Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственное регулирование предпринимательской деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Функции государства на разных этапах становления и развития экономики. В период становления рыночной экономики главная задача формировавшегося предпринимателя состояла в том, чтобы добиться максимальной свободы и освободиться от всех форм внеэкономического принуждения феодального государства. В XVII—XIX вв. роль государства ограничивалась выполнением функций, связанных с обеспечением безопасности… Читать ещё >

Государственное регулирование предпринимательской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • • понятие и правовые формы государственного регулирования предпринимательской деятельности;
  • • виды государственного регулирования предпринимательской деятельности;
  • принципы и сущность государственного контроля;
  • • особенности государственного и муниципального контроля за осуществлением отдельных видов предпринимательской деятельности;
  • • компетенцию органов государственного контроля в предпринимательской сфере;

уметь

  • • толковать Н П, А в целях их эффективного применения в практической деятельности;
  • • выявлять правовые проблемы;
  • • анализировать и решать юридические проблемы, возникающие в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности;

владеть

  • • навыками оперирования основными понятиями в области государственного регулирования предпринимательской деятельности;
  • • навыками использования полученных знаний в практической деятельности.

Государственное регулирование как важнейший элемент рыночной экономики

Государственное регулирование во всех экономически развитых странах в тех или иных формах, масштабах является важнейшим элементом рыночной экономики. Формы государственного воздействия на экономику различны в зависимости от исторических традиций страны, а также условий развития экономики.

Современное понимание роли государства в сфере экономики связано прежде всего с необходимостью установления основ ее функционирования. Исторический опыт из недавнего прошлого нашей страны свидетельствует о тщетности попыток отрицания рыночных законов.

Государства с устоявшимися экономическими традициями эмпирически пришли к выводу, что для современного общества необходима экономика, которая отвечает как своему фундаментальному назначению, так и своей гуманной цели. Что касается государства, то в своем предназначении оно должно являться и элементом рыночного устройства, и стабилизирующим фактором общественного развития в целом.

Функции государства на разных этапах становления и развития экономики. В период становления рыночной экономики главная задача формировавшегося предпринимателя состояла в том, чтобы добиться максимальной свободы и освободиться от всех форм внеэкономического принуждения феодального государства. В XVII—XIX вв. роль государства ограничивалась выполнением функций, связанных с обеспечением безопасности граждан, сохранности их имущества (защита прав собственности), созданием необходимой правовой базы для взаимоотношений хозяйственных субъектов. В этот период государство отождествлялось с «ночным сторожем», который должен был наблюдать за тем, чтобы никто и ничто не нарушало сложившегося порядка вещей. Представления о государстве как о «ночном стороже» были во многом обязаны получившим широкое распространение в конце XVIII в. идеям А. Смита, выдвинувшего тезис о том, что «невидимая рука рынка» через погоню за прибылью, колебания цен в зависимости от спроса и предложения, конкуренцию обеспечит экономический рост без содействия государства.

Наиболее последовательными современными противниками любого вмешательства государства в экономику являлись представители чикагской школы монетаризма, большой вклад в развитие которой внес лауреат Нобелевской премии по экономике 1976 г. М. Фридмен. Стержневой мыслью в его работах является утверждение, что экономическая свобода немыслима без личной свободы и что государственные чиновники в принципе не могут управлять экономикой более эффективно, чем независимые индивиды, которые вступают в отношения добровольного и взаимовыгодного обмена друг с другом.

Великий экономический кризис 30-х гг. XX в. способствовал окончательному развенчанию идей о невидимой руке рынка. С тех пор во всех индустриально развитых странах наблюдается постоянное и неуклонное расширение регулирующей и контролирующей роли государства в важнейших сферах общественной жизни, в том числе и в экономике.

Немаловажное значение имело осознание того факта, что свободный, ничем не ограниченный рынок не всегда способен саморегулироваться и решать основные проблемы, стоящие перед обществом. Разрешая одни проблемы, рынок порождает множество других, не менее серьезных, способных повлечь негативные последствия для общества.

Эмпирически придя к необходимости использования государства в качестве средства предотвращения и преодоления негативных последствий рынка, необходимо было научное обоснование, законченное выражение которого было найдено в идейно-политическом и экономическом течении кейнсианства. Основатель — английский экономист Дж. М. Кейнс и его сторонники обосновали мысль о том, что только государственное вмешательство способно обеспечить устойчивый экономический рост и занятость трудоспособного населения и тем самым скорректировать негативные аспекты рынка и свободной конкуренции.

На основе работ Дж. М. Кейнса было сформулировано понятие «экономическая политика государства», под которой понимается система административно-правовых и экономических мер, включающих содействие инвестициям и привлечение трудовых и материальных ресурсов в наиболее перспективные сферы предпринимательства, государственное финансирование и кредитование новых технологий, малого и среднего бизнеса и т. д., создание равных условий для развития хозяйственной инициативы всех социальных групп и слоев населения.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности в России. Исторически наше государство являлось крупным самостоятельным субъектом хозяйствования. Максимальное государственное вмешательство в экономику осуществляется в экстремальных условиях, когда политический интерес государства совпадал с экономическим.

Вопрос о воздействии государства на экономическую сферу деятельности общества в пашей стране особенно остро возник (в теоретическом и практическом плане) в период распада СССР и перехода к новым социально-экономическим условиям жизни. В начале 90-х гг. XX в. в России отсутствовала доктрина экономического развития, в связи с чем и возникла так называемая идея «шоковой терапии». Сторонники «шоковой терапии» отрицали необходимость государственного воздействия на экономику, полагаясь на саморегулирование рынка, исходя из ведущей роли денежной и кредитной политики.

Эйфория первого периода перехода к рынку в порыве резкого отрицания планового воздействия на экономику привела к переоценке возможностей рынка. Выяснилось, что многие общественно значимые задачи, в том числе и удержание рыночной свободы в конкурентных рамках, невозможно решать вне государственного правового механизма. Опыт реформ прошедших лет показал, что государство нельзя рассматривать как антипод рынку. Государство и рыночная экономика не только не исключают, но и дополняют друг друга. Более того, нельзя согласиться с теми авторами, которые пытаются обосновать тезис о «недопустимости прямого участия государства в экономике»1. Невозможно отрицать участие государства в экономике даже по той простой причине, что существуют неэффективные, но общественно необходимые сферы экономики, в которых частный субъект не желает участвовать. Собственность в данных сферах объективно будет принадлежать государству ввиду того, что ее использование неприбыльно[1][2].

Современная экономика характеризуется возросшей ролью государства, существенным изменением ее характера, значительной долей в ней государственного сектора. Причем главными инструментами государственного регулирования в зарубежных странах являются налоговая политика, финансовая помощь, технологическая политика, меры, направленные на объединение государственного и частного капитала. Независимо от специфики экономического, культурного, национально-исторического развития разных стран, независимо от экономических теорий, которым отдается предпочтение в этих странах, экономическая роль государства может быть представлена следующими важнейшими функциями: разработка законодательства, обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики; поддержка конкуренции и обеспечение сохранности рыночного механизма; перераспределение доходов и материальных благ, направленное прежде всего на обеспечение социальных гарантий и защиту нуждающихся в ней различных общественных групп; стабилизация экономики в условиях колебания экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.

Понятие и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование может осуществляться посредством прямых (административных) и косвенных (экономических) методов. При всем многообразии как тех, так и других специфика административных методов состоит в том, что они представляют собой комплекс обязательных для исполнения требований и распоряжений государства по отношению к субъектам экономической деятельности. Косвенные методы предполагают воздействие государства на экономические интересы товаропроизводителей, создание таких рамок их деятельности, в которых она может быть выгодной и невыгодной. Из сути этих методов видно, что административные методы значительно ограничивают свободу экономического выбора, а порой ее исключают. Экономические методы оставляют полную свободу выбора для хозяйствующих субъектов, нисколько се не ограничивая. В этом неоспоримое преимущество последних перед первыми.

Хозяйственный опыт современных развитых стран, в которых господствует рыночная экономика, свидетельствует, что государство осуществляет экономические функции главным образом на основе косвенных методов. В этом они принципиально отличаются от стран с централизованно управляемой экономикой, где господствуют административные методы воздействия.

Существуют и такие сферы деятельности, где административные методы достаточно эффективны, а их применение не просто желательно, а необходимо — это обеспечение экологической безопасности общества и сохранения невоспроизводимых природных ресурсов; разработка ряда важных общенациональных стандартов, направленных на сохранение здоровья, безопасных условий жизни и труда и контроль за их соблюдением; определение и поддержание минимально необходимых параметров жизни людей (гарантированный минимум заработной платы, социальные выплаты и пособия); защита национальных интересов страны в системе мирохозяйственных связей.

Следует признать обоснованность административных методов регулирования и для защиты стратегически важных отраслей экономики, например, сельского хозяйства. Государство должно именно административными мерами обеспечить востребованность сельскохозяйственной продукции на тех условиях, которые позволят уравнять шансы промышленного и сельскохозяйственного производства.

Именно административными мерами возможно обеспечить единую тарифную политику по базовым отраслям, которые, по существу, являются государственной монополией. Административные методы должны быть экономически обоснованы.

Таким образом, государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой воздействие государства на нее путем принятия нормативных правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям и применения мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований.

Государственное регулирование представляет собой практическую реализацию функций всех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной.

Несовершенство правового регулирования предпринимательской деятельности, недостаточность и противоречивость законодательства создают серьезные препятствия на пути эффективного государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Вопросы, связанные с государственным регулированием предпринимательской деятельности, содержатся в многочисленных НПА.

Единого законодательного акта, четко определяющего, что такое государственное регулирование предпринимательской деятельности, каковы основные формы и методы такого регулирования, пределы государственного вмешательства, исходя из целесообразности такого вмешательства, в настоящее время нет.

В рыночных условиях необходимость государственного воздействия на экономику определяется как минимум следующими задачами, связанными с охраной публичных интересов:

  • — обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;
  • — формирование федерального, регионального и местного бюджетов;
  • — защита окружающей среды и пользования природными ресурсами;
  • — обеспечение занятости населения;
  • — обеспечение обороноспособности и безопасности страны;
  • — реализация свободы предпринимательской деятельности и конкуренции, защита от монополизма;
  • — соблюдение правопорядка по внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования.

Бесспорным является сам факт государственного воздействия на экономику, которое осуществляется в любом государстве. Уровень экономического, социального развития, национальные особенности и другие факторы определяют формы и методы такого воздействия. Для современной России характерно становление рыночных механизмов управления экономикой государства, что не всегда обходится без ошибок и просчетов. Положителен отказ от административно-планового регулирования экономикой и тенденции построения рыночной системы хозяйствования. Экономическая функция государства должна проявляться в трех основных направлениях: нормативное регулирование, контроль, участие государства в предпринимательских отношениях на равных началах с иными субъектами. Ослабление воздействия на одном из этих направлений автоматически влияет на эффективность других.

В связи с постепенным перераспределением экономических функций с публичных субъектов на частные важно сохранять баланс между государственными (публичными) и частными интересами, так как именно субъекты предпринимательской деятельности являются основой экономики большинства ведущих стран, внутренним источником устойчивого экономического развития любого государства.

Экономическая свобода не может быть безграничной, ее пределы и способы осуществления устанавливает государство, действуя в интересах общества. При этом должны быть удовлетворены не только частные, но и публичные интересы, что может быть достигнуто только посредством государственного регулирования экономики.

  • [1] Сорокин Л. К. Государство и предпринимательство в России (Исторический опыт предоктябрьской модернизации) // Политические исследования. 1995. № 3. С. 155.
  • [2] Абалкин JI. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики //Вопросы экономики. 1997. № 6. С. 9.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой