Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Крушение царизма (февраль — октябрь 1917 г.)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Возглавил ВКГД, однако, председатель Думы М. В. Родзянко. Состав Комитета, подготовленный Советом старейшин Думы, обсужденный по фракциям и утвержденный новым совещанием думцев, был достаточно пестрым. При господстве буржуазных партий в него первоначально хотели включить даже двух социалистов — меньшевика Н. С. Чхеидзе, который, правда, тут же отказался, и трудовика А. Ф. Керенского, принявшего… Читать ещё >

Крушение царизма (февраль — октябрь 1917 г.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В феврале 1917 г. в России началась вторая буржуазно-демократическая революция. В отличие от первой она закончилась победой — свержением царизма. Российское государство сделало новый шаг на пути превращения из феодального в буржуазное.

Перестройка государственного механизма

Первым результатом революции явилось свержение царизма. Еще в 1906 г. из Основных государственных законов было изъято прежнее упоминание о неограниченности монарха. Теперь же речь шла об упразднении монархии вообще. А. А. Искендеров, описывая события этого времени, говорит о добровольном отречении Николая II, «что значительно облегчило победу Февральской революции 1917 года»[1]. Революция началась в конце февраля 1917 г. и уже 23 февраля появились первые признаки народных волнений[2]. Ко 2 марта Петроград находился полностью в руках восставших. Создавались новые органы власти. Командующие десятью фронтами передали в Ставку с большей или меньшей твердостью, но единодушно требования об отречении царя. И это добровольное отречение?

Февральская революция явилась результатом обострения всех противоречий, которые к этому времени накопились в обществе и государстве. Речь шла только о том, чем все это кончится. Кончилось же сменой формы правления, достаточно решительной.

Не все участники революции хотели этого. Правые партии желали сохранения монархии в той или иной степени. Народные массы и партии, выражавшие их волю, добивались доведения революции до конца, т. е. установления республики. Это и случилось, но не сразу.

Еще накануне революции в думских кругах муссировалась идея передачи престола малолетнему наследнику императора Алексею с установлением регентства в лице брата царя Михаила. Именно с таким предложением была послана в Псков делегация Временного комитета Государственной думы в составе члена Государственного совета А. И. Гучкова и члена думского Комитета В. В. Шульгина, ярых монархистов, однако Николай II предпочел другой вариант. 2 марта, подписывая манифест об отречении, он решил просто передать престол Михаилу. Между тем, наблюдая за обстановкой в Петрограде в отличие от брата собственными глазами, и сочтя, что соглашаться на подобное лестное предложение по крайней мере опасно, Михаил заявил, что примет этот пост только из рук Учредительного собрания.

Однако и такой вариант был решительно отвергнут массами, и прежде всего в восставшем Петрограде. Народ требовал полной ликвидации самодержавия. Пришлось арестовать царя и вместе с семьей спрятать в Царском Селе, в роскошном дворце под охраной верных ему войск. Охранники оберегали царя не от бегства, а от народных масс, которые запросто могли его растерзать.

Императорскую семью попытались было отправить в Англию к родственникам императрицы — правящей фамилии Великобритании. И первоначально оттуда даже был получен благожелательный ответ на имя британского посла в Петрограде Бьюкенена. Однако в руководящих кругах союзницы России не захотели принимать свергнутого, ставшего уже ненужным императора. И послу пришлось с извинениями сообщить об этом царской семье.

Тогда было решено как бы сослать царя в Сибирь, в Тобольск, где было спокойно. Там Николай II с семьей прожил до Октябрьской революции и еще несколько месяцев…

Однако свержение монарха не означало еще упразднение самого института монархии. И Россия до осени 1917 г. оставалась как бы монархией без монарха. Фактически это означало республику, но таковая была провозглашена лишь 1 сентября 1917 г. При этом в течение полугода не было создано никаких нормальных республиканских органов. Однако появились некоторые временные.

Первым из них оказался Временный комитет Государственной думы (ВКГД). Узнав о волнениях в Петрограде, 26 февраля царь распустил Государственную думу. Точнее, председатель Думы получил указ об отсрочке сессии, которая должна была открыться на следующий день[3].

Царь видел в жалком «парламенте» очаг революции. Подобная оценка мирного буржуазно-помещичьего органа свидетельствовала о полном непонимании обстановки, она была лишь проявлением исконной ненависти к псевдопарламенту.

Что касается самих думцев, то они не предпринимали особых усилий для того, чтобы восстановить работу Думы, и постепенно разбежались по домам. Тем не менее юридически Дума существовала еще до осени, и только 6 октября уже Временное правительство издало постановление о ее роспуске. Одновременно были признаны утратившими силу полномочия выборных членов Государственного совета[4].

В феврале 1917 г. возник вопрос: что делать с восставшим Петроградом? Николай II находился в Ставке главнокомандующего на фронте, в своем штабном поезде, и плохо представлял себе, что делается в столице. Его попытка прорваться в Петроград 28 февраля не увенчалась успехом[5]. Думцам же нужно было принимать какие-то меры. Вот и решили создать некий комитет, но не для управления страной, а для «восстановления государственного и общественного порядка»[6].

Считать этот орган законным нельзя, поскольку он был создан не Думой, а лишь частным совещанием ее депутатов, собравшихся даже в неофициальной обстановке. Само по себе это не имеет значения: первое учреждение нового государства создавалось как бы революционным путем и поэтому, естественно, не могло опираться на закон. Однако сами «революционеры» и не помышляли так себя называть.

Возглавил ВКГД, однако, председатель Думы М. В. Родзянко. Состав Комитета, подготовленный Советом старейшин Думы, обсужденный по фракциям и утвержденный новым совещанием думцев, был достаточно пестрым. При господстве буржуазных партий в него первоначально хотели включить даже двух социалистов — меньшевика Н. С. Чхеидзе, который, правда, тут же отказался, и трудовика А. Ф. Керенского, принявшего предложение с оговорками. Среди членов ВКГД оказались: В. В. Шульгин (крайне правый), П. Н. Милюков, Н. В. Некрасов (кадеты) и другие. Н. С. Чхеидзе отказался от участия в работе ВКГД, потому что в то же время и в том же месте (в Таврическом дворце) начал собираться принципиально новый и по-настоящему революционный орган — Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, вернее, его временный исполком, в котором этот думец занял руководящий пост.

Вечером того же 27 февраля ВКГД решил расширить свои функции и стать по-настоящему государственным органом. Дело, правда, ограничилось тем, что были посланы комиссары ВКГД во все правительственные учреждения. Вместе с тем Комитет вступил в контакт с Петросоветом. Когда Совет создал комиссию по обеспечению столицы продовольствием, ВКГД помог ему найти председателя. Руководство военным отделом взял на себя член Думы полковник Б. Энгельгард. Кроме того, было создано несколько комиссий по малозначительным вопросам[7].

Если верить участнику событий П. Н. Милюкову, то ВКГД почти сразу установил контакт с воинскими частями Петрограда, которые признали его власть.

Создается впечатление, что ВКГД мыслил себя уже как правительство, то самое долгожданное «министерство доверия», о котором думцы мечтали еще с 1906 г. Однако несмотря на притязания лидеров ВКГД сохранить за ним роль «источника власти», он постепенно утрачивал влияние на политическую жизнь страны, превращаясь в центр притяжения правых околодумских сил[8]. Прекратил свою деятельность комитет после юридического роспуска Государственной думы.

Если ВКГД не удалось стать правительством, то эту функцию выполнил принципиально новый орган, который так и назывался — Временное правительство. Первоначально, правда, хотели сохранить прежнее название — Совет министров, чтобы подчеркнуть преемственность от царского. Однако 10 марта было принято постановление «О временном переименовании Совета министров, а также должностей управляющего делами Совета министров и его помощников и канцелярии Совета министров»[9].

Надо сказать, что этот как бы исполнительный орган на всем протяжении его истории практически стал и законодательным, поскольку некому было пока что обновлять законодательство, т. е. Временное правительство сосредоточило в своих руках обе линии государственной власти.

Уже 1 марта 1917 г. ВКГД наметил состав Временного правительства. Возглавить его должен был известный земский деятель князь Г. Е. Львов. П. Н. Милюков и А. И. Гучков, в соответствии с их прежней деятельностью в Государственной думе, были выдвинуты на посты министров иностранных дел и военного. Два социалиста, которым предлагали места еще в ВКГД, предполагались на посты министров юстиции и труда. Однако Н. С. Чхеидзе отказался и от этого, а А. Ф. Керенский стал министром юстиции. Остальные посты заняли представители буржуазии. Вряд ли можно согласиться поэтому с П. Н. Милюковым, что правительство первого состава было не буржуазным, а надклассовым[10].

В недолгой истории Временного правительства исследователи отмечают четыре основных периода, связанных с изменением его состава. Все они были коалиционными, в том числе и первое, поскольку включали представителей разных партий. Правда, начиная со второго, в нем усиливается делегирование от умеренно-социалистических партий — меньшевиков и эсеров. В третьем составе председателем правительства стал А. Ф. Керенский.

Временное правительство создавалось при непосредственном участии Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, без поддержки которого оно в то время не смогло бы существовать. Вечером 1 марта представители Совета явились на совместное заседание ВКГД и Временного правительства для обсуждения условий сотрудничества. Правительство охотно приняло предложения представителей Совета, сформулированные в виде соглашения. Вопрос о форме правления делегаты Совета согласились не ставить, поскольку у сторон на этот счет не было единства взглядов. ВКГД хотел сохранить монархию, хотя и конституционную, Совет, естественно, предлагал республику. Пока что сыграли вничью. Представители Совета согласились отказаться от пункта о выборности офицеров, чего требовали солдатские массы. Правда, на следующий день в знаменитом приказе № 1, изданном Советом, этот пункт был все-таки отражен.

Временное правительство обязывалось объявить политическую амнистию, обеспечить демократические свободы гражданам, в том числе военнослужащим, отменить все сословные, вероисповедные и национальные ограничения, немедленно начать подготовку на принципах всеобщего, равного, прямого и тайного голосования к созыву Учредительного собрания, которое должно установить форму правления и принять конституцию, на тех же началах организовать выборы в органы местного самоуправления. При некоторых небольших расхождениях во взглядах сторон такая программа оказалась приемлемой для Временного правительства, тем более что оно добилось и некоторых уступок в свою пользу. 2 марта соглашение было обсуждено на заседании Совета и принято им.

Как видим, Петроградский Совет активно участвовал в создании Временного правительства. Вряд ли поэтому можно согласиться с авторами предисловия к первому тому «Журналов заседаний Временного правительства», утверждающими прямо противоположное[11].

Временное правительство подстраховало себя и с другой стороны. 3 марта оно вступило в переговоры и с великим князем Михаилом, которому только что стало известно об отречении царя в его пользу. Большинство членов правительства уже придерживались республиканских позиций, о чем и сообщили претенденту на власть. После некоторых колебаний он согласился на уже известную формулу о решении своей судьбы Учредительным собранием. Таким образом, Михаил признавал правомерность существования самого Временного правительства. Династия же Романовых, начатая Михаилом, через три века и кончилась на Михаиле. Такова мистика истории.

Политика Временного правительства всех составов была в принципе однородной. Оно так и не смогло решить главные вопросы революции о мире, земле, хлебе, почему его и ждал бесславный конец.

Надо сказать, что за все время своего существования Временное правительство провело около 200 заседаний, т. е. в среднем по заседанию на каждый день[12]. До нас дошли отнюдь не все материалы о его нормотворческой деятельности. К счастью, сохранился один очень важный документ — журналы заседаний. Источник этот, однако, очень скудный: двухколоночные записи на бланках прежнего Совета министров по известной схеме: слушали — постановили.

Почти половина заседаний были закрытыми, их материалы еще более скудны. Управляющий делами правительства первого состава В. Д. Набоков отмечал, что даже ему запрещалось вести запись прений на секретных заседаниях.

Кроме государственных органов, следует отметить некоторые полугосударственные. Это — Государственное совещание, состоявшееся в августе 1917 г., и Демократическое совещание, проходившее 14—22 сентября. Их иногда называют предпарламентами, но, кроме того, был еще Временный совет Российской республики, образованный Демсовещанием, который уже обычно называют так[13].

С первых дней революции неоднократно поднимался вопрос об Учредительном собрании. Впоследствии Временное правительство пыталось установить преемственную связь между Думой и Собранием, но идея его создания принадлежала не буржуазии. Первой из политических партий страны, принявшей ее на свое вооружение еще в 1900;х гг., была Российская социал-демократическая рабочая партия[14]. Однако в ходе Февральской революции отношение к ней левого крыла этой организации — большевиков изменилось. Если буржуазия ухватилась за Учредительное собрание как за спасительную соломинку, то коммунисты сделали качественно важный шаг — к республике Советов. Тем не менее в период Февральской революции и после нее они не отказались от такой идеи. Первые шаги к созыву Учредительного собрания были сделаны буржуазией, но не по своей воле, а под давлением складывавшейся в стране обстановки.

Когда 27 февраля депутаты собрались на уже известное частное совещание, то среди других возникла идея объявить Государственную думу Учредительным собранием. В декларации Временного правительства о его составе и задачах содержится обещание немедленно начать подготовку к созыву Учредительного собрания, которое установит форму правления и конституцию страны. Между тем Временное правительство не очень, однако, спешило с созывом этого Собрания, как, впрочем, и с решением других кардинальных вопросов: о земле, о мире и др. Только 9 августа было решено провести выборы в Учредительное собрание на основе специального избирательного закона. Волею судеб они проводились уже тогда, когда Временное правительство было низложено и кануло в небытие[15].

Первоначально созыв Учредительного собрания мыслился как неотложный, затем постепенно наметилась тенденция к тому, чтобы отложить его. Кадеты, преобладавшие во Временном правительстве и не очень надеявшиеся на получение большинства в Учредительном собрании, хотели дождаться спада революционной волны и в мирных условиях выстроить подходящую парламентскую комбинацию. А ведь эта партия выступала за Учредительное собрание еще в пору своего создания, хотя в программу это требование и не внесла, а затем и вовсе забыла о нем[16]. Однако и эсеры, которые не без оснований предполагали получить прочные позиции в Собрании, вскоре охладели к его быстрому созыву. Тем не менее Временное правительство сделало некоторые практические шаги для реализации идеи создания Учредительного собрания. 4 марта оно предложило даже подыскать помещение для Собрания, избрав для этой цели Зимний дворец. Но только создание Временного правительства второго состава 2 мая 1917 г. сдвинуло с мертвой точки вопрос о сроке созыва Учредительного собрания. 10 июня меньшевистское Организационное бюро постановило добиваться от Временного правительства фиксации даты его созыва. 14 июня Временное правительство определило датой выборов в Учредительное собрание 17 сентября. Однако попытки кадетов оттянуть выборы при поддержке меньшевистско-эсеровского ЦИК Советов привели к тому, что окончательным сроком было назначено 12 ноября.

Временное правительство весьма оперативно уже в марте поставило вопрос об избирательном законе. Было решено поручить Юридическому совещанию, образованному первоначально под председательством В. А. Маклакова[17], приступить к разработке плана мероприятий по созданию Положения о выборах. 21 марта Юридическое совещание предложило Временному правительству образовать Особое совещание для подготовки проекта Положения о выборах в Учредительное собрание, и 25 марта этот вопрос был решен положительно.

В состав Особого совещания, приступившего к работе только 25 мая, входило 112 человек. Среди них были специалисты по государственному праву, представители Советов и партий (от левых октябристов до большевиков), нерусских национальностей, Лиги равноправия женщин. Однако делегирование было неравномерным. Примерно половину Совещания составляли члены буржуазных партий, в то время как от большевиков был всего один представитель. Впрочем, коммунисты не очень рвались на это Совещание.

Для разработки отдельных положений были созданы специальные комиссии, результаты деятельности которых обсуждались на пленуме Особого совещания. Основная работа над проектом была закончена 2 сентября. 23 сентября Временное правительство закрыло Особое совещание как выполнившее свою задачу. В результате был создан весьма совершенный для своего времени проект избирательного закона. Он свидетельствовал о достаточно высоком уровне буржуазной правовой мысли в России. Положение о выборах в Учредительное собрание по основным параметрам не уступало наиболее передовым избирательным законам того времени и даже превосходило их.

Состав избирательно корпуса в России был шире, чем в других странах. Избирательные права, в отличие от даже наиболее развитых капиталистических стран, получили женщины. Возрастной ценз также был ниже, чем в других странах (20 лет, а для военнослужащих даже без нижнего предела). Отменялись в России также имущественный ценз, цензы оседлости и грамотности. Не было в законе никаких ограничений по национальному или вероисповедному принципу, наоборот, устанавливались даже некоторые привилегии.

Таким образом, Положение о выборах в Учредительное собрание стало вершиной буржуазной демократии, принципиально отличным от избирательного закона для царской Государственной думы1.

Определенным этапом на пути к Учредительному собранию был созыв в сентябре 1917 г. так называемого Демократического совещания, которое к тому же пытались противопоставить II Всероссийскому съезду Советов рабочих и солдатских депутатов. Это совещание образовало свой Президиум, на расширенном заседании которого было принято решение о создании Временного Совета Российской Республики, в обиходе именовавшегося Предпарламентом. 2 октября Временное правительство приняло постановление об учреждении Предпарламента и утвердило Положение о нем. Первое заседание этого органа состоялось через пять дней. Предпарламент должен был работать до открытия Учредительного собрания. Его ведению подлежали обсуждение «законодательных предположений, по которым Временное правительство признает необходимым иметь заключение», «предварительная разработка тех законодательных вопросов, которые возникнут по собственной инициативе Предпарламента; обсуждение дел, которые будут переданы в Предпарламент Временным правительством»2.

Предпарламент состоял из 555 членов. Его возглавил председатель ЦИК Советов крестьянских депутатов, эсер Н. Д. Авксентьев.

Если верхушка государственного механизма царской России так или иначе была сломана, хотя и не сразу, то другие органы, их система оста;

  • 1 См.: Российское законодательство X—XX вв.еков. Т. 9. С. 135.
  • 2 Высшие и центральные государственные учреждения России 1801—1917. Т.
  • 1.

С. 249.

лись пока что без существенных изменений. Так, сохранились прежние ведомства, в том числе практически все Особые совещания[18], а также министерства, в том числе даже такое, как Министерство императорского двора[19]. Сохранился и главный орган, ведавший официальной идеологией — Святейший Синод, глава которого — обер-прокурор входил в состав Временного правительства. Летом 1917 г. открылся Собор православной церкви, работавший потом на протяжении года и пытавшийся приспособить церковь к возможностям и потребностям момента. Сохранился также выдержавший многократные перестройки петровский Сенат.

Вместе с тем Временным правительством было создало несколько новых министерств — труда, социального призрения (обеспечения), почт и телеграфов.

Уже в ходе Февральской революции были разогнаны или сами разбежались жандармерия, охранка, полиция. 10 и 19 марта Временное правительство издало официальное распоряжение об упразднении департамента полиции и отдельного корпуса жандармов, вместо которых предполагалось создать «народную милицию» с выборным начальством, подчиненную органам местного самоуправления.

Определенной перестройке подверглись местные органы власти и управления, причем отнюдь не всегда в мирном порядке. Отстранялись от должности генерал-губернаторы и губернаторы, что приводило к ликвидации управленческой вертикали или, по крайней мере, к ее расшатыванию. При этом генерал-губернаторов и губернаторов обычно арестовывали.

Председатель Временного правительства, министр внутренних дел Г. Е. Львов 5 марта разослал председателям губернских земских управ циркулярную телеграмму, в которой содержалось распоряжение о немедленном отстранении от должности губернаторов и вице-губернаторов и их повсеместной замене губернскими комиссарами Временного правительства, которые должны были осуществлять на местах связь с центром. Предполагалось, что должность комиссара будет выборной, однако практически комиссарами Временного правительства стали председатели губернских и уездных земских управ[20]. Циркуляр, разосланный 1 апреля, определял место губернских и уездных комиссаров в системе государственных органов. В нем говорилось, что губернский комиссар является носителем власти Временного правительства в губернии и он наделяется всеми правами и обязанностями, которые ранее имели генерал-губернаторы, за исключением отпавших вследствие происшедших в государственном строе изменений. Таким образом, осколки губернаторской власти были в максимально возможном объеме переданы региональным комиссарам Временного правительства.

Революционные события привели к фактическому исчезновению старой централизации и системы управления, к потере управляемости страной из центра, тем более что власть губернских комиссаров Временного правительства оказалась в значительной степени номинальной и сильно ограничивалась местными общественными организациями, выдвиженцами которых губернские комиссары обычно и являлись[21].

Что касается земского и городского самоуправления, то с самого начала своей деятельности Временное правительство занялось их реорганизацией. 26 апреля сообщалось, что выработаны и будут изданы в самом скором времени постановления о волостном земстве, о реформе губернских и уездных земств, о местных продовольственных органах, местном суде и об административной юстиции. Даже созыв Учредительного собрания ставился в зависимость от создания местного самоуправления, на которое собирались возложить и организацию выборов в него.

  • [1] Искендеров А. А. Закат империи. М., 2001. С. 5.
  • [2] См.: Милюков П. Н. История второй русской революции. Т. 1. Киев, 1919. С. 23.
  • [3] См.: Милюков П. Н. Указ. соч. С. 24.
  • [4] См.: Российское законодательство X—XX вв.еков. Т. 9. С. 30.
  • [5] См.: там же. С. 121.
  • [6] См.: там же. С. 118.
  • [7] См.: Высшие и центральные государственные учреждения России 1801—1917.Т. 1. М, 1998. С. 226, 228—231.
  • [8] См.: Высшие и центральные государственные учреждения России 1801—1917.Т. 1. С. 227.
  • [9] Российское законодательство X—XX вв.еков. Т. 9. С. 127.
  • [10] См.: Милюков П. Н. История второй русской революции. С. 45.
  • [11] См.: Журналы заседаний Временного правительства. Т. 1. М., 2001. С. 18.
  • [12] См.: Журналы заседаний Временного правительства. Т. 1. С. 12.
  • [13] См.: Руднева С. Е. Демократическое совещание. Сентябрь 1917 г. История форума.М., 2000. С. 4.
  • [14] См.: Знаменский О. Н. Всероссийское учредительное собрание. Л., 1976. С. 8.
  • [15] См.: Российское законодательство X—XX вв.еков. Т. 9. С. 31.
  • [16] См.: Учредительное собрание. Россия 1918. Стенограмма и другие документы. М., 1991. С. 5.
  • [17] См.: Высшие и центральные государственные учреждения России 1801—1917.Т. 1. С. 238—239.
  • [18] См.: Высшие и центральные государственные учреждения России 1801—1917.Т. 1. С. 206—226.
  • [19] См.: Высшие и центральные государственные учреждения России 1801—1917.Т. 2. М., 2002. С. 146.
  • [20] См.: Милюков П. Н. История второй русской революции. Т. 1. С. 43.
  • [21] См.: Институт генерал-губернаторства и наместничества в Российской империи.СПб., 2001. С. 274—281.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой