Концепция ответственности в менеджменте
Деятельность человека только тогда и является деятельностью, когда она определенным образом организована. Организация деятельности — это ее упорядочение по функциональному содержанию, распределению в пространстве и времени, ориентации на достижение определенных результатов и целей. Человек живет в обществе и осуществляет деятельность с учетом деятельности других людей. Этот учет проявляется… Читать ещё >
Концепция ответственности в менеджменте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате освоения данного раздела студент должен:
знать
- — определение понятия ответственности;
- — типологию ответственности;
- — основные источники ответственности;
- — особенности различных типов ответственности;
- — роль ответственности в развитии управления организацией;
уметь
- — определять основные характеристики ответственности;
- — оценивать ее организационные особенности;
- — обосновывать ее необходимость и роль в развитии компании;
- — прогнозировать последствия деятельности человека в организации;
- — учитывать конкретные условия реализации ответственности;
владеть
- — навыками использования основных принципов построения системы и механизма ответственности;
- — навыками обеспечения эффективности реализации ответственности;
- — приемами организационной интеграции полномочий, обязанностей и ответственности.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЕЕ РОЛЬ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
Понятие ответственности и ее ограничительная и мотивационная роль в деятельности человека
Деятельность человека только тогда и является деятельностью, когда она определенным образом организована. Организация деятельности — это ее упорядочение по функциональному содержанию, распределению в пространстве и времени, ориентации на достижение определенных результатов и целей. Человек живет в обществе и осуществляет деятельность с учетом деятельности других людей. Этот учет проявляется в понимании собственных интересов и ценностей, а также понимании интересов и ценностей других. И проявляется это в одном из важнейших факторов организации — ответственности.
Ответственность, как и многие другие категории, можно определить различным образом, акцентируя внимание на те или иные факторы ее проявления и роли в деятельности человека. Сущность ответственности проявляется в том, что она представляет собой понимание, осознание и учет последствий деятельности по критериям ее необходимости и эффективности, возможности порицания или поощрения. При этом существует мера порицания за невыполнение или плохое выполнение работы и поощрение за хорошее ее выполнение. Эта мера может быть результатом внутренней или внешней оценки характера и результата работы человека, проявляться либо в собственной неудовлетворенности работой, либо в отрицательном отношении к ней со стороны других людей. Поэтому ответственность можно рассматривать как один из мотивационных факторов деятельности и как один из возможных ее ограничителей. Ощущение ответственности влияет на выбор методов и учета различных факторов выполнения работы, се вида и стремление к определенному результату.
Ответственность — это организационное положение, обеспечивающее дисциплинированность и максимально эффективное отношение человека к его обязанностям. Именно поэтому ответственность является средством управления, одним из рычагов воздействия па деятельность человека и коллектива в целом. Устанавливая определенные меры и виды ответственности, ее контролирования, менеджер воздействует на деятельность человека и коллектива, ограничивая их общими интересами, ценностями и необходимостью учета существующих условий (рис. 1.1).
Ответственность пронизывает все ступени в иерархии системы управления. Она характеризует деятельность каж;
Рис. 1.1. Содержание понятия «ответственность» .
дого члена коллектива, в том числе и деятельность самого менеджера. В организационном отношении ответственность связана с функциями и полномочиями, объемные характеристики которых в значительной мере определяют реализацию ответственности.
Ответственность сопровождает каждое управленческое решение и определенным образом характеризует его качество, статус и роль в процессах менеджмента. Ответственность — фундамент деловой дисциплины и элемент культуры организации.