Общественное участие.
Конституционное право рф в 2 ч. Часть 1
Принимается этот акт в порядке, который установлен для рассмотрения проекта нормативного правового акта, внесенного любыми иным субъектом инициативы. Поэтому содержание принятого нормативного правового акта, поступившего на рассмотрение в порядке народной инициативы, может быть скорректирован в ходе обсуждения. На федеральном уровне власти граждане не обладают законодательной инициативой… Читать ещё >
Общественное участие. Конституционное право рф в 2 ч. Часть 1 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Общественное участие означает решение гражданами дел государства самостоятельно и собственными силами. Общественное участие можно характеризовать как управление для самих себя или самоуправление в рамках участия в общественно-полезной деятельности.
Результатом этого типа демократии являются объекты социальной инфраструктуры, удовлетворение конкретных общественных потребностей.
Формы общественного участия:
- — частно-государственное партнерство;
- — передача государственных полномочий субъектам частного права;
- — саморегулирование;
- — социальная ответственность бизнеса;
выполнение организациями социальных заказов. Общественное участие представляет собой альтернативную государственному управлению сферу решения гражданами общественно-полезных задач. Они управляют делами государства собственными силами при минимальной поддержке органов власти.
Демократия соучастия.
Этот тип демократии означает включенность граждан в процедуру принятия нормативных правовых актов. В разработке и обсуждении проектов публично-властных решений соучаствуют граждане и органы. Нормативные правовые акты принимаются уполномоченными должностными лицами. Однако участие общественных институтов является обязательным элементом нормотворческой процедуры. Без этого условия публично-властные решения не могут обрести юридическую силу.
Формы демократии соучастия:
- — народная правотворческая инициатива;
- — народные обсуждения;
- — публичные слушания;
- — участие граждан и организаций в общественных советах и советах по предпринимательству;
- — привлечение общественности к экспертизе проектов нормативных правовых актов.
Народная правотворческая инициатива — разработка гражданами проекта закона или иного нормативного правового акта и внесение его в уполномоченный орган для рассмотрения и принятия при условии поддержки реализации этой инициативы необходимым количеством голосов избирателей.
Граждане являются субъектами законодательной инициативы, если проект нормативного правового акта вносится ими в представительное учреждение. О правотворческой инициативе речь идет тогда, когда проект вносится в иной орган. Поступивший от граждан проект нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению в соответствующем органе власти.
Принимается этот акт в порядке, который установлен для рассмотрения проекта нормативного правового акта, внесенного любыми иным субъектом инициативы. Поэтому содержание принятого нормативного правового акта, поступившего на рассмотрение в порядке народной инициативы, может быть скорректирован в ходе обсуждения. На федеральном уровне власти граждане не обладают законодательной инициативой. Названная форма демократии предусматривается в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», встречается в законодательстве субъектов РФ и соответствующих положениях местных органов власти.
Опыт субъектов РФ В соответствии с Законом Калужской области от 3 июня 1996 г. № 24 «О народной правотворческой инициативе» граждане могут участвовать в управлении делами области через разработку проектов законов и иных нормативных правовых актов. Оформленная в соответствии с упомянутым Законом народная правотворческая инициатива подлежит обязательному рассмотрению Законодательным собранием Калужской области в сроки, установленные Регламентом Законодательного собрания для рассмотрения законов и иных нормативных правовых актов.
Зарубежный опыт Законодательная инициатива установлена в ряде стран: Италии, Испании, Австрии, Польше и др. Например, в последние годы в Польше было создано 17 народных законопроектов. Шесть были приняты как законы. Рассмотрение восьми еще продолжается. Один законопроект был принят Сеймом как закон, но Сенат ходатайствовал о его отклонении. Еще два законопроекта, после истечения полномочий двух составов Сейма, не могли быть рассмотрены[1].
Народные обсуждения — волеизъявление граждан относительно содержания того или иного законопроекта, действующего закона или вопроса общественного и государственного значения.
В отличие от референдума волеизъявление граждан в данном случае осуществляется не в форме голосования, а в форме направления замечаний и пожеланий по вопросу, вынесенному на всенародное обсуждение. Вопрос, выносимый на народное обсуждение, публикуется в СМИ, и гражданам предлагается в течение определенного времени направлять свое мнение по указанному адресу. Замечания и предложения населения обобщаются соответствующим органом, его рабочей комиссией (группой) и могут быть учтены в тексте принятого впоследствии нормативного или индивидуального правового акта, а также при осуществлении конкретных публично-властных мероприятий, реализации государственных и муниципальных программ.
Народные обсуждения могут проводиться в России на трех уровнях власти: федеральном, региональном и местном. Конституционно-правовые основы организации и проведения народных обсуждений определяются в действующем Законе СССР от 30 июня 1987 г. «О всенародном обсуждении важных вопросов государственной жизни», Регламенте Государственной Думы. В частности, Государственная Дума может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении.
В законодательстве некоторых субъектов РФ и нормативных правовых актах муниципальных образований всенародные обсуждения предусматриваются в качестве форм непосредственной демократии. Однако не наблюдается четкости и единообразия в понятийном ряду данных нормативных правовых актов.
Пример К всенародным обсуждениям часто прибегали в советский период. Например, Конституция СССР 1936 г. и Конституция СССР 1977 г. были приняты представительными органами после всенародного обсуждения.
Публичные слушания в настоящее время постепенно замещают народные обсуждения. Последние были распространены в советское время[2]. Публичные слушания отличаются от народных обсуждений по процедуре проведения. В ходе публичных слушаний организуются экспозиции (если обсуждается проект генерального плана города), собрания граждан.
Соучастие граждан и органов в принятии публично-властных решений можно наблюдать на примере деятельности общественных советов, созданных в настоящее время при многих федеральных, региональных и местных органах власти.
Обязательным этапом такого вида экспертизы проектов нормативных правовых актов как оценка регулирующего воздействия, проводимая департаментом Министерства экономического развития РФ, являются публичные консультации. В их ходе предприниматели направляют свои мнения относительно выгод и издержек для бизнеса, которые могут наступить после принятия соответствующего нормативного правового акта.
Демократия соучастия проявляется и в производственной сфере: на предприятиях, в учреждениях и организациях. Здесь она выражается во влиянии трудовых коллективов и администраций на деятельность органов власти прежде всего через механизмы социального партнерства. Речь идет об участии работников в принятии решений на уровне деятельности субъектов экономической деятельности и на уровне отраслевых рыночных институтов, способных «откликаться» на консолидированные действия участников соответствующей сферы экономики.
Формы производственной демократии-.
- — участие работников, работодателей и государства в социальном партнерстве;
- — включение работников в составы советов директоров коммерческих организаций;
- — представительство трудовых коллективов в союзах (ассоциациях) некоммерческих организаций или в саморегулируемых организациях, деятельность профсоюзов и производственных советов.
Исторический экскурс В 60—70-е гг. XX в. в отечественной литературе активно обсуждалось производственное направление участия граждан в управлении делами государства. Отмечалась тенденция вхождения производственных коллективов в «ткань» государственного управления. В качестве проявлений этой тенденции называлось делегирование представителей трудовых коллективов в местные и центральные государственные и общественные органы, проведение отраслевых съездов и совещаний, связь органов управления с различными формами общественной самодеятельности[3].
- [1] См.: Грабовская С. Непосредственная демократия в Польше // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. № 3 (64). С. 32.
- [2] См.: Старостина И. А. Всенародные обсуждения: правовые возможности и практика //Вестник Моек, ун-та. Сер. 11. Право. 1998. № 1. С. 42.
- [3] См.: Тихомиров Ю. Л. Власть и управление в социалистическом обществе. М.: Юрид.лит., 1968. С. 53.