Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Взаимодействие следователя с органами дознания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Размещение данного перечня должностных лиц в ст. 40 УПК РФ под названием «Орган дознания» может служить основанием для утверждения о том, что указанные лица относятся к органам дознания. Однако, с нашей точки зрения, должностные лица, перечисленные в ч. 3 ст. 40 УПК РФ, не относятся к органам дознания. Именно поэтому они были выделены самим законодателем в отдельной части ст. 40 УПК РФ… Читать ещё >

Взаимодействие следователя с органами дознания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студенты должны: знать

общие положения уголовного и уголовно-процессуального законов, пределы уголовно-процессуальной компетенции органа дознания как субъекта уголовного судопроизводства при взаимодействии со следователем в ходе расследования преступлений; уметь

правильно применять нормы уголовно-процессуального законодательства, ведомственных нормативных актов при осуществлении взаимодействия следователя с органом дознания как на этапе возбуждения уголовного дела, так и в ходе предварительного расследования преступлений, подследственных органам предварительного следствия; владеть

навыками по правильному оформлению и составлению процессуальных документов при исполнении поручений следователя.

Понятие, правовые основы и принципы взаимодействия следователя с органами дознания

Действующее уголовно-процессуальное законодательство, устанавливая полномочия следователя и подчеркивая его самостоятельность в вопросах, определяющих ход расследования преступлений, предоставляет следователю полномочия по использованию правовых и организационных возможностей органов дознания. Расследование преступлений и изобличение виновных является задачей не только органов предварительного следствия, но и других правоохранительных органов. В ходе расследования преступлений у следователя нередко возникает необходимость обратиться за содействием к органам дознания.

В большинстве случаев это содействие оказывается эффективным и результативным, а совместная деятельность следователя и органа дознания по расследованию преступлений плодотворной и действенной.

В связи с этим важное теоретическое и практическое значение приобретают вопросы правильного определения форм и принципов взаимодействия.

В Уголовно-процессуальном кодексе определены правовые основания и формы такого взаимодействия (ст. 38, 157 УПК РФ). Однако прежде следует определиться с содержанием самого термина «взаимодействие».

Взаимодействие можно рассматривать как взаимную помощь и взаимное содействие органов дознания и органов предварительного следствия, оказываемое в процессе расследования преступлений. Зачастую ситуация складывается таким образом, что только совместная деятельность следователя и органа дознания, их активное взаимодействие между собой во время производства по уголовному делу является залогом успешного решения задач уголовного судопроизводства.

Прежде чем рассматривать сущность, формы и принципы взаимодействия следователю надлежит четко представлять себе участника уголовного судопроизводства, с которым он предполагает взаимодействовать. Поэтому следует подробнее остановиться на рассмотрении понятия «органы дознания»?

В п. 24 ст. 5 УПК РФ содержание данного понятия определяется следующим образом: органы дознания — государственные и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. В ст. 40 УПК РФ содержится перечень государственных органов и должностных лиц, обладающих статусом органа дознания.

Согласно п. 1 ч. 1. ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

Данная норма закона носит отсылочный характер и требует обращения к Федеральному закону «Об оперативно розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД). В ст. 13 указанного федерального закона перечислены органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по производству оперативно-розыскных мероприятий, а именно: оперативные подразделения органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, таможенных органов Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний.

На основании ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания также относятся:

  • • органы Федеральной службы судебных приставов;
  • • начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
  • • органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Следует иметь в виду, что государственные учреждения и должностные лица, перечисленные в ст. 40 УПК РФ, созданы государством для решения непосредственных для них задач в самых разнообразных сферах государственной жизни: административной, хозяйственной, оборонной, фискальной и иных. Так, например, для органов внутренних дел основная задача — это охрана общественного порядка, для органов Государственного пожарного надзора — профилактика и тушение пожаров. Решая свои непосредственные задачи, указанные ведомства и должностные лица действуют за пределами уголовного судопроизводства, то есть не в качестве органов дознания. Вместе с тем при наличии оснований, предусмотренных законом, эти государственные органы и должностные лица вправе осуществлять уголовно-процессуальную деятельность. В этом случае они действуют как субъекты уголовно-процессуальной деятельности, а именно в качестве органов дознания.

В связи с этим уместно привести высказывание Г. И. Маяковского, который писал (применительно к тексту ст. 117 УПК РСФСР): «Представляется, что милиция и любые, указанные в законе органы и должностные лица, могут именоваться органом дознания исключительно тогда, когда они осуществляют процессуальную деятельность по дознанию, действуют в порядке и формах, установленных уголовно-процессуальным законом. Во всех остальных случаях они являются не органами дознания, а органами милиции, Госпожнадзора, капитанами морских судов и т. д.». И далее: «Осуществляя иные функции, соответствующие учреждения и должностные лица действуют просто в ином качестве (а не в качестве органа дознания) и обладают иными полномочиями»[1].

Для обладания статусом органа дознания необходима совокупность определенных юридических предпосылок:

  • • создание государственного органа исполнительной власти в установленном законом порядке;
  • • назначение лица на должность руководителя того государственного органа, который упомянут в ст. 40 УПК РФ;
  • • наделение органа или должностного лица уголовно-процессуальными полномочиями путем включения их в перечень органов дознания (в ст. 40 УПК);
  • • наличие юридического факта, влекущего необходимость осуществления уголовно-процессуальной деятельности.

Только при совокупности этих предпосылок государственные органы и должностные лица, указанные в ст. 40 УПК РФ, приобретают статус органа дознания.

В вопросе о понятии «орган дознания» следует обратить внимание на определение, сформулированное профессором А. А. Чувилевым.

Под органом дознания он предлагал понимать систему государственных учреждений и должностных лиц, уполномоченных законодателем осуществлять в качестве органа дознания, отнесенную к их компетенции уголовно-процессуальную деятельность[2].

В таком аспекте понятие «орган дознания» содержит важное положение. Суть его состоит в том, что указанные в ст. 40 УПК РФ государственные органы и должностные лица следует рассматривать в качестве органов дознания лишь в том случае, если они осуществляют «отнесенную к их компетенции уголовно-процессуальную деятельность» в сфере уголовного судопроизводства.

Таким образом, под органом дознания следует понимать не один какой-то орган или должностное лицо, а систему государственных органов и должностных лиц, наделенных законодателем статусом участника уголовного судопроизводства. В связи с этим следует иметь в виду, что, когда речь идет о взаимодействии следователя с органами дознания, под участником взаимодействия — «органом дознания» — подразумевается перечень государственных органов и должностных лиц. При расследовании преступлений следователь вправе обратиться с просьбой о содействии к любому из перечисленных государственных органов исполнительной власти или к любому должностному лицу, указанному в ст. 40 УПК РФ.

Вместе с тем следует отметить, что когда к органам дознания законодатель относит соответствующие ведомства, то эти учреждения не могут осуществлять какие-либо процессуальные действия, принимать процессуальные решения, оказывать содействие органам предварительного следствия. Фактически это может сделать только конкретное физическое лицо, осуществляющее функции соответствующего органа дознания. Закономерно возникает вопрос: с кем конкретно должен взаимодействовать следователь, когда в законе в качестве органа дознания указано государственное учреждение, государственный орган.

Обратим внимание, что законодатель при определении круга органов дознания в одних случаях относит к ним руководителей определенных учреждений, в других — государственные органы без указания на то, какие должностные лица указанных учреждений правомочны осуществлять уголовно-процессуальную деятельность. На практике орган дознания как орган расследования конкретного преступления представляет собой формирование, систему. В этой системе начальник учреждения выступает в качестве начальника органа дознания. Следовательно, начальник, руководитель, директор государственного ведомства, государственного органа, указанного в ст. 40 УПК РФ, выполняет функции органа дознания. Таким образом, при взаимодействии с органом дознания — учреждением, следователь обращается к руководителю этого ведомства, то есть к начальнику органа дознания. Тот, в свою очередь, определяет из числа подчиненных ему сотрудников конкретное лицо, которое и будет взаимодействовать со следователем. Например, при взаимодействии с таким органом дознания, как органы внутренних дел, следователь обращает свои поручения и обращения к начальнику ОВД, который, действуя в статусе начальника органа дознания, своей резолюцией определяет конкретное должностное лицо из числа подчиненных ему сотрудников, которое и будет взаимодействовать со следователем.

Следует обратить внимание, что согласно ч. 3 ст. 40 УПК РФ возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

  • • капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
  • • руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий, зимовок и баз;
  • • глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Перечисленные участники уголовного процесса органами дознания даже не называются, хотя и перечислены в ст. 40 УПК РФ. Существование такого уголовно-процессуального правила обусловлено необходимостью производства неотложных следственных действий в обстановке полного временного отсутствия физической возможности у правоохранительных органов осуществлять свою юрисдикцию в данном месте и в данное время.

Размещение данного перечня должностных лиц в ст. 40 УПК РФ под названием «Орган дознания» может служить основанием для утверждения о том, что указанные лица относятся к органам дознания. Однако, с нашей точки зрения, должностные лица, перечисленные в ч. 3 ст. 40 УПК РФ, не относятся к органам дознания. Именно поэтому они были выделены самим законодателем в отдельной части ст. 40 УПК РФ. Законодатель исходил, видимо, из того, что перечисленные в ч. 3 ст. 40 УПК РФ должностные лица, находясь в местах, удаленных от мест расположения органов дознания и органов предварительного следствия, могут столкнуться с необходимостью применения уголовно-процессуальных норм. Так, например, на корабле или судне, находящемся в дальнем плавании, может быть совершено преступление. В этих условиях капитан корабля должен иметь полномочия для применения уголовно-процессуальных мер принуждения к лицу, совершившему преступление, и, следовательно, он должен иметь полномочия для начала уголовнопроцессуальной деятельности. В этой ситуации капитан корабля на основании ч. 3 ст. 40 УПК РФ вправе осуществлять отдельные уголовно-процессуальные полномочия органа дознания. Однако подобная конструкция не дает оснований к утверждению о том, что и капитан корабля в данном случае, как и иные должностные лица, указанные в ч. 3 ст. 40 УПК РФ, относится к органам дознания. Заметим, что и сам законодатель не относит к органам дознания должностных лиц, перечисленных в ч. 3 ст. 40 УПК РФ. Так, например, для должностных лиц, указанных в ч. 3 ст. 40 УПК РФ, изменен порядок возбуждения уголовного дела (в ч. 4 ст. 146 УПК РФ), который отличается от того, который установлен для органов дознания.

Указанные в ч. 3 ст. 40 УПК РФ должностные лица не относятся к органам дознания, однако в силу объективных причин (удаленность от места нахождения органов дознания, указанных в ч. 1 ст. 40 УПК РФ) могут быть наделены полномочиями по возбуждению любого уголовного дела и выполнению неотложных следственных действий. Этот перечень должностных лиц является исчерпывающим.

Капитаны морских судов выполняют функции органа дознания в случае совершения на судне, находящемся в плавании, деяния, предусмотренного УК РФ[3]. Капитан или другое лицо, выполняющее по его поручению функции органа дознания, при совершении на борту вверенного ему судна преступления любым членом экипажа, пассажирами и всеми другими находящимися на судне лицами, за исключением лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью, производит те неотложные следственные действия, которые в условиях дальнего плавания судна могут иметь значение неотложных. Во время пребывания судна в иностранном порту капитаны дальнего плавания руководствуются общепризнанной международной нормой о том, что все находящиеся в это время на судне члены экипажа, а также пассажиры полностью подпадают под действие уголовных законов прибрежного государства, компетентные органы которого вправе применять свою юрисдикцию в отношении совершенного преступления.

Капитан судна в случае обнаружения на судне, находящемся в плавании, признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, выполняет функции органа дознания, руководствуясь при этом уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также «Инструкцией о выполнении функций органов дознания на морских судах, находящихся в плавании», утвержденной Генпрокуратурой СССР 07.08.1974 г. Инструкция регламентирует права и обязанности капитана судна при производстве дознания, его деятельность по обеспечению лицу, подозреваемому в совершении преступления, возможности защищаться установленными законом средствами и способами, охране его личных и имущественных прав, а также основания и порядок задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, условия его содержания на судне.

Капитан судна вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, до передачи его компетентным органам в первом порту Российской Федерации, в который зайдет судно. В случае необходимости капитан судна должен направить такое лицо вместе с материалами дознания в Российскую Федерацию на другом судне, плавающем под Государственным флагом Российской Федерации.

Капитан судна может передать компетентным органам иностранного государства, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации, лицо, в отношении которого у капитана судна имеются разумные основания считать, что оно совершило преступление, направленное против безопасности морского судоходства, за исключением гражданина Российской Федерации, а также лица без гражданства, постоянным местом жительства которого является Российская Федерация. В данном случае капитан судна обязан, если это практически осуществимо, по возможности до входа судна в территориальное море иностранного государства направить в его компетентные органы уведомление о своем намерении передать им такое лицо и о причинах его передачи, а также предоставить указанным органам имеющиеся доказательства.

В случае обнаружения на судне во время пребывания его в порту Российской Федерации признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна обязан немедленно информировать об этом компетентные органы.

Капитаны речных судов, находящихся в дальнем плавании, наделены такими же процессуальными полномочиями, что и капитаны морских судов.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 40 УПК РФ руководители геологоразведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз осуществляют дознание по фактам обнаружения любого преступления, совершенного на территории геологоразведочной партии, зимовки, базы, однако только в период, когда отсутствует какая-либо транспортная связь с ними. Они наделены лишь правом возбуждения уголовного дела и производства неотложных следственных действий.

Дипломатическим представительством России является Посольство, которое входит в систему Министерства иностранных дел Российской Федерации (МИД России) и возглавляется Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в иностранном государстве[4].

Консульские учреждения подразделяются на генеральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства[5].

Таким образом, перечисляя государственные ведомства и должностных лиц, которые относятся к органам дознания, мы ограничиваемся только тем перечнем, который дан законодателем в ч. 1 ст. 40 УПК РФ.

Если под органом дознания понимать учреждение или ведомство, перечисленные в ст. 40 УПК РФ (например, ОВД), то очевидно, что следователь при расследовании уголовного дела взаимодействует не со всем органом дознания (то есть не со всем личным составом органа внутренних дел), а с конкретным физическим должностным лицом. Соответственно, взаимодействуя с органом дознания, следователь прежде всего ориентируется и начинает взаимодействие с руководителя органа дознания, то есть начальника органа дознания. Такие понятия, как «орган дознания» и «начальник органа дознания», тождественны с точки зрения пределов их уголовно-процессуальной компетенции, поскольку то, что законодатель возлагает на орган дознания, реализуется прежде всего начальником органа дознания.

Согласно п. 17 ст. 5 УПК РФ, начальник органа дознания — должностное лицо, возглавляющее соответствующий орган дознания, а также его заместитель.

В системе органов внутренних дел начальник ОВД обладает статусом начальника органа дознания, поскольку он является руководителем учреждения (а именно — начальником органов внутренних дел), которое законодатель указал в ст. 40 УПК РФ в качестве органа дознания.

Кроме начальника ОВД, статусом начальника органа дознания обладают также начальник полиции. Данный вывод основывается на законодательном положении о том, что указанное должностное лицо являются по должности заместителями начальника ОВД, то есть заместителем начальника органа дознания. Кроме того, полиция как орган исполнительной власти наряду с органами внутренних дел отнесен к органам дознания законодателем в ч. 1 ст. 40 УПК РФ. Таким образом, на основании п. 17 ст. 5 УПК РФ начальник полиции наряду с начальником ОВД также обладает статусом начальника органа дознания.

В органах внутренних дел Российской Федерации полномочия начальника органа дознания осуществляют также заместители начальника полиции (ч. 3 ст. 40.2. УПК РФ).

Определять пределы уголовно-процессуальной компетенции начальника органа дознания следует прежде всего исходя из положений ст. 40.2. ЭТЖ РФ. Указанная норма закона определяет, что начальник органа дознания уполномочен:

  • 1) поручать проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном УПК, а также производство дознания и неотложных следственных действий по уголовному делу, лично рассматривать сообщения о преступлении и участвовать в их проверке;
  • 2) продлевать в порядке, установленном УПК, срок проверки сообщения о преступлении;
  • 3) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве органа дознания, дознавателя;
  • 4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий;
  • 5) рассматривать материалы уголовного дела и письменные возражения дознавателя на указания начальника подразделения дознания и принимать по ним решение;
  • 6) поручать должностным лицам органа дознания исполнение письменных поручений следователя, дознавателя о проведении оперативно-разыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также об оказании содействия при их осуществлении;
  • 7) принимать решение о производстве дознания группой дознавателей и об изменении ее состава;
  • 8) выносить постановление о восстановлении дознавателем утраченного уголовного дела, либо его материалов;
  • 9) возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного дознания, производстве дознания в общем порядке, пересоставлении обвинительного акта или обвинительного постановления;
  • 10) утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;
  • 11) осуществлять иные полномочия, предоставленные начальнику органа дознания УПК РФ.

Рассматривая такого субъекта взаимодействия как орган дознания невозможно не остановится на рассмотрении такого участника как дознаватель.

Согласно п. 7 ст. 5 УПК РФ, дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Процессуальный статус дознавателя могут приобрести должностные лица органа дознания (в том числе ОВД) в двух случаях.

1. Когда должностное лицо ОВД, назначенное на должность дознавателя, правомочно в силу своего служебного положения осуществлять расследование преступлений в форме дознания. Штатные должности дознавателей были созданы в системе органов внутренних дел на основании приказа МВД СССР от 5 августа 1982 г. № 254 «О создании специализированных подразделений дознания в органах внутренних дел и утверждении Примерного положения о них», а в 1992 г. на основании приказа МВД России от 16 октября 1992 г. № 368 «О мерах по укреплению подразделений дознания и совершенствованию раскрытия преступлений, по которым предварительное следствие не обязательно»[6] в структуре милиции общественной безопасности появились специализированные подразделения дознания, в которых также были предусмотрены штатные должности дознавателей. Назначение сотрудника ОВД на должность дознавателя оформляется приказом начальника ОВД (УВД), а с момента подписания приказа должностное лицо приобретает статус дознавателя.

2. Когда начальник органа дознания уполномочил кого-либо из должностных лиц ОВД (например, оперативного уполномоченного уголовного розыска или участкового уполномоченного) осуществлять уголовно-процессуальные действия или, иными словами, делегировал подчиненному сотруднику осуществление уголовно-процессуальных полномочий, присущих дознавателю. В этом случае начальник органа дознания уполномочивает должностное лицо на осуществление уголовно-процессуальной деятельности в качестве дознавателя, но не путем издания приказа и назначения его на должность, а путем резолюции — письменного своего распоряжения о разовом исполнении сотрудником ОВД уголовно-процессуальных действий в статусе участника уголовного судопроизводства.

В первом случае начальник ОВД издает приказ о назначении сотрудника на должность дознавателя. Во втором — делегирование процессуальных полномочий оформляется письменным распоряжением начальника ОВД, его резолюцией на соответствующих процессуальных документах.

Ст. 41 УПК РФ устанавливает пределы уголовно-процессуальной компетенции дознавателя. Прежде всего отметим, что дознаватель вправе осуществлять полномочия органа дознания, установленные ч. 2 ст. 40 УПК РФ, которые возлагаются на дознавателя начальником органа дознания путем дачи письменного поручения.

Дознаватель уполномочен:

  • 1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;
  • 2) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-разыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
  • 3) обжаловать с согласия начальника органа дознания в порядке, установленном ч. 4 ст. 226 и ч. 4 ст. 226.8 УПК РФ решения прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления, о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке;
  • 4) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

По смыслу цитируемой нормы дознаватель, как и следователь, вправе взаимодействовать при расследовании уголовных дел с органами дознания. Следует разделять понятия «орган дознания» и «дознаватель». Это разные субъекты уголовно-процессуальной деятельности. Следователь вправе взаимодействовать с дознавателем, например, в ситуации, когда поручение следователя о производстве отдельных следственных действий будет поручено для исполнения дознавателю начальником органа дознания. Дознаватель как субъект, имеющий опыт уголовнопроцессуальной деятельности и производства следственных действий, более качественно как исполнитель выполнит поручение следователя. В этом случае мы говорим о дознавателе, который по должности является таковым и состоит на службе в специализированном подразделении дознания.

Вместе с тем следователь вправе взаимодействовать и с органом дознания. Например, в случае, когда начальником органа дознания поручение следователя будет отписано для исполнения сотруднику службы участковых уполномоченных. Исполняя поручение следователя, участковый уполномоченный не пользуется полномочиями дознавателями, поскольку не является штатным сотрудником специализированного подразделения дознания. В описываемой ситуации участковый выступает как представитель органа дознания при взаимодействии со следователем.

Определившись с термином «орган дознания», следует перейти к рассмотрению вопроса о сущности взаимодействия следователя с органами дознания.

Законодатель не определяет рассматриваемое понятие нормами права. Вместе с тем в юридической литературе уже устоявшимся считается суждение о том, что взаимодействие — это основанная на законе, согласованная по цели, месту и времени деятельность независимых друг от друга в административном отношении органов, которая выражается в наиболее целесообразном сочетании присущих этим органам средств и методов, используемых ими при расследовании преступлений. Данная деятельность выражается в наиболее целесообразном сочетании оперативно-разыскных, процессуальных и административных функций органа дознания с процессуальными и разыскными действиями следователя, направленными на предупреждение, пресечение, быстрое и полное расследование преступлений, розыск подозреваемого и обвиняемого, возмещение вреда, причиненного преступлением.

Следует отметить, что некоторые авторы возражают против того, чтобы именовать совместную деятельность органов следствия и органов дознания взаимодействием, полагая, что имеет место простое соподчинение указанных органов. Свою позицию они аргументируют тем, что руководящее положение остается за следователем, а положение органа дознания — подчиненным.

Следует признать, что отчасти эти суждения верны. Именно следователь осуществляет расследование преступления и именно он определяет те конкретные цели, характер и сущность содействия, которые ему необходимы.

Кроме того, нельзя отрицать и того факта, что органы дознания, оказывая содействие следователю, самостоятельно, по своему усмотрению используют предоставленные им и имеющиеся у них в распоряжении силы и методы борьбы с преступностью, пользуются специфическими приемами и средствами, определенными законом. С этой точки зрения, сущность взаимодействия следователя с органом дознания характеризуется именно совместной согласованностью действий, направленных на достижение общей цели. Эта совместная деятельность основана на законе и регулируется как нормами уголовно-процессуального закона, так и иными нормативными актами.

Правовую основу взаимодействия следователя с органами дознания составляют ФЗ от 25 октября 1999 г. «О ратификации европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и дополнительного протокола к ней», УПК РФ, ФЗ от 12 апреля 1995 г. «Об оперативно-разыскной деятельности», ФЗ от 7 февраля 2011 года № 3 ФЗ «О полиции», а также ведомственные нормативные акты.

Таким образом, применительно к рассматриваемой проблеме взаимодействие следователя с органами дознания — это регулируемая законами и иными нормативными правовыми актами совместная деятельность следователя и органа дознания при расследовании преступлений, с использованием присущих им специальных методов, сил и средств борьбы с преступностью при решении задач уголовного судопроизв одства.

  • [1] Мачковский Г. И. О сущности дознания и органе дознания // Проблемы предварительного следствия и дознания. Сборник научных трудов ВНИИ МВД. М., 1987. С. 62—63.
  • [2] Чувилев А. А. Дознание в органах внутренних дел. М., 1986.
  • [3] «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» от 30.04.1999№ 81-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // СПС «КонсультантПлюс».
  • [4] Указ Президента РФ от 28.10.1996 № 1497 (ред. от 18.02.2017) «Об утвержденииПоложения о Посольстве Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
  • [5] ФЗ «Консульский устав Российской Федерации» от 05.07.2010 // СПС «КонсультантПлюс».
  • [6] В настоящее время утратили юридическую силу.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой