Существуют определенные споры, но поводу «начала» теории организации. В Европе основным источником теории организации считают социологию М. Вебера. В США «начало» теории организации связывают с исследованиями Ч. Барнарда, а позднее (1940—1950;е гг.) — с работами Р. Мертона и Г. Саймона, объединившими под своим руководством группу социологов, психологов, экономистов и политологов в Технологическом университете Карнеги.
Мы придерживаемся позиции, что именно в 1950;е гг., благодаря разработкам школы социальных систем, в управленческой науке вполне отчетливо формируется направление, которое фокусируется не на процессе целедостижения, а на коллективном субъекте организационной деятельности. И именно социологический предметный ракурс и проблематика позволили взглянуть таким образом на организацию. Школа социальных систем возникла на основе синтеза и переосмысления основных положений классической школы и школы человеческих отношений. Основными представителями этой школы являются Честер Барнард, Алвин Гоулднер, Филип Селзник, Амитай Этциони, Герберт Саймон и др.
Организация в этой школе рассматривается как естественная система, социальный институт. Поэтому первое, что подчеркивается ее представителями, — это то, что организация решает не только проблему целедостижения, но и выживания. А чтобы обеспечить себе выживание, она должна выполнить ряд функций, кроме целевой. В версии Ч. Барнарда организация должна выполнить целевую и социальную функции.
Стремясь синтезировать подходы классической школы и школы человеческих отношений, представители школы рассматривают проблему взаимодействия двух подсистем регуляции — формальной и неформальной. Также они рассматривают механизмы развития и освоения организационной культуры, процессы институционализации, механизмы принятия решений, проблемы дисфункций, ролевого и позиционного конфликта и др.
Поскольку организация трактуется как социальный институт, ставится проблема соотношения институциональных и индивидуальных целей (обеспечения идентификации индивида с целями организации).
Несмотря на то, что в начале 1970;х гг. некоторые положения школы были подвергнуты критике, ключевые положения в изначальном или модифицированном виде используются во многих современных моделях организации[1].
Более подробно подход школы социальных систем будет рассмотрен при анализе частных проблем функционирования организации (гл. 10—13).
- [1] Щербина В. В. Социальные теории организации. С. 218—219.