ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

Π‘ΠΈΡ…Π΅Π²ΠΈΠΎΡ€ΠΈΠ·ΠΌ ΠΊΠ°ΠΊ психологичСская Π½Π°ΡƒΠΊΠ° ΠΎ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

O Π»ΠΎΠΊΡƒΡ контроля (ΠΎΡ‚ Π»Π°Ρ‚. locus — мСсто, мСстополоТСниС). Π­Ρ‚ΠΎ понятиС, Π²Π²Π΅Π΄Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ Π ΠΎΡ‚Ρ‚Π΅Ρ€ΠΎΠΌ, Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ людСй Π² Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, чувствуСт Π»ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ сСбя «ΠΏΠ΅ΡˆΠΊΠΎΠΉ» Π»ΠΈΠ±ΠΎ считаСт, Ρ‡Ρ‚ΠΎ достиТСниС Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ зависит ΠΎΡ‚ Π΅Π³ΠΎ собствСнных усилий. ЭкстСрналы ΡΠΏΠΈΡΡ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π·Π° Π²ΡΠ΅ происходящиС с Π½ΠΈΠΌΠΈ события Π½Π° Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… людСй ΠΈ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±ΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Π°. Π˜Π½Ρ‚Π΅Ρ€Π½Π°Π»Ρ‹ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°ΡŽΡ‚ сСбя отвСтствСнными Π·Π° Π²Π΅Ρ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΈΠ΅… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π‘ΠΈΡ…Π΅Π²ΠΈΠΎΡ€ΠΈΠ·ΠΌ ΠΊΠ°ΠΊ психологичСская Π½Π°ΡƒΠΊΠ° ΠΎ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π’ 1913 Π³. Π°ΠΌΠ΅Ρ€ΠΈΠΊΠ°Π½ΡΠΊΠΈΠΉ психолог Π”ΠΆΠΎΠ½ Уотсон (1878−1958), ΡΡ‚Π°Π²ΡˆΠΈΠΉ тСорСтичСским Π»ΠΈΠ΄Π΅Ρ€ΠΎΠΌ Π±ΠΈΡ…Π΅Π²ΠΈΠΎΡ€ΠΈΠ·ΠΌΠ° (ΠΎΡ‚ Π°Π½Π³Π». behavior — ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅), провозгласил, Ρ‡Ρ‚ΠΎ психология ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π½Π°ΡƒΠΊΠΎΠΉ, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΡ‚ΡŒ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ изучСния. Но ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ Π² Ρ‚ΠΎΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠΉ ситуации. ВсС, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π΅ ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π°Π΅Ρ‚ся ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ рСгистрации, Ρ‚. Π΅. мысли, сознаниС, — словом, всС, Ρ‡Ρ‚ΠΎ происходит Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, Π½Π΅ ΠΏΠΎΠ΄Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ. ΠžΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ€Π΅Π³ΠΈΡΡ‚Ρ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ, внСшниС дСйствия Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΈ Ρ‚Π΅ ΡΡ‚ΠΈΠΌΡƒΠ»Ρ‹, ситуации, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ эти Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²Π»ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚. Богласно Уотсону, Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π° психологии Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΏΠΎ Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ вСроятный стимул, Π° ΠΏΠΎ ΡΡ‚ΠΈΠΌΡƒΠ»Ρƒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΡŽ. Π’Π° ΠΈΠ»ΠΈ иная повСдСнчСская рСакция Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ Π½Π° ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ стимул, ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΡŽ. Π€ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»Π° «ΡΡ‚ΠΈΠΌΡƒΠ» -» рСакция" (S-" R) являлась Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Π² Π±ΠΈΡ…Π΅Π²ΠΈΠΎΡ€ΠΈΠ·ΠΌΠ΅. Π‘ Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния прСдставитСлСй Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ направлСния, Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π΅ΡΡ‚ΡŒ ΡΠΎΠ²ΠΎΠΊΡƒΠΏΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ повСдСнчСских Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΉ, присущих Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ. НовыС Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ повСдСния ΠΏΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π² Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ образования условных рСфлСксов (обусловливаниС).

ПовСдСниСм Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΡƒΠΏΡ€Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ психологичСскиС закономСрности:

  • 1. Π—Π°ΠΊΠΎΠ½ эффСкта, Π²Ρ‹Π²Π΅Π΄Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ· ΠΏΠΈΠΎΠ½Π΅Ρ€ΠΎΠ² бихСвиористского направлСния Π­Π΄Π²Π°Ρ€Π΄ΠΎΠΌ Π’ΠΎΡ€Π½Π΄Π°ΠΉΠΊΠΎΠΌ (1874−1949), уточняСт: связь ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ стимулом ΠΈ Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠ΅ΠΉ усиливаСтся, Ссли Π΅ΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ΄ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅. Оно ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ (ΠΏΠΎΡ…Π²Π°Π»Π°, ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΆΠ΅Π»Π°Π΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π°, ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Π²ΠΎΠ·Π½Π°Π³Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Ρ‚. ΠΏ.) Π»ΠΈΠ±ΠΎ ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ (боль, Π½Π°ΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΈΠ΅, Π½Π΅ΡƒΠ΄Π°Ρ‡Π°, критичСскоС Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Ρ‚. Π΄.). ПовСдСниС Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Ρ‡Π°ΡˆΠ΅ всСго Π²Ρ‹Ρ‚Π΅ΠΊΠ°Π΅Ρ‚ ΠΈΠ· ΠΎΠΆΠΈΠ΄Π°Π½ΠΈΡ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ подкрСплСния, Π½ΠΎ ΠΈΠ½ΠΎΠ³Π΄Π° ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π΅Ρ‚ ΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго ΠΈΠ·Π±Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ подкрСплСния, Ρ‚. Π΅. наказания, Π±ΠΎΠ»ΠΈ ΠΈ Π΄Ρ€.
  • 2. Π—Π°ΠΊΠΎΠ½ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ цСнности подкрСплСния: Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΡƒΠΏΡ€Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ, Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ, ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ΄ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅, какая Π½Π°Π³Ρ€Π°Π΄Π° являСтся для ΠΆΠΈΠ²ΠΎΠ³ΠΎ сущСства Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎΠΉ, Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΈ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΠΉ Π² Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚.

Π’ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ Π±ΠΈΡ…Π΅Π²ΠΈΠΎΡ€ΠΈΠ·ΠΌΠ° Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ понимаСтся Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΡƒΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π΅Π°Π³ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π΅, Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π΅, ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ΡΡ сущСство, «Π·Π°ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ΅» Π½Π° Ρ‚Π΅ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ, дСйствия, ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅. ИзмСняя стимулы ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ «ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ» Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π½Π° Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅ΠΌΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅. ΠœΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Ρ‚Π΅ΠΌ Π² Π½Π΅Π΄Ρ€Π°Ρ… самого Π±ΠΈΡ…Π΅Π²ΠΈΠΎΡ€ΠΈΠ·ΠΌΠ° психолог Π­Π΄Π²Π°Ρ€Π΄ Π’ΠΎΠ»ΠΌΠ΅Π½ (1886−1959) ΠΏΠΎΠ΄Π²Π΅Ρ€Π³ сомнСнию схСму ?-" Π― ΠΊΠ°ΠΊ слишком ΡƒΠΏΡ€ΠΎΡ‰Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ ΠΈ Π²Π²Π΅Π» ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ этими Ρ‡Π»Π΅Π½Π°ΠΌΠΈ Π²Π°ΠΆΠ½ΡƒΡŽ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΡƒΡŽ / - психичСскиС процСссы Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄Π°, зависящиС ΠΎΡ‚ Π΅Π³ΠΎ наслСдствСнности, физиологичСского состояния, ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ»ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°: 5-* / -> /?.

АмСриканский психолог БСррСс Π€Ρ€Π΅Π΄Π΅Ρ€ΠΈΠΊ Π‘ΠΊΠΈΠ½Π½Π΅Ρ€ (1904; 1990) Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎ Ρ‚Ρ€Π΅Ρ… Π²ΠΈΠ΄Π°Ρ… повСдСния: бСзусловно Ρ€Π΅Ρ„Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎΠΌ, условно-Ρ€Π΅Ρ„Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎΠΌ ΠΈ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Π½Ρ‚Π½ΠΎΠΌ. БСзусловно Ρ€Π΅Ρ„Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹ΠΉ ΠΈ ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²Π½ΠΎ-Ρ€Π΅Ρ„Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹ΠΉ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ повСдСния Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ стимулами (5) ΠΈ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ся рСспондСнтным (ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ) ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ (это рСакция Ρ‚ΠΈΠΏΠ° 5). Они ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅ΠΏΠ΅Ρ€Ρ‚ΡƒΠ°Ρ€Π° повСдСния, Π½ΠΎ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ лишь ΠΈΠΌΠΈ Π½Π΅ ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ся адаптация ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄Π° ΠΊ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ срСдС обитания. ΠŸΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ приспособлСния строится Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ± — воздСйствий ΠΆΠΈΠ²ΠΎΠ³ΠΎ сущСства Π½Π° ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΠΌΠΈΡ€. НСкоторыС ΠΈΠ· Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΎΠ± случайно ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΊ ΠΏΠΎΠ»Π΅Π·Π½ΠΎΠΌΡƒ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρƒ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ Π² ΡΠΈΠ»Ρƒ своСй полСзности закрСпляСтся. Π­Ρ‚ΠΈ Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ (/?) Π½Π΅ Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ся стимулом, Π° Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ся («ΠΈΡΠΏΡƒΡΠΊΠ°ΡŽΡ‚ся») самим ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠΌ. НСкоторыС ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ… ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»ΡΡŽΡ‚ся. Π‘ΠΊΠΈΠ½Π½Π΅Ρ€ Π½Π°Π·Π²Π°Π» ΠΈΡ… ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Π½Ρ‚Π½Ρ‹ΠΌΠΈ (Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ Ρ‚ΠΈΠΏΠ° Π―). Богласно Π‘ΠΊΠΈΠ½Π½Π΅Ρ€Ρƒ, ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ эти Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ Π² Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΌ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ. Π“Π»Π°Π²Π½Ρ‹ΠΌ срСдством формирования Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния выступаСт ΠΏΠΎΠ΄ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅.

Π”Π°Π½Π½Ρ‹Π΅, ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ повСдСния ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ…, Π‘ΠΊΠΈΠ½Π½Π΅Ρ€ пСрСносит Π½Π° Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΊ ΠΊΡ€Π°ΠΉΠ½Π΅ биологизаторской Ρ‚Ρ€Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. Для Ρ€Π°Π·Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ соврСмСнного общСства Π‘ΠΊΠΈΠ½Π½Π΅Ρ€ Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Π΅Ρ‚ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Ρƒ создания Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ повСдСния, которая ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π²Π°Π½Π° ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΡ… людСй Π½Π°Π΄ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ. БрСдством управлСния ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ людСй выступаСт ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π·Π° Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠΌΠΎΠΌ ΠΏΠΎΠ΄ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΠΌΠ°Π½ΠΈΠΏΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ людьми. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Π‘. Π€. Π‘ΠΊΠΈΠ½Π½Π΅Ρ€ сформулировал Π΅Ρ‰Π΅ Π΄Π²Π΅ закономСрности:

  • 3. ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Π½Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ обусловливания: ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΆΠΈΠ²Ρ‹Ρ… сущСств ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ опрСдСляСтся послСдствиями, ΠΊ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚. Π’ Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‚ Π»ΠΈ эти послСдствия приятными, Π±Π΅Π·Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ нСприятными, ΠΆΠΈΠ²ΠΎΠΉ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ проявит Ρ‚Π΅Π½Π΄Π΅Π½Ρ†ΠΈΡŽ ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€ΡΡ‚ΡŒ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ повСдСнчСский Π°ΠΊΡ‚, Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π΅ΠΌΡƒ Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ значСния ΠΈΠ»ΠΈ ΠΆΠ΅ ΠΈΠ·Π±Π΅Π³Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ повторСния Π² Π΄Π°Π»ΡŒΠ½Π΅ΠΉΡˆΠ΅ΠΌ. Π§Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ способСн ΠΏΡ€Π΅Π΄Π²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ΡŒ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹Π΅ послСдствия своСго повСдСния ΠΈ ΠΈΠ·Π±Π΅Π³Π°Ρ‚ΡŒ Ρ‚Π΅Ρ… дСйствий ΠΈ ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΉ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ привСсти ΠΊ Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ для Π½Π΅Π³ΠΎ послСдствиям.
  • 4. Π—Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ вСроятности послСдствий: Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ Π²Π΅Ρ€ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ наступлСния Ρ‚Π΅Ρ… ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹Ρ… послСдствий своих Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΉ. Π§Π΅ΠΌ Π²Ρ‹ΡˆΠ΅ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Π°Ρ Π²Π΅Ρ€ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ наступлСния Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… послСдствий, Ρ‚Π΅ΠΌ сильнСС это влияСт Π½Π° ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, ΠΈ Ρ‚Π΅ΠΌ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΎΠ½ ΡΠΊΠ»ΠΎΠ½Π΅Π½ ΠΎΡ‚ΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΎΡ‚ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… ΠΈΠ½ΠΈΡ†ΠΈΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… дСйствий.

Π‘. Π€. Π‘ΠΊΠΈΠ½Π½Π΅Ρ€ ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°Π», Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ — это ΡΠΎΠ²ΠΎΠΊΡƒΠΏΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΉ, Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ², ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π²ΡˆΠΈΡ…ΡΡ Π² Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Π½Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ научСния. Под влияниСм ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ систСмы ΠΏΠΎΠ΄ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π½Π°ΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΈΠΉ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°Π΅Ρ‚ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΈ ΠΈ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ свойства личности.

ΠŸΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ Π½Π΅ΠΎΠ±ΠΈΡ…Π΅Π²ΠΈΠΎΡ€ΠΈΠ·ΠΌΠ° ΠΠ»ΡŒΠ±Π΅Ρ€Ρ‚ Π‘Π°Π½Π΄ΡƒΡ€Π° (1925; 1988) ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π», Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΡŒ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ вслСдствиС спонтанной ΠΈΠ½ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ активности (ΠΊΠ°ΠΊ это ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π» Π‘ΠΊΠΈΠ½Π½Π΅Ρ€), Π½ΠΎ ΠΈ Π² Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ подраТания, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ Π²Π΅Ρ€Π±Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ (словСсного) инструктирования. Π’Π΅ΠΌ самым Π±Ρ‹Π»ΠΈ сформулированы ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ закономСрности управлСния ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ людСй:

  • 5. Π—Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ подраТания: Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ склонСн ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ повСдСнию Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… людСй, с ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, насколько благоприятны ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ подраТания для Π½Π΅Π³ΠΎ самого.
  • 6. Π—Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ научСния Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· наблюдСниС ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€: люди ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ, наблюдая ΠΈΠ»ΠΈ читая, ΠΈΠ»ΠΈ ΡΠ»Ρ‹ΡˆΠ° ΠΎ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ….
  • 7. Π—Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ самоподкрСплСния: люди способны сами ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ своС ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΏΠΎΠΎΡ‰Ρ€ΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π»ΠΈΠ±ΠΎ Π½Π°ΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ сСбя, Ссли Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½Ρ‹ установлСнныС Π½ΠΎΡ€ΠΌΡ‹, с ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌΠΈ согласСн Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ.

Π’ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ научСния Π”ΠΆΡƒΠ»ΠΈΠ°Π½Π° Π ΠΎΡ‚Ρ‚Π΅Ρ€Π° (Ρ€. 1916) ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΠΏΠΈΡΠ°Ρ‚ΡŒ с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… понятий:

  • o повСдСнчСский ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π» — ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π΅Ρ‚ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ Π½Π°Π±ΠΎΡ€ΠΎΠΌ дСйствий, повСдСнчСских Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΉ, ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π²ΡˆΠΈΡ…ΡΡ Π² Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ;
  • o ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Π°Ρ Π²Π΅Ρ€ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, с ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ, ΠΏΠΎ ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ΄ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ послС ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния Π² ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ситуации (Ссли Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ считаСт, Ρ‡Ρ‚ΠΎ сущСствуСт высокая Π²Π΅Ρ€ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠ³ΠΎ подкрСплСния Π² Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ ситуации, ΠΎΠ½ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ быстро усваиваСт Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅ΠΌΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π΅ ситуации ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΡŽ);
  • o Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ подкрСплСния, Π΅Π³ΠΎ Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ для Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° (Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ люди цСнят ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΡ‡ΠΈΡ‚Π°ΡŽΡ‚ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ подкрСплСния: ΠΊΡ‚ΠΎ-Ρ‚ΠΎ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ†Π΅Π½ΠΈΡ‚ ΠΏΠΎΡ…Π²Π°Π»Ρƒ, ΡƒΠ²Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ со ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Ρ‹ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ…, ΠΊΡ‚ΠΎ-Ρ‚ΠΎ Ρ†Π΅Π½ΠΈΡ‚ дСньги ΠΈΠ»ΠΈ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ чувствитСлСн ΠΊ Π½Π°ΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΈ Ρ‚. ΠΏ.);
  • o локус контроля (ΠΎΡ‚ Π»Π°Ρ‚. locus — мСсто, мСстополоТСниС). Π­Ρ‚ΠΎ понятиС, Π²Π²Π΅Π΄Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ Π ΠΎΡ‚Ρ‚Π΅Ρ€ΠΎΠΌ, Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ людСй Π² Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, чувствуСт Π»ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ сСбя «ΠΏΠ΅ΡˆΠΊΠΎΠΉ» Π»ΠΈΠ±ΠΎ считаСт, Ρ‡Ρ‚ΠΎ достиТСниС Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ зависит ΠΎΡ‚ Π΅Π³ΠΎ собствСнных усилий. ЭкстСрналы ΡΠΏΠΈΡΡ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π·Π° Π²ΡΠ΅ происходящиС с Π½ΠΈΠΌΠΈ события Π½Π° Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… людСй ΠΈ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±ΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Π°. Π˜Π½Ρ‚Π΅Ρ€Π½Π°Π»Ρ‹ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°ΡŽΡ‚ сСбя отвСтствСнными Π·Π° Π²Π΅Ρ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΏΠ»ΠΎΡ…ΠΈΠ΅ события Π² ΠΈΡ… ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ. Π›Π΅Π³Ρ‡Π΅ ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ влиянию ΠΈ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½Π΅ΠΌΡƒ ΡƒΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ экстСрналы, ΠΈΡ… ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΡ‰Π΅ программируСтся ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΡ… воздСйствий, ситуаций, стимулов ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΠΉ.

ДостиТСниями Π±ΠΈΡ…Π΅Π²ΠΈΠΎΡ€ΠΈΠ·ΠΌΠ° ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π²Π½Π΅Π΄Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² рСгистрации ΠΈ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° внСшнС Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΉ, дСйствий Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, процСссов, событий; ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΈΠ΅ закономСрностСй научСния, образования Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ², Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΉ повСдСния. Π‘ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΎΠ΅ влияниС Π±ΠΈΡ…Π΅Π²ΠΈΠΎΡ€ΠΈΠ·ΠΌ ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π» Π½Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ психотСрапии ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ обучСния.

Основной нСдостаток Π±ΠΈΡ…Π΅Π²ΠΈΠΎΡ€ΠΈΠ·ΠΌΠ° состоит Π² Π½Π΅Π΄ΠΎΡƒΡ‡Π΅Ρ‚Π΅ слоТности психичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, сблиТСнии психики ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, ΠΈΠ³Π½ΠΎΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ процСссов сознания, творчСства, самоопрСдСлСния личности.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ