Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сеть образовательных учреждений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дополнительное образование и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Дополнительное образование — это процесс освоения добровольно избранного человеком вида деятельности или области знаний, выходящих за рамки стандарта обязательного (общего, начального, среднего или высшего… Читать ещё >

Сеть образовательных учреждений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Согласно ст. 12 Закона РФ «Об образовании» образовательными являются учреждения, в которых осуществляется образовательный процесс, т. е.

  • — реализуется одна или несколько образовательных программ;
  • — обеспечивается содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Общеобразовательное учреждение является юридическим лицом и по своему статусу может быть государственным (федеральным или находящим в ведении субъекта РФ), муниципальным, негосударственным. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория) устанавливается при его государственной аккредитации.

Одним из основных документов, определяющих порядок функционирования образовательного учреждения, является его устав, в котором, в частности, должны содержаться такие позиции, как наименование, местонахождение, статус образовательного учреждения; учредители; организационно-правовая форма; цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ; основные характеристики организации образовательного процесса и др.

К образовательным относят учреждения следующих типов:

  • — дошкольные;
  • — общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
  • — учреждения профессионального (начального, среднего, высшего и послевузовского) образования;
  • — учреждения дополнительного образования детей и взрослых;
  • — специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
  • — учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
  • — другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

> Дошкольные учреждения. В них предусматриваются сенсорное развитие ребенка, отработка двигательных навыков, развитие пространственной ориентировки и коммуникативных качеств личности, обучение навыкам культурного поведения, укрепление здоровья, физической, психологической и мотивационной готовности детей к школе.

> Общее образование можно получить в различных типах государственных и муниципальных учебных заведений, таких как общеобразовательная школа, лицей, гимназия, школа с углубленным изучением отдельных предметов и др. Они отличаются концепциями обучения и развития, своеобразием построения учебных планов и программ, спецификой организации воспитательного процесса и т. д. Кроме того, созданы первые государственные школы, которые финансируются общественными организациями, частными лицами. Они существуют как одна из возможностей получения образования и гаранта свободы личности в реализации нрава на образование.

Первая ступень общего образования — начальная школа — призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие его способностей. В ней учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, нормами поведения, основами личной гигиены, вырабатывают привычку здорового образа жизни. Учебные предметы на этой ступени школы имеют характер интегрированных курсов, которые закладывают первоначальные представления о природе, обществе, человеке и его труде.

Вторая ступень общего образования — основная общеобразовательная школа — призвана закладывать прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования или включения в трудовую деятельность на благо общества. Для более глубокого усвоения основ наук, помимо обязательных предметов, охватывающих 75−80% учебного времени, вводятся дополнительные предметы, но выбору, факультативные курсы, разноуровневые программы.

Третья, завершающая ступень общего образования — среднее (полное) общее образование, целями которого являются развитие творческих способностей обучающегося и формирование навыков самостоятельного обучения. Среднее общее образование является необходимым этапом для получения среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Выпускники основной школы могут продолжить обучение как в средней школе, так и в профессиональных учебных заведениях различного профиля или в вечерних (заочных) средних общеобразовательных школах. Для стимулирования самообразовательной работы обучающихся обязательная недельная нагрузка на третьей ступени школы существенно уменьшается по сравнению с предыдущей ступенью.

Для более глубокой дифференциации в школе вводятся один или несколько профилей обучения (гуманитарный, физико-математический, химико-биологический, технический, сельскохозяйственный, экономический и др.).

Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования может быть реализован в пределах образовательных программ начального или среднего профессионального образования в соответствующих учебных заведениях. В целях обеспечения взаимосвязи разных ступеней образовательного процесса, создания прочных основ профессиональной ориентации и осмысленного выбора будущей профессии общеобразовательное учреждение может быть преобразовано в школу нового типа (гимназию, лицей, многопрофильную школу и др.).

Вечерние и заочные школы для работающей молодежи открываются преимущественно на базе школ третьей ступени.

> Профессиональные образовательные учреждения осуществляют подготовку работников квалифицированного труда, а также подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, предоставляя гражданам возможность повышения уровня образования. Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Она не сопровождается повышением образовательного уровня обучающихся и может быть получена в образовательных учреждениях начального профессионального образования, межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах), в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, а также в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующие лицензии.

Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах).

Среднее профессиональное образование ставит своей задачей подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Среднее профессиональное образование может быть получено в ОУ среднего профессионального образования (техникумах, колледжах) или на первой ступени вуза.

Высшее профессиональнее образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Оно предусматривает два уровня: бакалавриат и магистратуру либо специалитет (подготовка специалистов). Подготовка лиц с высшим профессиональным образованием для получения квалификации (степени) «бакалавр» и квалификации (степени) «специалист» осуществляется на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования, а для получения квалификации (степени) «магистр» — на базе бакалавриата. Срок обучения в бакалавриате — от трех до четырех лет в зависимости от направления, в магистратуре па базе бакалавриата — два года, а по программам подготовки специалистов — не менее пяти лет. На первом уровне (бакалавриат) студента подготовят к работе, предусматривающей исполнительские функции в производственной или социально-экономической сфере (линейные менеджеры, специалисты по продажам, администраторы и т. п.). В магистратуре будут готовить лиц, ориентированных на деятельность, требующую аналитических и проектных навыков, а также на научноисследовательскую деятельность. Подготовка специалистов предусматривает самостоятельную производственную или социально-экономическую деятельность, связанную с анализом, проектированием и организацией работ в определенной сфере. При этом в ряде областей сохранена пятии шестилетняя система обучения.

> Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Последипломное образование — это реализация непрерывного образования через систему повышения квалификации и переподготовки кадров, представленная институтами и факультетами повышения квалификации, различного рода курсами. В научной среде оно представлено аспирантурой, соискательством и докторантурой. Напомним, что аспирант — это человек, имеющий высшее профессиональное образование и обучающийся в аспирантуре с целью подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, а докторант — человек, имеющий ученую степень кандидата наук и готовящий диссертацию на соискание ученой степени доктора наук.

> Дополнительное образование и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Дополнительное образование — это процесс освоения добровольно избранного человеком вида деятельности или области знаний, выходящих за рамки стандарта обязательного (общего, начального, среднего или высшего профессионального) образования. Являясь вариативной частью общей системы образования, оно представляет собой совокупность дополнительных образовательных программ; государственных образовательных стандартов по отдельным дополнительным образовательным программам (для учреждений профессионального дополнительного образования); образовательных учреждений и организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, в том числе общественных организаций, ведущих образовательную деятельность в области дополнительного образования; объединений (ассоциаций, союзов) образовательных учреждений дополнительного образования, общественных и государственно-общественных объединений (профессиональных ассоциаций, различных обществ, научных и методических советов); органов управления дополнительным образованием, подведомственных им предприятий, учреждений и организаций; организаций, деятельность которых непосредственно направлена на обеспечение образовательного процесса в образовательных учреждениях дополнительного образования. Дополнительное образование обеспечивает необходимую «связность» единого образовательного пространства, помогает реализовать основную цель образования — развитие личности.

Различают следующие виды дополнительного образования[1]:

  • — дополнительное образование детей как вариативная часть общего среднего образования — целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ;
  • — повышение квалификации — вид дополнительного образования, направленный на обеспечение нового качества выполнения работником своих профессиональных функций;
  • — профессиональная переподготовка — освоение дополнительных образовательных программ в целях выполнения нового вида работы;
  • — самообразование — форма самостоятельного получения человеком дополнительного образования, но какомулибо виду деятельности или области знания;
  • — стажировка — форма повышения квалификации и (или) переподготовки через непосредственное участие в соответствующей трудовой деятельности;
  • — дополнительные образовательные услуги — удовлетворение потребностей личности в приобретении дополнительных знаний и развитии творческих способностей под руководством специалистов;
  • — информационно-образовательная деятельность — вид дополнительного образования, направленный на оперативное удовлетворение потребностей человека в информации по различным областям знаний.

Дополнительные образовательные услуги оказывают дошкольные образовательные учреждения, школы, учреждения специального (коррекционного) образования, учреждения культуры и спорта, а также общественные организации, в том числе профсоюзы. Содержанием дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг могут быть:

  • а) оздоровительные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья воспитанников (комплекс валеологических услуг, создание различных секций, групп по укреплению здоровья: гимнастика, аэробика, ритмика, катание на коньках, лыжах, различные игры, общефизическая подготовка и т. д.);
  • б) обучение по дополнительным образовательным программам;
  • в) образовательные и развивающие услуги:
    • — организация развивающих занятий художественноэстетической направленности (по обучению танцам, рисованию, музыке и т. д.);
    • — создание различных групп по изучению иностранных языков;
    • — проведение занятий по оздоровлению, профилактике различных заболеваний (бассейн, массаж, ЛФК и др.);
    • — создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии;
    • — создание групп по адаптации детей дошкольного возраста к условиям школьной жизни (если ребенок не посещал дошкольные образовательные учреждения);
  • г) профессиональная подготовка;
  • д) другие сопутствующие образовательному процессу услуги, если они не ущемляют основной образовательный процесс и не относятся к образовательной деятельности, финансируемой из средств бюджета.

> Специальные (коррекционные) учреждения — школы для детей, имеющих особые образовательные нужды, — обеспечивают лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию обучающихся в общество. В эти учреждения школьники направляются органами управления образованием с согласия родителей по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.

> Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: интернаты, детские дома — решают задачи сохранения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Сеть детских домов включает дошкольные детские дома (для детей от трех до семи лет); смешанные (для дошкольников и детей школьного возраста); детские дома для детей школьного возраста (от семи до восемнадцати лет).

Оздоровительные и санаторно-лесные школы создаются для реабилитации здоровья детей. Для подростков с общественно опасным (девиантным) поведением, достигших одиннадцатилетнего возраста, функционируют специальные учреждения, которые обеспечивают медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку, направление в них осуществляется по решению суда.

Образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании.

Гражданам, завершившим послевузовское профессиональное образование, защитившим квалификационную работу (диссертацию), присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ.

Сегодня непрерывное образование рассматривается как система, а не как очередное звено в образовательной траектории личности. Вместе с рыночными отношениями в наше общество пришла безработица, которую можно сократить именно с помощью развитой системы непрерывного образования. По данным статистики, более 40% выпускников вузов не работают по полученной специальности. Такое положение может исправить система непрерывного образования, предоставляющая широкий спектр различных путей совершенствования имеющейся профессии.

  • [1] См.: Березина В. Л. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб.-метод. пособие. М., 2007. С. 8−9.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой