Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Налоговая политика в Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Второй этан становления налоговой системы России и формирования налоговой политики (1999—2008 гг.) ознаменовался прежде всего принципиальным сокращением числа налогов и в целом упорядочением налоговой системы. В 1999—2001;е гг., как уже говорилось, были приняты и вступили в действие первая часть НК РФ (с 1 января 1999 г.) и целый ряд глав части второй НК РФ. Именно эти годы в современной… Читать ещё >

Налоговая политика в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное российское законодательство не содержит четкого определения налоговой политики, однако Минфин России ежегодно готовит и публикует документ под названием «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на … год и на плановый период … «, который отражает основные цели проводимой налоговой политики, подводит итоги налоговой политики, проводившейся в предшествующие годы и определяет основные направления изменений налогового законодательства.

Нормативные акты и документы

Основными целями налоговой политики являются, с одной стороны, сохранение бюджетной устойчивости, получение необходимого объема бюджетных доходов, а с другой стороны, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающей налоговую конкурентоспособность страны на мировой арене.

При этом любые нововведения, даже направленные на предотвращение уклонения от уплаты налогов, нс должны приводить к нарушению конституционных прав граждан, ухудшать сложившийся к настоящему времени баланс прав налогоплательщиков и налоговых органов, негативно влиять на конкурентоспособность российской налоговой системы[1].

Налоговая политика Российской Федерации прошла в своем развитии несколько основных этапов.

Первый этап (1992—1998 гг.) был связан со становлением современной налоговой системы и необходимостью обеспечить устойчивое поступление налоговых доходов в бюджетную систему. Именно фискальные цели доминировали при формировании налоговой политики на данном этапе. Перечень действовавших в этот период налогов был чрезвычайно широк и насчитывал в разные годы более 20 федеральных налогов, 4 региональных и более 23 местных налогов (см. выше табл. 4.6). Основную стимулирующую хозяйственную деятельность роль выполнял налог на прибыль предприятий, содержавший значительное число налоговых льгот, которые предоставлялись как федеральным законодательством, так и законами субъектов РФ.

Второй этан становления налоговой системы России и формирования налоговой политики (1999—2008 гг.) ознаменовался прежде всего принципиальным сокращением числа налогов и в целом упорядочением налоговой системы. В 1999—2001;е гг., как уже говорилось, были приняты и вступили в действие первая часть НК РФ (с 1 января 1999 г.) и целый ряд глав части второй НК РФ. Именно эти годы в современной экономической литературе принято рассматривать как время проведения масштабной налоговой реформы.

Основные направления налоговой политики и налоговых преобразований этих лет были связаны с попытками сформировать универсальную налоговую систему с относительно невысокими налоговыми ставками и минимумом налоговых льгот. В этом направлении шли реформы налогообложения прибыли, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций, единого социального налога и даже налога на доходы физических лиц.

Такой подход в налоговой политике в значительной степени базируется на двух китах налоговых теорий. С одной стороны, это поддержка хозяйственной и инвестиционной активности с помощью маневрирования предельными и средними налоговыми ставками, предложенная и проанализированная основоположниками «экономики предложения», еще в 1970;х гг. С другой стороны — это общий либеральный подход к построению налоговой системы при минимизации роли государства в формировании приоритетов частного сектора при размещении ресурсов.

Наконец, третий этап налоговой политики (2008 г. — настоящее время) характеризуется постепенным отказом от полной унификации налогообложения в различных секторах и сегментах экономики и видах хозяйственной деятельности, некоторым расширением применяемых налоговых стимулов и появлением некоторых новых направлений налогового стимулирования.

Так, основными направлениями налоговой политики на 2015—2017 гг. являются:

  • • «налоговый маневр», предполагающий перенесение бремени платежей с таможенной пошлины (при экспорте сырой нефти и товаров, выработанных из нефти) на НДПИ при добыче нефти. Целью «налогового маневра» является сокращение зависимости доходов бюджетной системы от мировых рынков энергоносителей;
  • • стимулирование инвестиционной деятельности, расширение налоговых льгот при осуществлении инвестиций и участии в региональных инвестиционных проектах;
  • • создания новых промышленных предприятий и высокотехнологичных проектов на территории Дальнего Востока и Забайкалья с постепенным расширением зоны действия преференций;
  • • активное стимулирование развития малого предпринимательства, расширение его форм и видов;
  • • стимулирование и поддержка разработки добычи полезных ископаемых в удаленных и труднодоступных регионах, а также трудноизвлекаемых запасов полезных ископаемых;
  • • сохранение тенденции к повышенному налогообложению престижного потребления и товаров, наносящих ущерб здоровью и экологии;
  • • активная борьба с уклонением от налогообложения с использованием пизкопалоговых юрисдикций;
  • • совершенствование налогового администрирования также остается одним из ключевых направлений современной налоговой политики страны.

Таким образом, современный этап налоговой политики может быть охарактеризован как частичное «имплантирование» кейнсианских элементов налогового регулирования в налоговую систему, сформированную преимущественно на либеральных принципах.

  • [1] Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и наплановый период 2016 и 2017 годов. URL: http://minfin.ru/ru/tax_relations/policy/index.php
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой