Расистские идеи X. Чемберлена
В труде «Основы девятнадцатого столетия» (1899) он попытался обосновать теорию расового превосходства одной нации над всеми другими. Через всю книгу Чемберлена проходят красной нитью две основные темы: арийцы выступают в качестве творцов и носителей цивилизации, а евреи выступают как разрушительный и вырождающийся фактор истории. Чемберлен рассматривал арийцев как единственную опору мирового… Читать ещё >
Расистские идеи X. Чемберлена (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В труде «Основы девятнадцатого столетия» (1899) он попытался обосновать теорию расового превосходства одной нации над всеми другими. Через всю книгу Чемберлена проходят красной нитью две основные темы: арийцы выступают в качестве творцов и носителей цивилизации, а евреи выступают как разрушительный и вырождающийся фактор истории. Чемберлен рассматривал арийцев как единственную опору мирового развития. Евреи же заслуживали приговора с позиций недосягаемых высот арийского превосходства.
Биографическая справка Хьюстон Стюарт Чемберлен (1855—1927), сын британского адмирала, впоследствии стал германофилом и в 1916 г. принял немецкое гражданство. Чемберлен преклонялся перед немецким композитором Р. Вагнером, был женат на его дочери Еве. Во время Первой мировой войны публиковал в немецкой прессе многочисленные антибританские статьи, получив за это на родине прозвище «английский перевертыш» .
В качестве наивысшего достижения исторического развития Европы Чемберлен считал создание «тевтонской» культуры и «тевтонской» расы, являвшихся наследницами «арийского» духа[1]. Был сделан вывод о полноценных и неполноценных культурах, а также и о народах — носителях этих культур. «Полноценные» народы пошли по европейскому пути цивилизации, народы же «неполноценные» оказались не способными к развитию. Таким образом, в расистских разновидностях биологизаторского направления социокультурной антропологии особенно четко сформулирована идея обязательного следования западноевропейской модели развития культур, которая создана «длинноголовой» арийской расой. Всякий иной путь свидетельствует о неполноценности культуры.
Расистские концепции культуры в XX в.
" Теоретическое обоснование" расизма во многом явилось ответом на практический социальный запрос, вызванный реальной практикой колониализма. Постепенно стало формироваться ответное движение со стороны бывших колониальных и зависимых народов о расовой исключительности, но не белой расы, а прежде колонизируемых народов: появились идеи превосходства индийских, африканских народов и их культур над белой европейской расой.
Борцы за равноправие негров в США выступали под девизом «черное прекрасно», однако черные расисты преобразовали его значение в однозначно реакционном смысле: «белое — отвратительно». В Африке была сформирована афроцeнтристская концепция культуры, получившая название «негритюд», поскольку содержала идею превосходства негров над другими расами. В разработке афроцентризма существенная роль принадлежит создателю теории негритюда философу, поэту, государственному деятелю Л. С. Сенгору, президенту Сенегала в 1960—1981 гг.[2]
Биографическая справка Леопольд Седар Сенгор (1906—2001) родился в семье землевладельца и богатого торговца. С 1921 г. обучался в колледже-семинарии Либерманна в Дакаре, в котором из воспитанников стремились сделать «французов с темной кожей». Закончил Сорбонну (1936). Под влиянием мартиниканца Эме Сезера и его друзей увлекается поэзией негро-американских поэтов; это приводит к рождению блестящей негроафриканской поэзии на французском языке. Вместе с Сезером читает научные труды, посвященные Африке (в том числе монографию Л. Фробениуса), становится теоретиком «негритюда». В годы Второй мировой войны попал в плен, томился в немецком концлагере. Основные работы по афроцентризму: «Дух цивилизации и законы африканской культуры» (1956), «Свобода I. Негритюд и гуманизм» (1964), «Негроафриканская эстетика» (1964); «Свобода II. Нация и африканский путь к социализму» (1975), «Изречения» (1975), «То, во что я верю» с подзаголовком «Негритюд, дух французской нации и всемирная цивилизация» (1988).
Сенгор использовал из наследия Фробениуса идею уникальности африканской культуры. Он отмечал: негр — дитя природы. Будь он крестьянин, рыбак, охотник или пастух, — живет на лоне природы, вне земли и в то же время с ней, вступая в доверительные отношения с деревьями, животными и всеми элементами, подчиняясь суточным и сезонным ритмам.
Л. Сенгор приходит к выводу, в конечном итоге социально реакционному: образ африканской культуры, которая связана с ритмическими танцами, зависящими от космических колебаний, выступает как проявление жизнеутверждающих мотивов. Белый человек утратил гармонию в отношениях с самим собой, другими и природой, поэтому он в концепции негритюда характеризуется как разрушитель, которого ожидают беды, если он принципиально не изменит сущности и форм проявления своей культуры.
Позднее Сенгор отошел от крайностей негритюда, рассматривая африканизм как культуру, основанную на ценностях солидаризма и гармонии в отношениях между человеком и миром.
Основные идеи биологизаторских направлений:
культура выступает как продукт расово-антропологических факторов;
- — неравенство рас (для белых расистов высшей выступает белая раса, для сторонников «негритюда» — черная раса) обусловливает неравенство созданных ими культур;
- — культурные стереотипы поведения людей определяются преимущественно биологической наследственностью людей.