Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

История политических и правовых учений России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основная цель «Поучения» — показать идеальный образ христианского государя. Покаяние, молитва, справедливость, упование на Бога объявляются Владимиром Мономахом теми «малыми делами», которые доступны всем и которые должны служить основными принципами управления государством: «Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами… Читать ещё >

История политических и правовых учений России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Политические и правовые учения в России в Средние века

Политические и правовые учения в Русском государстве в период зарождения и развития феодализма и образования централизованного государства.

В результате изучения главы 14 студент должен:

  • знать основные тенденции, конкретно-исторические закономерности возникновения и развития, содержание и специфику представлений о государстве и нраве в России в период зарождения и развития феодализма и образования централизованного государства;
  • уметь определять место и роль политико-правовых представлений в России в период зарождения и развития феодализма и образования централизованного государства в контексте мировой государственно-правовой истории, ориентироваться в современных подходах к трактовке воззрений на государство и право Филофея, И. С. Пересветова, А. М. Курбского, И. Тимофеева и других политических мыслителей средневековой Руси; выявлять систему связей политико-правовой теории с исторической обстановкой в стране и интересами различных социальных групп общества;
  • владеть методикой анализа и оценки роли представлений о государстве и праве, сформировавшихся в России в период зарождения и развития феодализма и образования централизованного государства.

Политическая и правовая мысль Древней Руси

Развитие политико-правовой идеологии Древней Руси проходило одновременно с процессами образования раннефеодального государства — Киевской Руси.

Уже в XI в. на Руси появляются первые литературные произведения, посвященные проблемам устройства общества, власти, политики и права. Первым русским политическим произведением было " Слово о Законе и Благодати" киевского митрополита Илариона (конец X — середина XI в.), одного из близких сподвижников Ярослава Мудрого.

О его жизни практически ничего не известно. Есть лишь несколько упоминаний о нем в «Повести временных лет», в «Исповедании веры», написанной самим Иларионом, в «Житии Антония» (о поставлении в пресвитеры и пострижении в монахи Илариона Антонием Печерским) и в «Уставе Ярослава». Скорее всего до избрания в митрополиты Иларион был пресвитером одного из киевских храмов. Достоверным фактом является то, что в 1051 г., в правление Ярослава Мудрого, совет епископов избрал Илариона первым, русским по происхождению, киевским митрополитом. До него и долгое время после него этот важный церковно-политический пост занимали исключительно греки, назначаемые из Византии. Свои последние дни Иларион провел в Киево-Печерском монастыре, во всяком случае именно там, по преданию, находится его могила. Русской православной церковью Иларион был канонизирован, время канонизации неизвестно. Память святого отмечается 11 октября (28 сентября по старому стилю).

" Слово о Законе и Благодати" представляет собой первое произведение русской религиозно-политической мысли. Время написания памятника датируется между 1037 и 1050 гг. (первая дата — освящение собора св. Софии в Киеве, вторая — кончина супруги Ярослава Ирины — Ингигерд, которая обычно относится к 1050 г.).

В первой части «Слова о Законе и Благодати» автор рассуждает о соотношении Ветхого и Нового Заветов — Закона и Благодати. Новый Завет (Благодать) он противопоставляет Ветхому Завету (Закону). Смысл подобного противопоставления — это продолжение богословского спора между католической и православной церквями. Если для западного христианства Ветхий Завет являлся основным собранием правовых норм, то в православном христианстве Ветхому Завету придавалось гораздо меньшее значение. Иларион в своем «Слове» утверждает: «Прежде закон, затем же — благодать, прежде — тень, затем же — истина»[1]. Таким образом, автор подчеркивает, что следование нормам только лишь Ветхого Завета не приводит людей к спасению души и истине. Лишь Новый Завет («истина»), данный человечеству Иисусом Христом, является Благодатью, ибо Иисус своей смертью искупил все людские грехи, а посмертным воскрешением Он открыл всем народам путь к спасению: «Ведь закон предтечей был и служителем благодати и истины, истина же и благодать — служитель будущего века, жизни нетленной. Ибо закон приводил подзаконных к благодатному крещению, а крещение провожает сынов своих в жизнь вечную. Моисей ведь и пророки проповедали о пришествии Христовом, Христос же и апостолы — о воскресении и жизни будущего века»[2]. В доказательство своей мысли Иларион пишет пространное рассуждение на тему библейской притчи о Сарре и Агари. Суть притчи такова. Сарра — жена Авраама — долгое время была бесплодной. И Авраам, по совету жены, родил сына Измаила от рабыни Агари. Но Господь смилостивился над Саррой, и в глубокой старости она тоже смогла родить сына — Исаака. Агарь — это образ Ветхого Завета, Закона, который появляется на свет раньше, но, рожденный рабыней, продолжает и сам оставаться рабом. Сарра — это символ Нового Завета, Благодати, которая рождает свободного Исаака. Так и Ветхий Завет не может быть истиной, хотя он и явился раньше Нового Завета. Следовательно, не первородство имеет решающее значение, а то, что Господь послал истину людям через Иисуса Христа. Христова Благодать спасает людей, принявших святое крещение, независимо от того, когда произошло само крещение.

Во второй части «Слова» Иларион развивает идеи спасения одной Благодатью уже в приложении к Руси. Крещение Руси, совершенное великим князем Владимиром, показало, что Благодать распространилась и в русские пределы. Следовательно, Господь не презрел Русь, а спас ее, приведя к познанию истины: «Все народы помиловал преблагой Бог наш, и нас не презрел он: восхотел — и спас нас и привел в познание истины!»[3]. Приняв Русь иод свое покровительство, Господь даровал ей величие. И теперь христианская Русь может надеяться на великое и прекрасное будущее, ибо оно предопределено Божиим промыслом.

Третья часть «Слова» посвящена прославлению великих киевских князей. Прежде всего речь идет о князе Владимире, которого посетил Всевышний и вселил ему в сердце свет разума. Славит Иларион и князя Ярослава Мудрого, современником и соратником которого был и сам митрополит. Кроме того, Иларион прославляет также язычников Игоря и Святослава, заложивших будущее могущество Русского государства. В своем сочинении автор именует русских князей титулом «каган», который приравнивался к титулу императора, а князя Владимира сравнивает с императором Константином, называя его «подобный великому Константину, равный умом, равный любовью ко Христу, равный почтительностью к служителям его!»[2]

Богословские рассуждения митрополита Илариона явились основанием для историко-политических обобщений и выводов. Доказательства в пользу Благодати дают автору возможность продемонстрировать достоинства и величие Русской земли и ее правителей, позволяют представить Русь как государство, вставшее в ряд других христианских государств и занимающее в этом ряду самое достойное место. Предпочтение Нового Завета Ветхому доказывало самостоятельность Руси и по отношению к Западу[5].

Ярким мыслителем Киевской Руси был Владимир Всеволодович Мономах (1053−1125) — князь смоленский, переяславский, великий князь киевский с 1113 г. Свое почетное родовое прозвище «Мономах» (греч. — «единоборец») князь унаследовал от своего деда по материнской линии византийского императора Константина IX Мономаха.

В 1097 г. по инициативе Владимира Мономаха состоялся княжеский съезд в Любече. В 1103 г. на Долобском съезде русские князья решили начать широкое наступление на половцев и отогнали степняков далеко за Дон и на Северный Кавказ. Вдохновителем и руководителем этих походов был Владимир Всеволодович Мономах.

В 1113 г., после смерти киевского князя Святополка, в Киеве началось восстание против ростовщиков и спекулянтов солью. Киевские бояре призвали на великокняжеский стол Владимира Мономаха. Чтобы успокоить киевлян Владимир Всеволодович составил новый «устав», вводивший более справедливые правила взимания долгов, а также определивший повинности закупов. Новые законы стали составной частью «Русской Правды», облегчили положение должников и закупов, успокоили мятежное киевское простонародье и снискали Владимиру Мономаху славу мудрого законодателя, заботящегося о благе всех своих подданных.

Во главу угла Владимир Мономах ставил идею единства Руси. Он смог пресечь княжеские междоусобицы, возвысить авторитет великокняжеской власти, усмирить соседей-кочевников, объединить Русь.

В историю политико-правовой мысли Владимир Мономах вошел благодаря завещанию, предназначенному для своих детей, приобретшим известность под названием " Поучение Владимира Мономаха" (1117). Великий князь написал свое «Поучение» на склоне лет.

Основная цель «Поучения» — показать идеальный образ христианского государя. Покаяние, молитва, справедливость, упование на Бога объявляются Владимиром Мономахом теми «малыми делами», которые доступны всем и которые должны служить основными принципами управления государством: «Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться»[6]. Истинный христианский государь должен быть милосердным, заботиться о слабых, не допускать беззакония по отношению к беднякам, вдовам, сиротам и другим обездоленным: «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека»[6]. Владимир Мономах категорически не принимал кровную месть и как христианин полностью отвергал наказание в виде смерти: «Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души»[2].

Истинный христианский государь ищет союз с церковью, уважительно относится к священнослужителям. Вместе с тем Владимир Мономах на первое место ставил светскую, а не духовную власть, церкви отводил почетную, но второстепенную роль. Князь должен чтить черное и белое духовенство, но отдавать предпочтение мирским людям, поскольку вторые своим делом стараются помочь стране, а первые ищут лишь личного спасения.

Главной задачей государя является сохранение единства своего государства. Понимая неизбежность процесса дробления Руси на отдельные княжества, Владимир Мономах стремился убедить своих наследников сохранить их политическое, военное и культурное единство. Любопытен приведенный Владимиром Всеволодовичем пример: прилетающие весной из рая птицы занимают свое, принадлежащее лишь им место; слабые занимают свое, а сильные — свое. И ни одна не пытается согнать другую и занять лучшее место — каждая довольствуется своим уделом. Так, считал Мономах, должны поступать и князья Рюриковичи. Так всю свою жизнь поступал и сам Владимир Всеволодович, правивший в согласии со своей совестью, чувствуя нужды родной земли.

Оригинальным политическим трактатом, выразившим представления небогатых, но образованных людей того времени о должном государственном устройстве, является " Моление Даниила Заточника" (начало XIII в.). Как считают исследователи, автор принадлежал к привилегированному сословию землевладельцев, но потерял свое состояние и, возможно, личную свободу. «Моление» содержит обращение пострадавшего человека (предположительно служилого воина) за помощью и поддержкой к сильному и справедливому великому князю — Ярославу Всеволодовичу, княжившему в Переславле Северном.

К основным идеям произведения относятся: 1) положение о необходимости подчинения единому князю; 2) преодоление раздробленности и организации верховной власти на объединенной территории. «Моление» написано накануне татаро-монгольского нашествия, когда слухи о движении войск Батыя уже достигли Руси, и автор опасался пленения страны «языком (народом), не знающим Бога» .

В центре внимания трактата — идеализированный образ государя: внешняя привлекательность, милосердие, крепкое и справедливое правление. При плохой организации власти, отсутствии порядка может погибнуть и сильное государство. Поэтому верховенство князя должно сочетаться с разумным управлением.

Возвеличивая роль великого князя, Даниил уделял большое внимание описанию органа, совместно с которым князю рекомендуется реализовать свои полномочия. Необходимый совет при князе он, впервые в русской политической литературе, назвал Думой, а его членов думцами. Поскольку мыслитель отводил Думе значительную роль в управлении страной, то он внимательно рассмотрел ее предполагаемый состав. Даниил советовал князю подбирать думцев не по богатству и родословию, а исключительно по уму и образованию: «Ибо нищий мудрый — что золото в грязном сосуде, а богатый разодетый да глупый — что шелковая подушка, соломой набитая»; не имеет значение и возраст, поскольку молодой человек способен обладать «старым смыслом», и, напротив, убеленный сединами старец быть «без ума». Подбирая советников, князь должен понимать, что «лучше слушать спор умных, нежели совета глупых»; «с хорошим советчиком совещаясь, князь высокого стола добудет, а с дурным советчиком и меньшего лишится»[9]. Думе, в представлении Даниила, отводится значительная роль в управлении страной и организации ее обороны. Мыслитель не ставил вопрос о представительном характере Думы, но он явно расширяет сословные границы ее состава.

Дошедшие до нас памятники древнерусской политикоправовой мысли отражают существовавшую в рамках Киевской Руси практику властных отношений; содержат сведения о наиболее острых проблемах государственно-правовой жизни общества и способах их преодоления.

  • [1] Иларион. Слово о законе и благодати // Библиотека литературы Древней Руси. Т. I / подгот. текста и комм. А. М. Молдована; пер. диакона Андрея Юрченко. [Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН). URL: lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4868 (дата обращения: 22.02.2013).
  • [2] Там же.
  • [3] Иларион. Слово о законе и благодати.
  • [4] Там же.
  • [5] Перевезенцев С. В. Святитель Иларион, митрополит Киевский // Слово. Православный образовательный портал. URL: portalslovo.ru/history/35 554.php (дата обращения: 22.02.2013).
  • [6] Перевезенцев С. В. Святитель Иларион, митрополит Киевский.
  • [7] Перевезенцев С. В. Святитель Иларион, митрополит Киевский.
  • [8] Там же.
  • [9] Моление Даниила Заточника / пер. Д. С. Лихачева. URL: old-russian.narod.ru/zatoch.htm#14 (дата обращения: 20.03.2013).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой