Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Принцип баланса национальных интересов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Национальные интересы являются предметной формой выражения национальных ценностей в конкретных исторических, политических, социальных и других условиях развития государства. Поэтому при обеспечении национальной безопасности важен не столько баланс национальных интересов, сколько согласование ценностей личности, общества и государства, находящихся в динамичном развитии. Ценностный консенсус… Читать ещё >

Принцип баланса национальных интересов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Кроме законодательно закрепленных принципов, следует обратить внимание на принцип баланса интересов личности, общества и государства. Он был закреплен в качестве основного принципа обеспечения безопасности в ст. 5 Закона РФ «О безопасности» 1992 г., но не нашел своего отражения в действующем Федеральном законе «О безопасности».

В 1990;е гг. высказывались разные мнения ученых по определению приоритетов интересов. Так, авторы проекта «Политика национальной безопасности Российской Федерации» (1996—2000) и представители Фонда национальной и международной безопасности заявляли о приоритете интересов личности перед интересами общества и государства. Они считали, что возрождение российского государства, обустройство России, живущей в согласии с собой и окружающим ее миром, является общенациональной идеей.

Специалистами Центра глобальных программ Фонда бывшего Президента СССР М. С. Горбачева в 1997 г. было проведено исследование, в котором к первоочередным национальным интересам были отнесены политическая стабильность, целостность государства, оборона государства, техно-экологическая и экономическая безопасность, внешнеполитические приоритеты.

Как известно, личность, общество и государство находятся в состоянии противоречивого взаимодействия и взаимовлияния, характер которого зависит от множества объективных и субъективных факторов. А. А. Прохожев предложил сумму трех составляющих: «безопасности личности», «безопасности общества», «безопасности государства», условно принять за единицу. Если «величина» государства приближается к единице, то нации грозит та или иная форма деспотии. Если «величина» общества и личности становится близкой к единице, то наступает анархия[1].

Соотношение интересов личности, общества и государства может находиться в состоянии приоритета, паритета и баланса. Однако только состояние баланса национальных интересов позволяет наиболее полно учитывать интересы каждого объекта в конкретных исторических и иных условиях.

Важность баланса интересов заключается в его характере наиболее конструктивного средства решения социальных конфликтов. При балансе интересов учитываются не силовые ресурсы сторон, а интересы, стимулирующие целенаправленную деятельность этих сторон. Происходит взаимный учет интересов друг друга, что позволяет избегать непредсказуемых последующих действий по урегулированию конфликта.

Национальные интересы являются предметной формой выражения национальных ценностей в конкретных исторических, политических, социальных и других условиях развития государства. Поэтому при обеспечении национальной безопасности важен не столько баланс национальных интересов, сколько согласование ценностей личности, общества и государства, находящихся в динамичном развитии. Ценностный консенсус (согласие) выражается в общем благополучии и безопасности личности, общества и государства, о чем провозглашается в Стратегии национальной безопасности РФ.

Важно учитывать соотношение между государственными интересами и интересами личности, общества, поскольку существует проблема определения границ государственного присутствия в конкретных сферах жизнедеятельности. На нормативном правовом уровне государственное вмешательство ограничено правовыми рамками, в пределах которых осуществляется формирование компетенции органов государственной власти, призванных организационно-правовыми средствами обеспечить реализацию национальных интересов. Содержание государственных интересов должно определяться осуществлением государственными институтами его функций.

Пределы вмешательства государства определяются положением ч. 3 ст. 55 Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Таким образом, принципы обеспечения национальной безопасности способствуют эффективной деятельности системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

  • [1] См.: Общая теория национальной безопасности: учебник / под общ. ред. А. А. Про-хожева. С. 24.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой