Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Политические ресурсы современной России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Внутренние институциональные ресурсы внешней политики после распада СССР ослабели. Разветвленная, пусть и не всегда эффективная советская система выработки, принятия и реализации внешнеполитических решений, которая включала в себя институты международного профиля Академии наук, Международный отдел ЦК КПСС, Политбюро, исчезла. Исполнительные ведомства внешнеполитического профиля (МИД, Министерство… Читать ещё >

Политические ресурсы современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Главным политическим ресурсом является эффективно функционирующее и реализующее адекватно сформулированные цели государство. Основной особенностью российского политического режима, который возник в 1991 г., отечественные и зарубежные эксперты называли отсутствие консолидированной власти. В определенной степени это компенсировалось ресурсом исторического наследия. Он состоит в наличии политического класса, привыкшего мыслить глобальными категориями; граждан, считающих Россию великой державой; сохраняющемся в мире восприятии страны как важнейшего фактора мировой политики.

Внутренние институциональные ресурсы внешней политики после распада СССР ослабели. Разветвленная, пусть и не всегда эффективная советская система выработки, принятия и реализации внешнеполитических решений, которая включала в себя институты международного профиля Академии наук, Международный отдел ЦК КПСС, Политбюро, исчезла. Исполнительные ведомства внешнеполитического профиля (МИД, Министерство обороны, Служба внешней разведки, Федеральная служба безопасности, Федеральное агентство правительственной связи и информации, внешнеэкономические ведомства и т. д.) были выведены непосредственно на президента, в аппарате которого изначально не было специализированных внешнеполитических структур. Это имело следствием очевидную раскоординированность, для описания которой в экспертных кругах возник термин «многоподъездная дипломатия»: не только различные министерства, палаты Федерального Собрания, крупные корпорации, но и различные подъезды этих ведомств проводили собственный внешнеполитический курс. В годы президентства Путина в функционировании внешнеполитического механизма произошли существенные позитивные сдвиги. Россия сохранила немалые внутренние институциональные ресурсы, основанные на высоком профессионализме Министерства иностранных дел, СВР, экспертно-аналитического сообщества.

Международные институциональные ресурсы весьма велики. Россия сохранила статус одного из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, располагая правом вето, от нее зависит придание легитимного характера акциям мирового сообщества или отдельных стран. РФ — влиятельный участник Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Участвуя в заседаниях G-7/8 с начала 1990;х гг., Россия в 2002 г. на саммите в Кананаскисе (Канада) впервые получила статус полноправного участника, хотя финансовые вопросы по-прежнему часто обсуждаются в формате G-7. Россия — влиятельный участник Большой двадцатки, все более выдвигающейся на первый план в качестве института глобального экономического регулирования.

РФ имеет соглашение о сотрудничестве с Североатлантическим альянсом в формате Совета Россия — НАТО, теоретически предусматривающее возможность совместной выработки решений по ряду ключевых международных вопросов. С Европейским союзом предусмотрен такой формат отношений, как проведение ежегодных саммитов Россия — ЕС. Все более зримую роль Россия начинает играть на саммитах организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). В 2012 г. саммит АТЭС впервые прошел в нашей стране — во Владивостоке. С 2011 г. Россия стала полноправным членом наиболее значимой структуры сотрудничества в АТР — механизма Восточноазиатских саммитов.

Россия, в отличие от СССР, не располагает системой экономических и военно-политических союзов, сопоставимых с Советом экономической взаимопомощи, Варшавским договором, как бы несовершенны те не были. Взаимодействие в рамках СНГ, ЕврАзЭС, Договора о коллективной безопасности не носит характера полноценных и обязывающих союзнических отношений. Вместе с тем развивающееся в последние годы партнерство в рамках Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, Единого экономического пространства означает более высокую ступень интеграции.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой