Информационная культура.
Информационные технологии в менеджменте (управлении)
Информационная культура в широком смысле — это совокупность принципов и механизмов, обеспечивающих взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества; в узком смысле слова — это оптимальные способы обращения с информацией и представление ее потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических средств… Читать ещё >
Информационная культура. Информационные технологии в менеджменте (управлении) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Термин «информационная культура» в отечественных публикациях впервые появился в 1970;х гг. Инициаторами развития и популяризации соответствующей концепции стали работники библиотек. Одними из первых работ, в которых использовался этот термин, были статьи библиографов К. М. Войханской и Б. А. Смирновой[1].
Возникнув в сфере библиотечного и книжного дела, концепция информационной культуры по мере своего развития вбирала в себя знания из целого ряда наук: теории информации, кибернетики, информатики, семиотики, документалистики, философии, логики, культурологии, лингвистики и др.
В настоящее время информационную культуру все чаще трактуют как особый феномен информационного общества. В зависимости от объекта рассмотрения можно выделить информационную культуру:
- • общества;
- • отдельных категорий потребителей информации;
- • личности.
Информационная культура в широком смысле — это совокупность принципов и механизмов, обеспечивающих взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества; в узком смысле слова — это оптимальные способы обращения с информацией и представление ее потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических средств производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.
В эпоху информатизации общества информационная культура представляет собой готовность к освоению нового образа жизни на базе использования информации, построение новой (информационной) картины мира и определение своего места в нем. Как часть общей культуры личности информационная культура должна усвоить этику и эстетику, эргономику и вопросы информационной безопасности (как в смысле защиты информации, так и в смысле защиты человеческой психики).
Признаком информационной культуры является не только получение самой разнообразной и разнокачественной информации, но и умение выбрать из огромного массива имеющейся информации наиболее важную и нужную.
Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом его разнообразных творческих способностей и проявляется в следующих аспектах:
- • в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
- • в способности использовать в своей деятельности информационные технологии;
- • в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
- • во владении основами аналитической переработки информации;
- • в умении работать с различной информацией;
- • в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
Именно в процессе информационной деятельности люди совершенствуют культуру обращения с информацией, методы ее получения, обработки, хранения и своевременной выдачи.
Существует три принципиальные причины, в силу которых менеджер сегодня должен заботиться об информационной культуре своей компании.
Во-первых, она становится все более важной частью общей организационной культуры. Все больше компаний понимают необходимость преобразований, ориентированных на удовлетворение ожиданий потребителя, а для этого нужно работать с разнообразнейшей деловой, рыночной, политической, технологической и социальной информацией.
Во-вторых, информационные технологии делают возможным создание в компаниях компьютерных сетей, с помощью которых идет общение между менеджерами, но само по себе создание такой сети не гарантирует разумное и эффективное использование информации.
В-третьих, информационная культура различна для разных функциональных служб, подразделений и рабочих групп, что означает различие подходов к процессам сбора, организации, обработки, распространения и использования информации. Поэтому корпоративная информационная культура важна для выработки единой стратегии управления.
Сегодня в компаниях можно встретить четыре разновидности информационной культуры (рис. 7.1).
Понятие «информационная культура» включает очень многие составляющие:
- • культуру поиска новой информации;
- • культуру чтения и восприятия информации;
- • умение перерабатывать большие массивы информации с использованием как информационных (компьютерных) технологий, так и интеллектуальных нормализованных методик (поаспектного анализа текстов, контент-анализа, классификационного и кластерного анализа и т. д.);
- • понимание важности межличностного профессионального общения в любом виде деятельности;
- • стремление к повышению уровня коммуникационной компетентности;
- • воспитание в себе терпимости к чужим точкам зрения и мнениям;
Рис. 7.1. Классификация разновидностей информационной культуры.
- • готовности не только получать, но и отдавать знания;
- • умение находить партнеров по совместной деятельности с использованием для этого телекоммуникационных каналов связи;
- • умение четко и доказательно излагать результаты собственной деятельности, в том числе, с учетом уровня подготовленности целевой аудитории;
- • знание норм, регламентирующих использование интеллектуальной собственности.
В 1990;х гг. в США и странах Западной Европы появился ряд концепций информационной грамотности, под которой понимается способность человека идентифицировать потребность в информации, умение ее эффективно искать, оценивать и использовать. В 2002 г. в ходе 68-й сессии Генеральной конференции и Совета ИФЛА[2] было объявлено о создании Секции по информационной грамотности, задачей которой стало выявление стандартов информационной грамотности, сформировавшихся в разных библиотеках и странах, и создание международного стандарта по информационной грамотности.
В соответствии с этим стандартом под информационной грамотностью понимается «наличие знаний и умений, требуемых для правильной идентификации информации, необходимой для выполнения определенного задания или решения проблемы; эффективного поиска информации; ее организации и реорганизации; интерпретации и анализа найденной и извлеченной информации (например, после скачивания из Интернета); оценки точности и надежности информации, включая соблюдение этических норм и правил пользования полученной информацией; при необходимости передачи и представления результатов анализа и интерпретации другим лицам; последующего применения информации для осуществления определенных действий и достижения определенных результатов»[3].
В популярной и специализированной литературе широко используется ряд родственных информационной грамотности понятий, среди которых «компьютерная грамотность» (Computer Literacy), медиаграмотность (Media Literacy) и «информационная компетентность» (Information Competence).
Сопоставление понятий «информационная грамотность» и «информационная культура» свидетельствует об их значительном сходстве. Оба они характеризуют сложный, многоуровневый и многоаспектный феномен взаимодействия человека и информации. В составе обоих понятий выделяется много компонентов: от умения вести поиск информации, анализировать и критически оценивать найденные источники информации, до их творческого использования в целях решения многообразных задач, возникающих в учебной, профессиональной или иной деятельности.
Вместе с тем, концепция информационной культуры личности шире, чем концепция информационной грамотности. В отличие от информационной грамотности она включает такой компонент, как информационное мировоззрение, предполагающее обязательную мотивацию личности на необходимость специальной информационной подготовки.
Различия между развиваемой в России концепцией формирования информационной культуры и международной концепцией информационной грамотности в целом не носят принципиального характера; они лишь отражают стремление российских ученых и практиков сочетать достижения международной теории и практики с традициями национальной культуры и образования, имеющимся опытом российских библиотек и учреждений образования.