Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Понятие и признаки субъекта должностного преступления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Должностным лицом в соответствии с примечанием к ст. 285 УК признается лицо, которое постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет функции представителя власти либо выполняет организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях… Читать ещё >

Понятие и признаки субъекта должностного преступления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В качестве специального субъекта преступлений, предусмотренных гл. 30 УК, могут выступать должностные лица или государственные и муниципальные служащие, не являющиеся должностными лицами.

Должностным лицом в соответствии с примечанием к ст. 285 УК признается лицо, которое постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет функции представителя власти либо выполняет организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Постоянное выполнение названных функций означает, что они возложены на лицо в силу занимаемой им должности.

Временное исполнение соответствующих полномочий означает возложение в установленном законом порядке на лицо обязанностей другого сотрудника, например, на время его отсутствия (временно исполняющий обязанности главного врача государственной клиники).

Возложение обязанностей должностного лица по специальному полномочию означает, что соответствующие обязанности возлагаются в установленном порядке без замещения должности, а поручение носит разовый характер либо дается на конкретно обозначенный срок или для выполнения заранее определенного объема работы, например, лицо, привлекаемое в качестве члена конкурсной комиссии по замещению должности государственной гражданской службы.

К исполняющим функции представителя власти следует относить должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов, а также иных должностных лиц, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости (примечание к ст. 318 УК).

В соответствии с п. 4 ППВС РФ от 16 октября 2009 г. № 19 под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками. Например, формирование кадрового состава и определение трудовых функций работников, организация порядка прохождения службы, применение мер поощрения или награждения, наложение дисциплинарных взысканий и т. п.

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися па балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Отдельно следует выделять работников государственных и муниципальных учреждений и организаций, которые не являются должностными лицами, но которым могут предоставляться полномочия должностного лица. Лица, выполняющие сугубо профессиональные обязанности (прием, консультирование, лечение больных врачом; чтение лекций, ведение практических занятий, научное руководство написанием работы педагогом), не являются должностнымиК Однако в соответствии с п. 7 ППВС РФ от 9 июля 2013 г. № 24, если те же лица осуществляют организационнораспорядительные полномочия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности), то они признаются должностными лицами.

Например, Судебная коллегия Верховного Суда РФ признала правильным осуждение за получение взятки Ш., который как врач-терапевт городской поликлиники был назначен председателем медицинской водительской комиссии при поликлинике и в этом качестве получал вознаграждение от лиц, проходивших комиссионное обследование[1][2].

С другой стороны, должностное лицо, причинившее вред в результате ненадлежащего осуществления своей работы, не может быть привлечено к уголовной ответственности за должностное преступление, если деяние совершено при выполнении исключительно профессиональных обязанностей, прямо не связанных с его должностным статусом.

В. признан виновным в том, что, являясь должностным лицом (заведующим отделением анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии Спасо-Перовского госпиталя мира и милосердия), после проведения хирургами операций кесарева сечения роженицам Б. и Т., в которых он также принимал участие в качестве врача-анестезиолога, не определив групповую принадлежность крови, находящейся в двух контейнерах, надеясь на правильность наклеенных им маркировок, произвел переливание крови Т. и Б., однако перепутал контейнеры с кровыо и перелил Б. кровь Т., а кровь Б. — Т. В результате у Б. развился геморрагический шок II—III степени, что причинило ей тяжкий вред здоровью, а Т. причинен легкий вред здоровью. Забор и переливание крови В. осуществлял как врач, а не как должностное лицо — заведующий отделением. С учетом изложенного действия осужденного переквалифицированы с ч. 2 ст. 293 УК на ч. 2 ст. 118 УК1.

Таким образом, если та или иная функция отнесена законом исключительно к профессиональным обязанностям, она сама по себе не может рассматриваться как признак должностного лица[3][4].

Для установления признаков должностного лица необходимо указание конкретного правового акта, возлагающего на лицо полномочия представителя власти, организационного-распорядительные или административнохозяйственные полномочия[5]. Однако встречаются случаи, когда суды без указания правового основания относят те или иные обязанности лица к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным полномочиям.

С., являясь доцентом кафедры «Высшая математика» государственного вуза, осуществляла проведение со студентами всех видов занятий по дисциплинам кафедры, включая прием экзаменов и зачетов. Через посредников — старост учебных групп 1-го курса, она получила от каждого студента этих групп 1500 руб. за проставление оценки «зачтено» но дисциплине «математика» без процедуры принятия зачета. С. признана виновной в том, что, являясь должностным лицом, получила через посредника взятку в виде денег за совершение в пользу взяткодателя действий, входящих в ее служебное положение, всего 48 эпизодов[6].

Судебная практика по привлечению в аналогичных ситуациях преподавателей к уголовной ответственности довольно распространенная. Однако при таком подходе к определению должностного лица любое лицо, занимающее любую должность (водитель автобуса, педагог, продавец), имеющее в соответствии с занимаемой должностью определенные права и обязанности, может признаваться судом должностным лицом, что обоснованно критикуется в доктрине[7].

В четырех случаях законодатель из числа должностных лиц выделяет их особую категорию — должностные лица, занимающие государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ (ст. 285—287, 290 УК), в трех из которых (ст. 285, 286 и 290 УК) к ним приравниваются лица, занимающие должность главы органа местного самоуправления.

Лицами, занимающими государственные должности РФ, закон признает лиц, замещающих должности, установленные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (примечание 2 к ст. 285 УК). В Сводный перечень наименований государственных должностей включены 44 должности: Президент РФ, Председатель Правительства РФ, федеральный министр, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания, Первый заместитель, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания, руководитель фракции в Государственной Думе Федерального Собрания, Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания, член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания, судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, федеральных судов и другие государственные должности РФ1.

Лицами, занимающими государственные должности субъектов РФ, являются лица, замещающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (примечание 3 к ст. 285 УК). В Перечень типовых государственных должностей субъектов РФ включены должности заместителей высшего должностного лица субъекта РФ, членов высшего органа исполнительной власти субъекта РФ, депутатов законодательного органа субъекта РФ, членов избирательной комиссии субъекта РФ с правом решающего голоса, мировых судей и другие государственные должности субъектов РФ[8][9][10].

Главой органа местного самоуправления следует признавать только главу муниципального образования, вопросы организации и деятельности которого согласно с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ.

Президиум Верховного Суда РФ изменил приговор суда первой инстанции и переквалифицировал действия Ж. с ч. 3 ст. 290 на ч. 1 ст. 290 УК. Суд надзорной инстанции отметил, что Ж. обоснованно признан должностным лицом, однако вывод суда первой инстанции о том, что осужденный, занимая должность главы администрации Юкковской волости Всеволожского района Ленинградской области, был главой органа местного самоуправления, является неверным. Из Положения об администрации Юкковской волости администрации муниципального образования «Всеволожский район Ленинградской области» следует, что администрация волости является территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования на правах юридического лица и подотчетна главе муниципального образования. Таким образом, Ж. не был главой органа местного самоуправления, поскольку должность главы администрации Юкковской волости муниципального образования — «Всеволожский район Ленинградской области», которую занимал Ж., не относилась к должности главы органа местного самоуправления[11].

Уголовную ответственность за получение взятки могут нести не только должностные лица РФ, но и иностранные должностные лица либо должностные лица публичных международных организаций.

Иностранным должностным лицом является любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия, например, министр, мэр, судья, прокурор.

Должностным лицом публичной международной организации признается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени (например, члены парламентских собраний международных организаций, лица, занимающие судебные должности любого международного суда, юрисдикция которого признана Российской Федерацией).

Примечанием к ст. 285 УК установлено, что государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, нс относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям гл. 30 УК в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями (ст. 288, 292, 292[11] УК).

Государственные служащие это граждане Российской Федерации, замещающие в государственных органах должности государственной гражданской, военной или правоохранительной службы. Под должностью государственной службы понимается первичная структурная единица государственного органа, образованная в соответствии со специальным правовым актом, обладающая своими правами, обязанностями, функциями, ответственностью и финансируемая за счет средств соответствующего бюджета.

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими.

  • [1] БВС РФ. 2003. № 1. С. 19.
  • [2] БВС РФ. 2000. № 8. С. 19.
  • [3] ВВС РФ. 2008. № 10. С. 23.
  • [4] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 27 декабря 1999 г. № 19-П"По делу о проверке конституционности положений пункта 3 статьи 20 Федеральногозакона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в связи с жалобамиграждан В. П. Малкова и Ю. А. Антропова, а также запросом Вахиговского районного судагорода Казани".
  • [5] Например, в приказе Минобрнауки России от 29 июня 2015 г. № 636 «Об утверждениипорядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программамвысшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» установлено, что научно-педагогические работники университета могутвыполнять полномочия по приему экзаменов и выставлению оценок государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии в соответствии с приказом руководителя университета. При этом, в соответствии с п. 4 ППВС РФ от 16 октября 2009 г. № 19 преподавательвуза выполняет организационно-распорядительные функции должностного лица, а именнопринимает решения о присвоении квалификации (степени) но результатам итоговой государственной аттестации и выдаче выпускнику соответствующего диплома государственногообразца о высшем профессиональном образовании.
  • [6] Апелляционное постановление Московского городского суда от 14 мая 2015 г. по делу№ 10−5619 // СПС «Консультант! 1люс».
  • [7] Назаров О. В. О нарушении Конституции РФ признанием преподавателей государственных вузов субъектами получения взятки // Законодательство и экономика. 2013. № 11.С. 43—53; Уруков В. И. Является ли преподаватель государственного вуза субъектом О
  • [8] 3 преступлений по статьям 285, 290 Уголовного кодекса // Юридическое образованиеи наука. 2009. № 4. С. 36−39.
  • [9] Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации».
  • [10] Указ Президента РФ от 4 декабря 2009 г. № 1381 «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации».
  • [11] ВВС РФ. 2002. № ю. с. 10.
  • [12] ВВС РФ. 2002. № ю. с. 10.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой