Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические классификации дизонтогенеза

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В зависимости от этиологии проявляются задержки развития эмоциональной сферы по разным типам инфантилизма (конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-органический). Этиология влияет на особенности задержки познавательного развития: астенические расстройства (повышенная истощаемость) — при соматической этиологии; микросоциальная и педагогическая запущенность — при психогенной… Читать ещё >

Психологические классификации дизонтогенеза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Индивидуальные проявления человека могут выступать на разных уровнях: биологическом, психологическом, социальном. Биопсихосоциальная модель человека дает возможность сочетать анализ разных аспектов индивидуальности в условиях нормального онтогенеза и нарушенного развития, в том числе дизонтогенеза.

Можно выделить следующие важные для патопсихологии проблемы дизонтогенеза:

  • • проблема типологии дизонтогенеза;
  • • возникновение дизонтогений под влиянием новой социальной ситуации развития;
  • • содержание кризисов развития на фоне болезни;
  • • проблема дифференциации симптомов возрастной нормы реагирования и патологических симптомов разных уровней в кризисные периоды жизни человека;
  • • разработка методических подходов и диагностических средств для оценки вклада разных факторов в проявления и специфику дизонтогенеза на ранних и поздних этапах онтогенеза.

В современной отечественной клинической психологии и патопсихологии многими исследователями принимается представление.

06 онтогенезе как термине, имеющем отношение ко всей психической жизни человека от рождения до смерти. Например, в работах Н. К. Корсаковой обосновывается взгляд на поздний возраст (возраст старения) как на один из этапов онтонегеза, который характеризуется своим собственным особым кризисом развития.

Вопрос о соотношении болезни и хронологии возрастных кризисов развития связан с тем, как и какие кризисные (собственно, как и возрастные) периоды переживает психически больной человек. Существует ли у ребенка с легкой степенью умственной отсталости кризис.

7 лет? Каково психологическое содержание кризиса 3 лет у ребенка с синдромом Каннера? Как можно сопоставить психологические и физиологические проявления критических периодов развития (например, пубертатного кризиса) у пациента с выраженной степенью умственной отсталости, у больного с прогредиентной шизофренией (со сформированным когнитивным и личностным дефектом)? У детей с психическими нарушениями и умственной отсталостью отмечаются сдвиги хронологических рамок кризисов развития, могут встречаться «пропуски» определенных критических периодов или, напротив, усиление выраженности их протекания.

Понятие дизонтогенеза первоначально в психологии применялось в контексте нарушенного эмоционального развития («Аутизм как модель эмоционального дизонтогенеза» — так называлась работа В. В. Лебединского 1981 г.), общей типологии психического дизонтогенеза (В. В. Лебединский, М. М. и Н. Я. Семаго) и отдельных видов дизонтогенеза, например, когнитивный дизонтогенез (Н. В. Зверева, А. А. Коваль-Зайцев, 2005, 2010) дизонтогенез полоролевой идентичности, (С. Н. Матевосян и др.), нейрокогнитивный дизонтогенез (Л. П. Лассан, 2011), дизонтогенез общения (Защиринская, 2011), психосоматический дизонтогенез и др.

Асинхрония развития рассматривается медиками и психологами как один из основных механизмов дизонтогенеза в детском возрасте (В. В. Ковалев, В. В. Лебединский), следует указывать на возможную асинхронию распада психики, связанную уже не только с детским возрастом.

В. В. Лебединский, говоря о типах дизонтогенетического развития, имеет в виду особенности развития ребенка от момента рождения до достижения им возраста взрослости, обусловленные особыми условиями развития, воздействием различных видов «вредности» в сензитивные периоды, наличием заболевания, которое существенно изменяет развитие ребенка. В. В. Лебединский творчески переосмыслил представления психиатров, таких как Т. П. Симеон, Н. И. Озерецкий, Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев и других, о типах нарушенного развития. На этой основе он предложил свою классификацию типов отклоняющегося развития (типов психического дизонтогенеза), которые были сгруппированы по принципу ведущего механизма нарушения развития и основных проявлений. Его классификация содержит шесть типов дизонтогенеза, в последней работе эти типы объединены в зависимости от причины основного нарушения (аномалии) (табл. 1).

Таблица 1

Классификация типов дизонтогенеза (по В. В. Лебединскому, 2003).

Аномалия (тип дизонтогенеза)

Причина

1. Недоразвитие.

Отставание в развитии.

2. Задержанное развитие.

3. Поврежденное развитие.

Поломка в развитии.

4. Дефицитарное развитие.

5. Искаженное развитие.

Асинхрония развития.

6. Дисгармоническое развитие.

Базовыми параметрами, на основании которых В. В. Лебединским выделялись типы дизонтогенеза, определяющие его виды и динамику, были:

  • • функциональная локализация нарушения;
  • • тотальность или парциальность поражения;
  • • время поражения;
  • • соотношение первичного и вторичного дефектов;
  • • нарушение межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза (Лебединский, 1985).

Кратко рассмотрим каждый из выделенных типов дизонтогенеза, анализируя указанные параметры.

Недоразвитие. Данный тип аномалии характеризует первичность и тотальность недоразвития мозговых систем, экстенсивность поражения, что вызывает общее стойкое недоразвитие психики вследствие очень раннего поражения, т. е. вредность, болезнь, органическое неблагополучие попадают на незрелые мозговые системы как в анатомическом, так и в психологическом плане. В качестве причин выступают генетические параметры развития, диффузные повреждения мозга при внутриутробном развитии, в родах, в раннем постнатальном периоде.

Для недоразвития типичны: инертность психических процессов, затруднения формирования иерархических связей, преобладание в асинхронии признаков ретардации. Наиболее выражена недостаточность ВПФ, а наименее — базальных функций. Степень выраженности недоразвития уменьшается в такой последовательности: интеллект, речь, восприятие, память, моторика и элементарные эмоции.

Примерами могут служить разнообразные варианты олигофрении (различные степени умственной отсталости).

Задержанное развитие. Этот тип выражается в замедлении темпа всего психического развития вследствие слабого органического повреждения коры головного мозга или резидуально-органических его проявлений. То есть причины могут быть генетические, соматогенные, психогенные, органические.

Основные признаки: замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Характерна мозаичность поражения — сочетание сохранных и дефицитарных функций. Типичной является инертная фиксация элементарных связей в базальных звеньях (задержка инволюции более ранних форм). Явления асинхронии связаны с первичной дефицитарностью базальных форм и вторичной — высших звеньев психических процессов.

В зависимости от этиологии проявляются задержки развития эмоциональной сферы по разным типам инфантилизма (конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-органический). Этиология влияет на особенности задержки познавательного развития: астенические расстройства (повышенная истощаемость) — при соматической этиологии; микросоциальная и педагогическая запущенность — при психогенной этиологии; для органической этиологии более широкий набор расстройств — нейродинамические (церебрастенические) и энцефалопатические (психопатоподобные и эпилептиформные) и/или первичная недостаточность отдельных корково-подкорковых функций, праксиса, гнозиса, речи, памяти.

В клинике ему соответствуют многочисленные ЗПР (задержка психического развития) в связи с соматическими, психогенными, органическими причинами. Парциальность расстройств и поражения определяет лучший, чем при недоразвитии, прогноз динамики развития ребенка и коррекции нарушений.

Поврежденное развитие. Этот тип отклонения характеризуется сочетанием грубого повреждения ряда сформированных психических функций с недоразвитием онтогенетически более молодых образований. Основные признаки: более позднее (после 2—3 лет) патологическое воздействие на мозг; страдают преимущественно лобно-подкорковые взаимоотношения. Типичны расстройства эмоциональной сферы (в том числе расторможение влечений, нарушения целенаправленности деятельности и личности). В зависимости от типа повреждения возможны явления изоляции отдельных систем и распада сложных иерархических связей, грубый регресс интеллекта и поведения.

В клинике ему соответствуют органические деменции, возникшие по разным причинам после периода нормального развития (в раннем возрасте). Этот тип аномального развития присутствует как компонент в других видах, например как осложняющий фактор при недоразвитии (осложненные олигофрении) или как пусковой механизм (в случае замедления темпа развития).

Дефицитарное развитие. Это недоразвитие или повреждение отдельных анализаторных систем (зрение, слух, мышечно-кинестетическая, или опорно-двигательная, система).

Основные признаки: наличие первичного дефекта (слепота, глухота, нарушения движения), который влечет за собой вторичные дефекты, в первую очередь касающиеся интеллектуальной и коммуникативной сфер. Этот тип дизонтогенеза, как и недоразвитие, наиболее интенсивно изучается в специальной психологии, а не в патопсихологии.

Искаженное развитие. В этом типе представлены варианты сложных сочетаний недоразвития, задержанного, ускоренного и поврежденного развития.

Основным является асинхронность развития, неравномерность интеллектуального развития, диссоциация моторики и интеллекта, аффекта и интеллекта, своеобразие речи, особенности контактов со взрослыми и детьми, нарушения игровой деятельности (длительный период манипуляции с предметами, отсутствие ролевых игр и т. д.). Типичным примером искаженного психического развития является ранний детский аутизм (разные синдромы) и шизофрения, начавшаяся в детском возрасте.

Более подробно проявления дизонтогенеза искаженного типа, характерные для детей, больных шизофренией, и детей с РДА (ранним детским аутизмом) процессуального генеза можно описать так: 1) задержка предметного восприятия, грубое недоразвитие предметных действий, трудности планомерного сличения объектов по нескольким параметрам; 2) особое развитие речи, с характерным самостоятельным или гипертрофированным развитием ее акустической стороны при недостаточной предметной отнесенности; 3) полноценное или гипертрофированное развитие понятий и недостаточное их влияние на перцептивную деятельность, перцептивные обобщения; 4) диссоциация развития интеллектуальной и аффективной сфер.

Последняя наиболее ярко выражена в игровой деятельности и проявляется в недостаточной направленности на функциональные свойства игрушек, недоучете их коммуникативной функции, неравномерности этих нарушений в спонтанной игре по заданному сюжету. Расширенная информация об экспериментально-психологических исследованиях детей, страдающих шизофренией, представлена в соответствующем разделе пособия (см. главу 6).

Дисгармоническое развитие. Это последний из выделенных В. В. Лебединским типов дизонтогенеза, характеризующийся нарушенным, своеобразным, особым личностным развитием ребенка, более всего проявляющийся в формировании особой эмоционально-волевой сферы. Чаще всего наблюдается у детей с формирующимися психопатиями или выраженными личностными аномалиями, причинами дизонтогении могут выступать наряду с врожденными, генетическими, формами неблагоприятные условия воспитания.

Кроме классификации, предложенной В. В. Лебединским, в психологии аномального развития имеется классификация отклоняющегося, аномального развития, разрабатываемая Н. Я. Семаго и М. М. Семаго. Эти авторы, квалифицируя отклоняющееся, проблемное развитие, предлагают следующую типологию дизонтогенеза (отклоняющегося развития): 1) группа недостаточного развития (включает в себя тотальное недоразвитие, задержанное психическое развитие и парциальную несформированность высших психических функций); 2) группа асинхронного развития (дисгармоничное развитие, искаженный дизонтогенез); 3) группа поврежденного и 4) группа дефицитарного развития.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой