Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Предупреждение киберпреступности. 
Криминология и предупреждение преступлений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На национальном уровне совершенствование правовых основ противодействия киберпреступности также актуально. В России Указом Президента РФ от 12.12.2014 № К 1274 была принята Концепция государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, в которой представлена государственная Система обнаружения… Читать ещё >

Предупреждение киберпреступности. Криминология и предупреждение преступлений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Противодействие киберпреступности является одной из наиболее актуальных и сложных криминологических проблем. Высокая латентность, рост числа киберпреступников, совершенствование информационных технологий, создающие новые возможности совершения этих преступлений, необходимость иных подходов противодействия преступлениям, совершаемым в виртуальном пространстве, создают угрозы для глобальных информационных сетей и общества в целом.

Анализ состояния и криминогенного комплекса киберпреступности позволяет сформулировать вывод о том, что противодействие ей должно основываться на четырех подходах: международном, правовом, техническом и организационном:

1. Международный подход предусматривает консолидацию усилий правоохранительных органов различных государств, а также создание специальных органов по борьбе с киберпреступностью.

Особенности киберпреступности со всей очевидностью показывают невозможность эффективного противостояния ей в пределах отдельных государств, без активного международного взаимодействия.

В настоящее время на борьбу с киберпреступностью направлена деятельность следующих организаций:

  • — Международного многостороннего партнерства против киберугроз (ШРАСТ), действующего в качестве исполнительного органа в области кибербезопасности ООН, объединяющего усилия ряда государств, неправительственных организаций, экспертов в сфере информационной безопасности;
  • — Международного альянса обеспечения кибербезопасности (ICSPA), объединяющего правоохранительные органы, включая Европол, международный бизнес и правительства многих стран мира (Австралия, Великобритания, Канада, Новая Зеландия, США и др.);
  • — Интерпола, который обеспечивает скорый и эффективный механизм сообщения между государством и этой международной организацией в осуществлении международного розыска и регистрации преступников.

Задачи этих организаций состоят:

  • — в выработке единых международных стандартов кибердеяний, подлежащих криминализации и имеющих в разных странах существенные различия;
  • — создании единой терминологии и понятийного аппарата;
  • — оказании консультационной помощи на национальном уровне[1].

В зарубежных странах ежегодно увеличивается число служб и ведомств, созданных для противодействия киберпреступности.

Например, в США созданы такие ведомства, как US Cyber Command (военное подразделение, которое осуществляет свою деятельность в киберпространстве), United States Computer Emergency Readiness Team (Национальный отдел киберзащиты Департамента внутренней безопасности США), Computer Crime and Intellectual Property Section (Отдел компьютерной преступности и интеллектуальной собственности), Internet police (интернет-полиция, сетевая полиция); в Великобритании — национальный отдел борьбы с высокотехнологичными преступлениями; в Австралии —группа координации безопасности электронной почты (ESCG); в Японии — федеральное агентство Technology Promotion Agency; в Эстонии в 2006 г. создана компьютерная группа реагирования на чрезвычайные ситуации (CERT-EE)х.

В г. Гааге с 2013 г. функционирует Европейский центр по борьбе с киберпреступностью в качестве структурного подразделения Европола, действующий на территории стран Европейского союза. Центр создает оперативные и аналитические мощности, необходимые для обеспечения быстрого реагирования на киберпреступления, а также занимается организацией взаимодействия официальных ведомств Европейского союза и стран-членов с международными партнерами.

Этому пути следует и Российская Федерация. По поручению Совета Безопасности РФ в 2015 г. Центральный банк РФ организовал Центр борьбы с киберугрозами финансового характера (FinCERT). Центр должен собирать информацию о кибератаках на банки и их клиентов, потенциальных киберугрозах, а собранные данные рассылать финансовым учреждениям. На 1 октября 2016 г. 90 банков из 716, функционирующих в России, добровольно представляют информацию о хищениях денежных средств со счетов клиентов.

2. Правовой подход связан с совершенствованием правовых механизмов национального и международного законодательства, предусматривающего ответственность за киберпреступления, криминализацией общественно опасных деяний. Это основа предупреждения киберпреступности.

Поскольку в настоящее время ни одно государство не может защитить себя от киберпосягательств, принимая правовые меры только на национальном уровне, представляется необходимым организация и осуществление комплексного противодействия киберпреступности, включающего:

  • — гармонизацию уголовного законодательства о киберпреступлениях;
  • — разработку на международном уровне и имплементацию в национальное законодательство процессуальных стандартов, позволяющих эффективно расследовать преступления в глобальных информационных сетях;[2]
  • — международное сотрудничество правоохранительных органов при расследовании киберпреступлений на оперативном уровне;
  • — действенный механизм решения юрисдикционных вопросов в киберпространстве.

Таким образом, международное сотрудничество является ключевым моментом в ликвидации правового вакуума, существующего между развитием информационных технологий и реагированием на них законодательства[3].

На национальном уровне совершенствование правовых основ противодействия киберпреступности также актуально. В России Указом Президента РФ от 12.12.2014 № К 1274 была принята Концепция государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, в которой представлена государственная Система обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (СОПКА). Эта система представляет собой единый централизованный, территориально распределенный комплекс, включающий силы и средства обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (подразделения ФСБ России). Кроме того, Концепция предполагает создание системы специальных центров по обеспечению кибербезопасности, включающей главный и региональные центры, а также центры органов государственной власти России и субъектов РФ. Таким образом, на государственном уровне создается система защиты от киберугроз органов государственной власти и финансовых учреждений.

В качестве первоочередных мер следует назвать разработку единого подхода к определению киберпреступности, а также нормативное закрепление дефиниций «Интернет», «киберпреступление», «компьютерные преступления», поскольку их отсутствие позволяет преступникам избегать ответственности, используя несогласованность правовых баз различных государств.

  • 3. Технический подход предполагает предотвращение киберпреступлений за счет осуществления мероприятий технического характера, обеспечивающих безопасность в информационной сфере, а также формирование материально-технической базы подразделений по борьбе с киберпреступностью, исходя из принципа «самая современная».
  • 4. Организационный подход подразумевает разработку, внедрение в практику, непосредственное осуществление и совершенствование организационных профилактических мероприятий.

Прежде всего следует отойти от решения проблемы противодействия киберпреступности путем преодоления существующих тенден;

ций, и перейти к активной разработке информационной безопасности на опережение.

Необходимо объединение усилий всех участников, заинтересованных в противодействии киберугрозам: правоохранительных органов, предпринимательской среды, общественных организаций, исследовательских структур и граждан.

Предупреждение киберпреступности должно включать в себя меры виктимологической профилактики — повышение уровня цифровой грамотности населения и содействие в продвижении индивидуальных способов защиты личной информации.

Возникает необходимость введения новых специализаций в образовательный процесс юридических вузов, в особенности курсантов и слушателей учебных заведений правоохранительной системы.

Актуальны углубленные виктимологические и криминологические исследования киберпреступности, направленные на выявление объективных закономерностей, детерминантов киберпреступности, характеристик отдельных типов личности киберпреступников, а также различных аспектов обеспечения кибербезопасности.

  • [1] См.: Мороз Н. О. Деятельность Интерпола по координации сотрудничества в борьбес преступностью в сфере высоких технологий // Вестник Полоцкого государственногоуниверситета. Серия D: Экономические и юридические науки. 2011. № 14. С. 147.
  • [2] См.: Романенко А. С. Некоторые аспекты борьбы с киберпреступностью // Актуальные проблемы права, экономики и управления. 2015. Вып. XI. С. 188.
  • [3] 2 См.: Журавленко Н. И., Шведова Л. Е. Проблемы борьбы с киберпреступностьюи перспективные направления международного сотрудничества в этой сфере // Общество и право. 2015 № 3(53). С. 70.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой