ресурсов (в том числе энергетических и психических) и повышения устойчивости к нагрузкам при положительных и агрессивных переживаниях, либо в виде иммобилизации, угнетения возможностей к действию при боли, внезапном страхе, неуверенности в себе, растерянности и пр. Вторично эти изменения функционального состояния сказываются на формировании побуждения к действию.

Не очень заметную, но важную роль играют эмоции при изменении направленности внимания и эффективности памяти, а также при селекции когнитивной информации при восприятии и мышлении, в поиске способа ответного поведения. Эмоции являются исторически более ранним механизмом выбора способа поведения, особенно в ситуациях опасности. Эта функция выбора способа осталась и у современного человека, вплетаясь в его рассуждающее мышление.

Существует еще одна функция, которую невольно выполняют эмоции. Вегетативные и двигательные проявления эмоций (позы животных и человека, их мимические и голосовые реакции, выражение лица и изменение голоса человека, и пр.) служат ориентирами для других особей о состоянии животного или человека, а иногда и об их намерениях, выполняя функцию невербального общения.

Эмоции как язык оценки необходимости и успешности деятельности

Описанные функции эмоций свидетельствуют о том, что эмоциональные переживания возникают в эволюции не случайно, а как необходимое звено поведенческого способа адаптации. Как и ощущения, эмоциональные переживания дифференцируются из первичных субъективных чувствований, помогая решать задачи обслуживания поведения живых существ.

Но если ощущения — это язык описания жизненного мира (вначале среды действия, поведенческого пространства, т. е. ситуации), то эмоции — это язык оценки необходимости поведения и роли всех внутренних и внешних событий, создающих необходимость поведения и влияющих на его успех. Это оценка состояния потребностей (жизненных задач), предметов потребностей, своих возможностей (физических и психических), роли внешних предметов, мешающих или способствующих успеху деятельности. Эти оценки создают готовность к поведению, участвуют в формировании побуждения к нему, а иногда могут непосредственно побуждать к поведению в ситуации опасности для жизни.

То есть если ощущения (чувственное отражение) обеспечивают когнитивную ориентировку действующего субъекта в предметных условиях его поля действия, то эмоции обеспечивают мотивационную ориентировку субъекта в его жизненных задачах (потребностях) и условиях успешности поведения. В самом общем виде необходимость эмоций заключается в оценке необходимости деятельности и успешности ее осуществления. И только через эти оценки появляются возможность и необходимость презентации потребностей, эмоционального закрепления объектов как имеющих смысл предметов потребностей, эмоционального реагирования и эмоционального отношения к внешним и внутренним условиям деятельности, влияющих на успех действия, включая других людей. Поэтому прав А. Н. Леонтьев, говоря, что эмоции релевантны не действию, а деятельности в целом.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой