Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Центральные органы управления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди коллегий наибольшей стабильностью отличались Военная, Адмиралтейская и Иностранных дел. Наибольшая неустойчивость была характерна для экономических и финансовых коллегий, что объясняется постоянным поиском путей решения проблемы дефицита бюджета. Так, в 1726—1730 гг. Штатс-контр-коллегия была подчинена Камер-коллегии. В 1731 г. Берг-коллегия и Мануфактур-коллегия были объединены… Читать ещё >

Центральные органы управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основными органами центрального отраслевого управления оставались коллегии. В их истории можно выделить два периода: 1) 1725−1775 гг.; 2) 1775−1801 гг. В рамках первого периода система коллегий сохранялась, но постоянно подвергалась корректировке. Это, во-первых, было вызвано стремлениями упорядочить систему органов центрального управления, во-вторых, выступало рациональной реакцией на конкретные ситуативные обстоятельства, в-третьих, желанием сократить расходы на содержание государственного аппарата.

Среди коллегий наибольшей стабильностью отличались Военная, Адмиралтейская и Иностранных дел. Наибольшая неустойчивость была характерна для экономических и финансовых коллегий, что объясняется постоянным поиском путей решения проблемы дефицита бюджета. Так, в 1726—1730 гг. Штатс-контр-коллегия была подчинена Камер-коллегии. В 1731 г. Берг-коллегия и Мануфактур-коллегия были объединены с Коммерц-коллегией. В 1731 г. наряду с основанной Петром I Камер-коллегией было создано еще одно ведомство с таким же названием. Старая коллегия должна была разобраться со скопившимися делами, а новая — заниматься непосредственно сбором налогов. Позднее финансовые ведомства подверглись новой реорганизации, правда, все эти меры кардинальным образом ситуацию не улучшили.

Одновременно в коллегиях прослеживалась тенденция к усилению единоначалия. Это было связано с дефицитом профессиональных кадров, неравноправием в социальном положении членов присутствия (советников, асессоров) и руководителей коллегий (президентов), со стремлением повысить оперативность управления. Коллегиальность больше отражалась в делопроизводстве (протоколах и журналах), чем в реальной жизни.

Второй период стал временем упадка коллегий. В ходе губернской реформы 1775 г. произошло перераспределение полномочий в пользу губернских органов власти. Это сделало возможным постепенную ликвидацию коллегий. В 1777 г. была закрыта Мануфактур-коллегия, в 1781 г. — Штатс-контора и Ревизион-коллегия, в 1783 г. — Бергколлегия, в 1786 г. — Юстиц-коллегия, в 1796 г. — Коммерцколлегия. Сохранились только три основные коллегии: Иностранная, Военная и Адмиралтейская. Павел I, поступая вопреки политике Екатерины II, решил восстановить коллегии. Уже через несколько дней после начала нового царствования было объявлено о восстановлении Берг-, Мануфактури Коммерц-коллегий. Несколько позднее были восстановлены Главная соляная контора и Камерколлегия. Система коллегий уже не соответствовала требованиям времени, поэтому в полной мере воссоздать коллегии не удалось.

Реорганизация затронула и другие центральные государственные учреждения. В 1727 г. был ликвидирован Главный магистрат. В 1743 г. его восстановили, но в 1782 г. ликвидировали окончательно. Для сбора недоимок по налогам создавались Доимочная канцелярия, Доимочный приказ, Канцелярия конфискаций. Для управления придворным хозяйством была учреждена Главная дворцовая канцелярия, а потом Департамент уделов.

Наиболее стабильным органом центрального управления в 1725—1801 гг. был Синод. Он подчинялся непосредственно императору. В 1726 г. была проведена реформа Синода. В результате была пересмотрена его компетенция: за ним остались только духовные дела. Хозяйственные вопросы были переданы Коллегии экономии. Синод получил название Святейшего, что способствовало росту его авторитета в системе органов центрального управления. Но секуляризация церковных земель 1764 г. привела к тому, что Синод стал второстепенным органом управления.

Для решения отдельных важных задач государственного управления создавались временные коллегиальные органы — комиссии. Наиболее распространенными среди них стали уложенные комиссии, которые созывались для кодификации (систематизации) законов, вступивших в силу после принятия Соборного Уложения 1649 г. Однако деятельность их была малоэффективной. Наибольшую известность получила Уложенная комиссия 1767−1768 гг.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой