Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Механизмы, технологии и уровни социальной политики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Право на гарантированный доход в пожилом возрасте, закрепленное в документах по правам человека и международных трудовых нормах, включает право на приемлемую пенсию. В то же время страны, проводящие консолидацию бюджета, реформируют свои пенсионные системы для снижения расходов с помощью повышения пенсионного возраста, уменьшения размера пособий и увеличения тарифа страховых взносов. Эти меры… Читать ещё >

Механизмы, технологии и уровни социальной политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социальная политика — мощный инструмент, который гарантирует стандарты прожиточного минимума, помогает бороться с причинами и последствиями бедности и способствует плавному перераспределению доходов граждан после выхода на пенсию.

Система социальной политики и социальной защиты включает все меры по предоставлению пособий в денежной или натуральной форме в целях предоставления защиты, в частности в случае потери трудового дохода (или в случае недостаточного дохода), в связи с заболеванием, инвалидностью, материнством, трудовым увечьем, безработицей, старостью или смертью члена семьи, в случае отсутствия доступа или ограниченного доступа к медицинской помощи, недостаточной поддержки со стороны семьи, особенно когда речь идет о детях и взрослых иждивенцах, а также защиты в случае бедности и социальной изоляции в целом.

К основным видам деятельности по реализации социальной политики государства следует отнести правотворческую деятельность законодательных органов власти; организационно-управленческую, финансово-экономическую, прогнозную и другую деятельность исполнительных органов власти; контролирующую, надзорную деятельность за ходом исполнения мер социальной политики; совместную деятельность каждой из ветвей власти с социально-профессиональными и другими объединениями граждан.

К механизмам и технологиям социальной политики относят систему социального страхования, пенсионное обеспечение и систему пособий и льгот.

Социальное обеспечение является основным элементом прав человека, закрепленным в основных международных документах, таких как Всеобщая декларация прав человека (1948); Международное соглашение по вопросам экономических, социальных и культурных прав (1966); Филадельфийская декларация (1944) и Выводы по вопросам социального обеспечения (принятые на 89-й сессии Международной конференции труда, 2001).

При разработке социальных целевых программ необходимо учитывать положения международных рекомендаций (ООП, ЮНИСЕФ, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), МОТ и др.), например Цели тысячелетия ООН[1] (сокращение бедности и ликвидация голода, обеспечение доступности образования, гендерного равенства и улучшения положения женщин, снижение материнской смертности и смертности детей до пяти лет, борьба с ВИЧ/СПНДом, туберкулезом и другими заболеваниями, обеспечение экологической устойчивости, участие в глобальном сотрудничестве, отвечающее российским национальным интересам, сокращение бедности и ликвидация голода).

Международная организация труда в значительной степени участвует в разработке стратегии социальной политики, особенно в контексте формирования системы социального обеспечения.

Современные нормы МОТ по социальному обеспечению включают следующие конвенции:

  • • о минимальных нормах социального обеспечения 1952 г. (№ 102);
  • • равноправии в области социального обеспечения 1962 г. (№ 118);
  • • пособиях в случаях производственного травматизма 1964 г. (№ 121) и рекомендацию о пособиях в случаях производственного травматизма 1964 г. (№ 121);
  • • пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца 1967 г. (№ 128) и рекомендацию о пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца 1967 г. (№ 131);
  • • медицинской помощи и пособиях по болезни 1969 г. (№ 130) и рекомендацию о медицинской помощи и пособиях по болезни 1969 г. (№ 134);
  • • сохранении прав в области социального обеспечения 1982 г. (№ 157) и рекомендацию о сохранении прав в области социального обеспечения 1983 г. (№ 167);
  • • содействии занятости и защите от безработицы 1988 г. (№ 168) и рекомендацию о содействии занятости и защите от безработицы 1988 г. (№ 176);
  • • охране материнства 2000 г. (№ 191).

МОТ декларирует, что минимальный уровень социальной защиты должен включать, по меньшей мере, следующие основные социальные гарантии: важнейшие медицинские услуги, гарантии дохода всего населения детского, взрослого и престарелого возраста[2].

Стратегия МОТ по расширению охвата населения услугами социального обеспечения включает в себя следующие элементы:

  • • создание и поддержание минимального уровня социальной защиты как основополагающего элемента национальных систем социального обеспечения (горизонтальное измерение);
  • • реализация стратегий расширения охвата систем социального обеспечения, обеспечивающих их постепенное распространение на как можно большее число людей в соответствии с нормами МОТ (вертикальное измерение).

Реформа национальной пенсионной системы является приоритетной задачей на всем постсоветском пространстве, и большинство стран уже ввели индивидуальные счета (на основе страхового либо условно-накопительного принципа) вместе с программами установленных выплат.

Препятствием на пути расширения охвата населения услугами социального обеспечения является недостаточное соблюдение работодателями требований к страховым отчислениям в формальных и неформальных секторах экономики. В ответ на дефицит пенсионных фондов некоторые страны СНГ уже увеличили возраст выхода на пенсию. Армения стала первой страной в СНГ, которая ввела постепенное повышение и уравнивание пенсионного возраста для женщин и мужчин. В Беларуси, России и Узбекистане возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) остается неизменным с советских времен.

Политика в области социальной защиты является важным элементом реализации прав детей, обеспечения их благосостояния, снижения бедности, а также помощи детям в полной реализации их потенциала.

Системы по предоставлению пособий по безработице играют ключевую роль в обеспечении гарантированного дохода работникам и их семьям в случае временной безработицы, таким образом, способствуя предотвращению бедности, поддерживая структурные изменения в экономике, предоставляя защиту от перехода в неформальный сектор и в случае кризиса стабилизируя совокупный спрос и помогая экономике восстановиться быстрее. Социальная защита также обеспечивает граждан трудоспособного возраста в случае безработицы, производственной травмы, нетрудоспособности, болезни или материнства и гарантирует им, по крайней, мере базовый уровень социального обеспечения.

Если рынок труда выступает в качестве основного источника гарантированного дохода в течение трудовой жизни, то социальная защита играет главную роль в беспрерывном получении доходов и формировании совокупного спроса и, таким образом, способствует структурным изменениям в экономике.

Социальная защита в случае производственных травм является основополагающей для защиты работников и их семей от финансовых последствий при несчастных случаях на работе. Эффективная охрана материнства обеспечивает гарантированный доход беременным женщинам и матерям новорожденных детей и их семьям, а также реальный доступ к квалифицированному медицинскому обслуживанию для матерей. Социальная защита также содействует обеспечению равенства в области труда и занятий, способствует удовлетворению особых потребностей лиц с ограниченными возможностями в том, что касается гарантированного дохода, доступа к здравоохранению и социальной интеграции.

Право на гарантированный доход в пожилом возрасте, закрепленное в документах по правам человека и международных трудовых нормах, включает право на приемлемую пенсию. В то же время страны, проводящие консолидацию бюджета, реформируют свои пенсионные системы для снижения расходов с помощью повышения пенсионного возраста, уменьшения размера пособий и увеличения тарифа страховых взносов. Эти меры снижают ответственность государства по обеспечению гарантированного дохода пожилым лицам и перекладывают большую часть экономических рисков, связанных с выплатой пенсий, на граждан, подрывая, таким образом, значимость пенсионных систем и снижая их способность предотвращать бедность в пожилом возрасте. По крайней мере в 14 странах Европы будущие пенсионеры будут получать более низкие пенсии[3].

Инвестиции в охрану здоровья, включая оплачиваемый отпуск по болезни, приносят отдачу. Тем не менее на сегодняшний день государственные расходы в области здравоохранения слишком малы для того, чтобы быть достаточно эффективными: потенциальная экономическая отдача от увеличения продуктивности и занятости не может быть получена до тех пор, пока сохраняются пробелы в охвате. В настоящее время доля государственных и частных расходов на здравоохранение, не финансируемых за счет наличных расходов частных домохозяйств, составила в России 64,6% в 2011 г., сократившись с 83,5% в 1995 г.[4]

Необходимо иметь в виду, что политика в области социальной защиты содействует экономическому и социальному развитию в долгосрочной и краткосрочной перспективе, обеспечивая гражданам гарантированный доход, реальный доступ к здравоохранению и другим социальным услугам, право пользоваться экономическими возможностями.

Социальная политика касается и развития социальной инфраструктуры, доступного сектора дошкольного и дополнительного образования, отдыха, индустрии детских товаров, сектора социального обслуживания и социальных услуг.

Деятельность в сфере политики занятости связана с установлением минимальных стандартов в сфере занятости, прежде всего минимального размера оплаты труда. Одним из направлений деятельности в рамках социальной политики выступает разработка стратегий преодоления бедности, помощи малоимущему населению на основе разработки критериев бедности и расчета прожиточного минимума населения. Большую роль в качестве инструмента перераспределения доходов и сокращения неравенства играет налоговая система страны.

В контексте помощи малообеспеченным категориям населения большое значение имеет субсидирование цен на товары и услуги и развитие системы льготного кредитования.

Отдельным направлением социальной политики выступает жилищная, реализация механизмов по обеспечению доступности жилья и жилищных услуг для всех категорий населения (строительство социального жилья, предоставление жилищных субсидий па оплату жилищно-коммунальных услуг, жилищные и ипотечные кредиты).

Вопросы практики

Особое место в системе социальной политики занимают меры социальной поддержки и помощи в интересах отдельных групп (инвалиды, пожилые и др.). В ходе исследований, проводимых в последние годы, например выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах (2014), выделяются следующие группы получателей помощи: инвалиды войны; участники Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий; военнослужащие; лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на военных объектах; члены семей инвалидов войны и участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий; инвалиды; детиинвалиды; лица, подвергшиеся воздействию радиации; лица, удостоенные государственных почетных званий; труженик тыла; ветеран труда — пенсионер; пострадавший от политических репрессий; пенсионер, не относящийся к льготной категории; пенсионеры из числа бывших государственных служащих; лица старшего возраста; донор; лица, страдающие социально значимыми, хроническими, тяжелыми и т. п. заболеваниями; лица, имеющие особые заслуги; ветеран военной службы — пенсионер; участники вооруженных конфликтов в мирное время; члены семей погибших; граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию; малоимущие граждане; лица, имеющие низкий уровень индивидуального дохода; отдельные категории специалистов; студенты, учащиеся, школьники; граждане, удостоенные почетных званий; беременные женщины и кормящие матери; дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети из отдельных категорий семей.

В настоящее время все большее внимание привлекает к себе проблема социальной роли бизнеса в развитии российского общества. В развитых странах со смешанной (социально ориентированной) экономикой социально ответственное поведение бизнеса представляется вполне естественным. Согласно определению Европейской комиссии, корпоративная социальная ответственность (corporate social responsibility, CSR) представляет собой добровольное решение компаний участвовать в улучшении жизни общества. Современная бизнес-культура признает определенные социальные обязательства предпринимателя перед работниками предприятия, муниципальным образованием, где оно расположено, страной.

Социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер:

  • базовый уровень социальной ответственности бизнеса предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности — предоставление новых рабочих мест;
  • • второй уровень социальной ответственности бизнеса предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы. Такой тип социальной ответственности бизнеса был условно назван корпоративной социальной ответственностью (КСО);
  • • третий, высший, уровень социальной ответственности бизнеса предполагает благотворительную деятельность, реализацию внешней социальной политики на территории, где функционирует предприятие, фирма.

Рассмотрим более подробно деятельность в рамках КСО. Социальные программы выступают основным инструментом корпоративной социальной ответственности. Осуществляются эти программы самими компаниями и их социальными партнерами. Выделяют несколько типов социальных корпоративных программ (рис. 6.3).

Структура корпоративных социальных программ.

Рис. 63. Структура корпоративных социальных программ

Инструментами реализации социальных программ выступают: благотворительные пожертвования и спонсорская помощь; добровольное вовлечение сотрудников компании в социальные программы; корпоративное спонсорство; денежные гранты, корпоративные фонды, созданные для реализации социальных мероприятий и социально значимых проектов; социальные инвестиции в развитие местной инфраструктуры; социальный маркетинг.

К основным направлениям участия бизнеса в развитии территорий относят: участие бизнеса в реализуемых муниципальными и федеральными властями инвестициях в медицинские, культурные, спортивные и религиозные объекты; содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства; поддержка деятельности и участие в обновлении материальной базы медицинских, образовательных и культурных учреждений; участие в организации праздников и других форм культурно-досуговой деятельности; участие в осуществлении образовательных и инновационных проектов для населения; поддержка социально незащищенных групп населения.

Стимулами для реализации внешней социальной политики (на уровне региона) для российского бизнеса выступают стремление к уменьшению социальной напряженности в регионе; формирование позитивного имиджа корпорации; ожидания со стороны общества; давление власти и партий; участие топ-менеджмента или собственников предприятия в политической деятельности; следование российского бизнеса международной практике. Таким образом, внешняя социальная политика корпораций определяется воздействием со стороны внешних сил, но в конечном итоге тесно связана с внутренними интересами бизнеса. Государство может стимулировать направления социальной активности бизнеса, в частности в сфере семейной политики, формируя социальный заказ, соответствующее общественное мнение, своеобразную «моду» на социальные инициативы.

За прошедшие годы многие компании научились реализовывать наборы социальных мер для своих работников в тех или иных территориях, а также участвовать в долгои среднесрочных программах, создавать социальные институты, позволяющие повышать эффективность корпоративной социальной политики. При этом, осуществляя социальные мероприятия, бизнес поступает вполне прагматично, реализуя цели своего развития. В перспективе, согласно оценкам экспертов, социальная активность российского бизнеса будет совершенствоваться с учетом форм, апробированных в европейских странах.

  • [1] Цели развития тысячелетия — это восемь международных целей развития, которые 193 государства — члена ООП и более 20 международных организаций договорилисьдостичь к 2015 г. Были официально установлены на Саммите Тысячелетия в 2000 г., где всеприсутствовавшие мировые лидеры приняли Декларацию тысячелетия ООН.
  • [2] Социальное обеспечение для всех: стратегия Международной организации труда;создание минимальных уровней социальной защиты и всеобщих систем социального обеспечения. Краткое описание / Международная организация труда; Группа техническойподдержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. М.: МБТ, 2013. С. 3—4.
  • [3] Доклад о социальной защите в мире 2014/15: обеспечение экономического восстановления, инклюзивного развития и социальной справедливости.
  • [4] Там же.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой