Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Общественное участие. 
Конституционное право рф в 2 ч. Часть 1

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принимается этот акт в порядке, который установлен для рассмотрения проекта нормативного правового акта, внесенного любыми иным субъектом инициативы. Поэтому содержание принятого нормативного правового акта, поступившего на рассмотрение в порядке народной инициативы, может быть скорректирован в ходе обсуждения. На федеральном уровне власти граждане не обладают законодательной инициативой… Читать ещё >

Общественное участие. Конституционное право рф в 2 ч. Часть 1 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общественное участие означает решение гражданами дел государства самостоятельно и собственными силами. Общественное участие можно характеризовать как управление для самих себя или самоуправление в рамках участия в общественно-полезной деятельности.

Результатом этого типа демократии являются объекты социальной инфраструктуры, удовлетворение конкретных общественных потребностей.

Формы общественного участия:

  • — частно-государственное партнерство;
  • — передача государственных полномочий субъектам частного права;
  • — саморегулирование;
  • — социальная ответственность бизнеса;

выполнение организациями социальных заказов. Общественное участие представляет собой альтернативную государственному управлению сферу решения гражданами общественно-полезных задач. Они управляют делами государства собственными силами при минимальной поддержке органов власти.

Демократия соучастия.

Этот тип демократии означает включенность граждан в процедуру принятия нормативных правовых актов. В разработке и обсуждении проектов публично-властных решений соучаствуют граждане и органы. Нормативные правовые акты принимаются уполномоченными должностными лицами. Однако участие общественных институтов является обязательным элементом нормотворческой процедуры. Без этого условия публично-властные решения не могут обрести юридическую силу.

Формы демократии соучастия:

  • — народная правотворческая инициатива;
  • — народные обсуждения;
  • — публичные слушания;
  • — участие граждан и организаций в общественных советах и советах по предпринимательству;
  • — привлечение общественности к экспертизе проектов нормативных правовых актов.

Народная правотворческая инициатива — разработка гражданами проекта закона или иного нормативного правового акта и внесение его в уполномоченный орган для рассмотрения и принятия при условии поддержки реализации этой инициативы необходимым количеством голосов избирателей.

Граждане являются субъектами законодательной инициативы, если проект нормативного правового акта вносится ими в представительное учреждение. О правотворческой инициативе речь идет тогда, когда проект вносится в иной орган. Поступивший от граждан проект нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению в соответствующем органе власти.

Принимается этот акт в порядке, который установлен для рассмотрения проекта нормативного правового акта, внесенного любыми иным субъектом инициативы. Поэтому содержание принятого нормативного правового акта, поступившего на рассмотрение в порядке народной инициативы, может быть скорректирован в ходе обсуждения. На федеральном уровне власти граждане не обладают законодательной инициативой. Названная форма демократии предусматривается в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», встречается в законодательстве субъектов РФ и соответствующих положениях местных органов власти.

Опыт субъектов РФ В соответствии с Законом Калужской области от 3 июня 1996 г. № 24 «О народной правотворческой инициативе» граждане могут участвовать в управлении делами области через разработку проектов законов и иных нормативных правовых актов. Оформленная в соответствии с упомянутым Законом народная правотворческая инициатива подлежит обязательному рассмотрению Законодательным собранием Калужской области в сроки, установленные Регламентом Законодательного собрания для рассмотрения законов и иных нормативных правовых актов.

Зарубежный опыт Законодательная инициатива установлена в ряде стран: Италии, Испании, Австрии, Польше и др. Например, в последние годы в Польше было создано 17 народных законопроектов. Шесть были приняты как законы. Рассмотрение восьми еще продолжается. Один законопроект был принят Сеймом как закон, но Сенат ходатайствовал о его отклонении. Еще два законопроекта, после истечения полномочий двух составов Сейма, не могли быть рассмотрены[1].

Народные обсуждения — волеизъявление граждан относительно содержания того или иного законопроекта, действующего закона или вопроса общественного и государственного значения.

В отличие от референдума волеизъявление граждан в данном случае осуществляется не в форме голосования, а в форме направления замечаний и пожеланий по вопросу, вынесенному на всенародное обсуждение. Вопрос, выносимый на народное обсуждение, публикуется в СМИ, и гражданам предлагается в течение определенного времени направлять свое мнение по указанному адресу. Замечания и предложения населения обобщаются соответствующим органом, его рабочей комиссией (группой) и могут быть учтены в тексте принятого впоследствии нормативного или индивидуального правового акта, а также при осуществлении конкретных публично-властных мероприятий, реализации государственных и муниципальных программ.

Народные обсуждения могут проводиться в России на трех уровнях власти: федеральном, региональном и местном. Конституционно-правовые основы организации и проведения народных обсуждений определяются в действующем Законе СССР от 30 июня 1987 г. «О всенародном обсуждении важных вопросов государственной жизни», Регламенте Государственной Думы. В частности, Государственная Дума может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении.

В законодательстве некоторых субъектов РФ и нормативных правовых актах муниципальных образований всенародные обсуждения предусматриваются в качестве форм непосредственной демократии. Однако не наблюдается четкости и единообразия в понятийном ряду данных нормативных правовых актов.

Пример К всенародным обсуждениям часто прибегали в советский период. Например, Конституция СССР 1936 г. и Конституция СССР 1977 г. были приняты представительными органами после всенародного обсуждения.

Публичные слушания в настоящее время постепенно замещают народные обсуждения. Последние были распространены в советское время[2]. Публичные слушания отличаются от народных обсуждений по процедуре проведения. В ходе публичных слушаний организуются экспозиции (если обсуждается проект генерального плана города), собрания граждан.

Соучастие граждан и органов в принятии публично-властных решений можно наблюдать на примере деятельности общественных советов, созданных в настоящее время при многих федеральных, региональных и местных органах власти.

Обязательным этапом такого вида экспертизы проектов нормативных правовых актов как оценка регулирующего воздействия, проводимая департаментом Министерства экономического развития РФ, являются публичные консультации. В их ходе предприниматели направляют свои мнения относительно выгод и издержек для бизнеса, которые могут наступить после принятия соответствующего нормативного правового акта.

Демократия соучастия проявляется и в производственной сфере: на предприятиях, в учреждениях и организациях. Здесь она выражается во влиянии трудовых коллективов и администраций на деятельность органов власти прежде всего через механизмы социального партнерства. Речь идет об участии работников в принятии решений на уровне деятельности субъектов экономической деятельности и на уровне отраслевых рыночных институтов, способных «откликаться» на консолидированные действия участников соответствующей сферы экономики.

Формы производственной демократии-.

  • — участие работников, работодателей и государства в социальном партнерстве;
  • — включение работников в составы советов директоров коммерческих организаций;
  • — представительство трудовых коллективов в союзах (ассоциациях) некоммерческих организаций или в саморегулируемых организациях, деятельность профсоюзов и производственных советов.

Исторический экскурс В 60—70-е гг. XX в. в отечественной литературе активно обсуждалось производственное направление участия граждан в управлении делами государства. Отмечалась тенденция вхождения производственных коллективов в «ткань» государственного управления. В качестве проявлений этой тенденции называлось делегирование представителей трудовых коллективов в местные и центральные государственные и общественные органы, проведение отраслевых съездов и совещаний, связь органов управления с различными формами общественной самодеятельности[3].

  • [1] См.: Грабовская С. Непосредственная демократия в Польше // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. № 3 (64). С. 32.
  • [2] См.: Старостина И. А. Всенародные обсуждения: правовые возможности и практика //Вестник Моек, ун-та. Сер. 11. Право. 1998. № 1. С. 42.
  • [3] См.: Тихомиров Ю. Л. Власть и управление в социалистическом обществе. М.: Юрид.лит., 1968. С. 53.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой