Стилистический потенциал обращений
Наибольший интерес представляет использование обращений литераторами, которые отражают и свойственные разговорной речи интонации нежности, участия: Я помню, любимая, помню (С. Есенин); Ты жива еще, моя старушка? (С. Есенин); и фамильярность или даже грубость: Вот и мы! Здорово, старая! / Что насупилась ты, кумушка! (Н. Некрасов); Ах ты, рыжая бестолочь, что наделал! (В. Солоухин); и насмешку… Читать ещё >
Стилистический потенциал обращений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
11а фоне разнообразных синтаксических средств своей экспрессивной окраской и функционально-стилевой закрепленностью выделяются обращения.
Наибольший интерес представляет использование обращений литераторами, которые отражают и свойственные разговорной речи интонации нежности, участия: Я помню, любимая, помню (С. Есенин); Ты жива еще, моя старушка? (С. Есенин); и фамильярность или даже грубость: Вот и мы! Здорово, старая! / Что насупилась ты, кумушка! (Н. Некрасов); Ах ты, рыжая бестолочь, что наделал! (В. Солоухин); и насмешку, издевку: Откуда, умная, бредешь ты, голова [к Ослу]? (И. Крылов). В поэтическом тексте обращение часто обладает яркой изобразительной силой: Клен ты мой опавший, клен заледенелый (С. Есенин); Прощай, свободная стихия! (А. Пушкин); эмоциональное звучание обращений нередко достигает здесь высокой патетики, убийственного сарказма:
Питомцы ветреной Судьбы, Тираны мира! трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите. Восстаньте, падшие рабы! (А. Пушкин); | Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ. (М. Лермонтов). |
Для создания эмоциональности речи писатели могут использовать как обращения слова с яркой экспрессивной окраской: самовластительный злодей; надменные потомки; образные перифразы: О Волга!., колыбель моя! / Любил ли кто тебя, как я? (II. Некрасов). При обращениях нередко стоят эпитеты, да и сами обращения часто являются тропами — метафорами, метонимиями: Иди сюда, борода!; Ты мне брось, каланча пожарная, пугать людей (М. Бубеннов). Экспрессия обращений подчеркивается частицами: Эй, ямщик!; А ну-ка, дружок, тавтологическими сочетаниями, плеоназмами: Ветер, ветер, ты могуч (А. Пушкин); О ветер, ветрило; Море-Окиян; наконец, особой интонацией, что увеличивает выразительную силу этого синтаксического приема в художественной речи.
В устной речи обращение произносится с так называемой звательной интонацией, т. е. более высоким тоном, с усиленным ударением и более протяжно, если оно стоит вне предложения или в начале предложения:
О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей…
(А. Фет) В середине предложения обращение произносится с интонацией вводности, т. е. более быстро и низким тоном, при этом на обращении делается несильное ударение: Посмотри, сова, сама какова! (поел.). Или:
Лишь ты один над мертвыми степями Таишь, мой тополь, смертный свой недуг…
(А. Фет);
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
(С. Есенин) В конце предложения обращение произносится с ослабленной звательной интонацией, т. е. слабо выделяется голосом и паузой:
Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь!
(Н. Некрасов) В вопросительных и восклицательных предложениях конечное обращение может иметь усиленное ударение: Ох, тяжела ты, шапка Мономаха! (А. Пушкин).
Помимо основной функции — привлечь внимание собеседника, обращение может иметь еще и оценочную функцию, когда называемое лицо (или предмет) характеризуется с той или иной стороны. Такие обращения, как правило, выражаются экспрессивными словами: Ах ты, мерзкое стекло (А. Пушкин); Молчи, червяк (А. Куприн). Или:
Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье Моё.
С песком и с илом?
(И. Крылов) Для усиления эмоциональной выразительности, для придания речи экспрессии обращение может повторяться, иметь при себе частицу, междометие; между обращением и согласованным определением может вставляться местоимение ты, вы.
Ой! ночка, ночка пьяная! Не светлая, а звездная, Не жаркая, а с ласковым Весенним ветерком! (Н. Некрасов); | — Черёмуха, черемуха, Ты что стоишь бела?.. — А ты, трава-муравушка, Что стелешься мягка? (Е. Благинина). |
Употребление нескольких разнообразных распространенных обращений к одному лицу или предмету может не только придать речи экспрессию, но и стать сильным выразительным средством языка. Кроме того, само содержание предложения получает расширенную характеристику:
Мой верный друг! Мой враг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
Мои стихи — как дым алтарный!
Как вызов яростный — мой крик!
(В. Брюсов) Обращение, как правило, выражается существительными в форме именительного падежа или субстантивированными именами прилагательными, причастиями, реже местоимениями, числительными и сочетаниями слов:
Но знайте, Спящие глубо? ко:
Она загорелась, Звезда Востока!
(С. Есенин) Очень редко в роли обращений выступают слова не в форме именительного падежа: Эй, в красном берете, подскажите, как добраться до аэропорта. Подобные обращения имеют характер просторечия, фамильярности и возникают в результате пропуска существительного или местоимения второго лица в составе распространенного обращения (ср.: Эй, девушка в красном берете…). Иногда в качестве обращений употребляются существительные типа брат, батюшка, матушка, свет и др., которые частично утратили основное лексическое значение: Ну, братец, виноват: / Слона-то я и не приметил (И. Крылов).
В разговорной речи распространены особые формы имен существительных для выражения обращений — усеченные типа мам, пап, Лен; кроме того, для разговорной речи характерен прием повторения обращений с частицей а: Бабка? А бабка? Ты живая? (К. Паустовский).
В фольклоре встречаются особые типы обращений, которые представляют собой тавтологические повторы: путь-дороженька, друзья-товарищи, грусть-тоска и т. п. Для художественных произведений, особенно поэтических и ораторских, характерны распространенные обращения. Обычно это имена существительные, снабженные согласованными и несогласованными определениями, приложениями и даже придаточными определительными:
Звездочки ясные, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие, Силой какою вы душу пленяете?
(С. Есенин) Личные местоимения ты и вы, как правило, не выступают в роли обращений, а выполняют функцию подлежащего, однако они могут принимать и функцию обращения:
1) в конструкциях с обособленным определением или определительной придаточной частью:
Вы, третья с краю, с копной на лбу, я вас не знаю. Я вас люблю! (А. Вознесенский); | Вы, чьи широкие шинели Напоминали паруса, Чьи шпоры весело звенели И голоса. (М. Цветаева); |
- 2) при самостоятельном употреблении, обычно с междометиями эй, ну, эх и пр.: Эх, вы, таланты, поэты, где же чувства, страсти, надрыв? (разг.);
- 3) в составе других обращений: Милый друг ты мой, не стыдись… (А. Фадеев).
Распространенные обращения могут быть довольно пространными, в таком случае их характеристическое качество становится содержанием предложения:
Ты, серый от пепла сожженных селений, Над жизнью навесивший тень своих крыл.
Ты думал, что мы поползем на коленях?
Не ужас, — ярость ты в нас пробудил.
(К. Симонов) Обращения могут выстраиваться в однородный ряд:
Услышь меня, хорошая, Услышь меня, красивая -.
Заря моя вечерняя, Любовь неугасимая!
(М. Исаковский) Однородные обращения могут формально совпадать с сочетанием обращения и приложения при нем: Тебе, Кавказ, суровый царь земли, / Я снова посвящаю стих небрежный (М. Лермонтов). В отдельных случаях необходимо разграничивать обращение и приложение: Вишь куда метит, подлец, — подумал Чичиков (Н. Гоголь). Отрицательно-оценочная номинация подлец в приведенном контексте является приложением по отношению к подлежащему *он, находящемуся в незамещенной синтаксической позиции.
Иногда обращения нужны и в текстах, лишенных образности и не допускающих использования экспрессивных элементов: в деловой переписке, официальных документах, адресуемых определенным лицам. Однако здесь функция обращений иная: они играют информативную роль (указывают, кому адресован документ), а также организуют текст, выступая своего рода зачином. Так, в официально-деловой речи выработаны устойчивые сочетания, которые выполняют функцию обращениями в определенных ситуациях: уважаемый (господин, гражданин), дамы и господа, коллеги и др. Некоторые из употреблявшихся ранее обращений устарели, например достопочтенный. Выбор формы обращения в официальной обстановке имеет большое значение, поскольку речевой этикет является составной частью культуры поведения, а в особых ситуациях обретает и общественнополитическую окраску.