Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Способы выявления военнослужащих с психическими расстройствами

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если стрессовые условия воздействуют на военнослужащего длительное время его пребывания в боевой обстановке, то у него может возникнуть психологическое истощение. Постоянные напряжения накапливаются на основе страха смерти и инстинкта самосохранения. Чувство страха в бою совершенно естественно для человека. Ускоряют психическое истощение: В трудах Наполеона, Скобелева, Драгомирова и некоторых… Читать ещё >

Способы выявления военнослужащих с психическими расстройствами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психическое расстройство (психическое заболевание, душевная болезнь) (в МКБ-10 утверждается, что это не вполне синонимы — Г. А.) — в широком смысле состояние психики, отличное от нормального, здорового. Психология в целом использует этот термин для описания любого состояния психики, отличного от здорового.

Критериями наличия психического расстройства в широком смысле являются критерии, обратные критериям психического здоровья, т. е. любые из следующих:

  • — нарушение чувства непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «я»;
  • — отсутствие чувства постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
  • — некритичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;
  • — несоответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте воздействий среды, социальным обстоятельствам и ситуациям;
  • — неспособность управления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
  • — неспособность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;
  • — неспособность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Симптомы. Основными признаками психического или поведенческого расстройства специалисты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) называют «нарушения мышления, настроения или поведения, которые выходят за рамки существующих культурных убеждений и норм»:

  • — психологический дискомфорт;
  • — отклонение от обычной способности выполнения работы или обучения;

— «повышение риска смерти, страдания или нарушения деятельности».

У пациентов с психическими расстройствами могут наблюдаться различные физические, эмоциональные, когнитивные, поведенческие и перцептивные симптомы, например:

  • — в плане эмоций человек может особенно сильно и несоразмерно произошедшим событиям чувствовать себя несчастным/"сверхсчастливым" или, наоборот, не иметь никаких адекватных чувств;
  • — в мышлении при психическом расстройстве могут нарушаться логические взаимосвязи мыслей, проявляться крайне положительные или безмерно отрицательные суждения о других и о самом себе, может утрачиваться способность критической оценки;
  • — в поведении человека симптомы психических расстройств выражаются в виде отклонений от принятых в обществе форм поведения (сексуальные перверсии, совершение бессмысленных движений, навязчивых действий и т. д.).

По опыту войны во Вьетнаме американские психологи выявили несколько групп психотравмирующих факторов, с точки зрения их воздействия на психику солдат.

Первая группа (наибольшая степень воздействия) включает:

  • а) угрозу жизни или ранения;
  • б) убийство солдат противника и местного населения;
  • в) свидетельство гибели сослуживцев, солдат противника и мирного населения.

Вторая группа (средняя степень воздействия) характеризуется:

  • а) непредсказуемостью обстановки;
  • б) трудными климатическими условиями;
  • в) изоляцией от родных и близких, от общества;
  • г) возможностью попасть в плен.

К третьей группе относятся:

  • а) постоянная смена сослуживцев;
  • б) возрастание страха быть убитым или раненым с приближением срока замены;
  • г) осознание бессмысленности действий (войны).

Если стрессовые условия воздействуют на военнослужащего длительное время его пребывания в боевой обстановке, то у него может возникнуть психологическое истощение. Постоянные напряжения накапливаются на основе страха смерти и инстинкта самосохранения. Чувство страха в бою совершенно естественно для человека. Ускоряют психическое истощение:

  • — разрывы снарядов и гранат;
  • — гул авиации;
  • — шум боевой техники;
  • — крики атакующих и т. п.

Значительно обостряют эмоциональность восприятия:

— стоны раненых;

  • — вид убитых;
  • — разрушения;
  • — завалы;
  • — пожары и другие подобные раздражители.

Под эмоциональной напряженностью понимается психическое состояние, характеризующееся временным снижением психических и психомоторных функций, понижением профессиональной работоспособности и ощутимо сказывающееся на поведении людей в бою.

Интересны в связи с этим наблюдения и опыт полководцев прошлых войн по управлению поведением воинов в период ожидания боя. Так, римляне в бою при Каннах ограничивали количество шеренг, стремясь избежать преждевременного истощения психики воинов видом сражения.

В трудах Наполеона, Скобелева, Драгомирова и некоторых других содержатся интересные данные о влиянии психического напряжения на боевую деятельность войск. К примеру, Суворов строго следил, чтобы его войска не находились длительно в ожидании предстоящего сражения, так как это приводит к перенапряжению психики и снижению боевой активности.

Описывая структуру страха у солдат в период русско-японской войны 1904—1905 гг., военный врач Г. Е. Шумков отмечал у воинов затруднение контроля ситуации, их неспособность воспроизводить эпизоды боя, особенности своих действий. Он рассматривал это как наиболее характерные расстройства психики в бою. Согласно наблюдениям Шумкова, утомление и душевные потрясения были главными причинами «душевных ран» в бою.

Психические расстройства, связанные с переживанием устрашающей ситуации, характеризуются определенными психическими нарушениями, эмоциональными реакциями, в проявлении которых можно выделить следующие компоненты:

  • 1. Субъективные: различного рода переживания.
  • 2. Двигательные: поза, мимика, характер двигательной активности.
  • 3. Вегетативные: реакции сердечно-сосудистой, дыхательной и др. систем (частота пульса, давление и т. п.).
  • 4. Биохимические — особенности обмена веществ.

Выраженность эмоционального напряжения зависит от сложности деятельности.

Эмоциональное напряжение создает оптимальный уровень для психофизиологических процессов, чем способствует наилучшему использованию ресурсов организма в соответствии с требованиями ситуации. В нормальных формах нервно-эмоциональное напряжение помогает воину в решении ряда профессиональных задач, так как при этом происходит мобилизация ресурсов организма. Такое состояние психической активности является залогом успешного выполнения стоящих задач.

Вместе с тем, степень эмоциональной стимуляции имеет физиологический предел, превышение которого сопровождается расстройством физиолого-биохимических процессов, нарушением психических функций и поведения человека. Это отрицательно сказывается на профессиональной деятельности, вплоть до развития нервно-эмоционального срыва.

Повышение этого предела приводит к различного рода нарушениям, которые условно можно разделить на три группы:

  • 1. Эмоционально-моторные нарушения, проявляющиеся в общей скованности или, наоборот, суетливости, неправильной напряженной позе, в расстройстве координации движения.
  • 2. Эмоционально-сенсорные нарушения, выражающиеся в замедленном протекании процессов восприятия, в затрудненном переключении внимания, восприятии команд.
  • 3. Эмоционально-интеллектуальные нарушения характеризуются замедлением мышления, снижением критичности, появлением немотивированных действий, снижением памяти, вплоть до забывания самых простых инструкций.

В физиологическом плане эмоциональное напряжение представляет собой неадекватную реакцию организма на внешний раздражитель, которым может быть сильное физическое или психологическое напряжение, а также: беспокойство, боязнь за жизнь, или такие факторы, как охлаждение тела и голод.

На эти и другие раздражители организм отвечает стереотипной реакцией приспособления, характеризующейся:

  • а) фазой тревоги и беспокойства (когда раздражитель нарушает обычные условия жизни человека);
  • б) фазой устойчивого сопротивления (характеризуется мобилизацией сил организма на то, чтобы избавиться от дестабилизирующего действия раздражителя). В большинстве случаев это конечная стадия ответной реакции организма на предъявляемые требования, свидетельствующая о том, что человек справился со стрессовой ситуацией, сохранив работоспособность и боеспособность;
  • в) фазой истощения (когда организм больше не в состоянии эффективно противостоять действию раздражителя). С наступлением этой фазы развивается боевая психическая травма, симптомы которой выражаются той или иной степенью нервно-психического расстройства. Для нее наиболее характерны:
    • — подавленное состояние;
    • — непреодолимое чувство тревоги, испуга, страха или резкое нервное возбуждение.

При этом теряется боеспособность военнослужащего, а общее состояние здоровья требует эвакуации его с поля боя и оказания медицинской помощи (рис. 2.13).

Таков механизм возникновения стрессов и психических травм.

Сила проявления стресса, возникающего в результате психической реакции человека на раздражители, определяется физиологической выносливостью конкретной личности по отношению к психическим воздействиям, которая называется неврозогенным порогом.

юо.

Стереотипная реакция организма на боевой раздражитель.

Рис. 2.13. Стереотипная реакция организма на боевой раздражитель.

Вследствие чрезмерного по силе и длительности психического напряжения, превосходящего пределы выносливости личности, возникает психогенно обусловленное заболевание — невроз, т. е. заболевание, определяемое функциональным нарушением высшей нервной деятельности (психики), вызванное психической травматизацией.

В происхождении неврозов у военнослужащих определяющую роль играют следующие факторы:

  • 1. Перенапряжение возбудительного или тормозного нервного процесса или активизация их подвижности под воздействием внешних раздражителей.
  • 2. Индивидуально-психологические особенности, социальное содержание личности, дефекты воспитания, повышенная конфликтность, которая также нередко становятся причиной развития неврозов.
  • 3. Усиление психической травмы болезнью, травмой, ранением, инфекциями и пр., которые ослабляют общую сопротивляемость организма (в том числе и психическую). В этом случае происходит снижение тонуса коры головного мозга и как результат — повышается утомляемость нервной системы, нарушается психическое равновесие.
  • 4. Дополнительные факторы:
    • — хроническое недосыпание;
    • — систематическое переутомление;
    • — нарушение режима питания или неполноценное питание;
    • — различного рода профессиональные вредности, обусловленные работой с токсичными веществами, воздействием различных электромагнитных полей;
    • — влияние повышенного или пониженного барометрического давления и т. п.
  • 5. Информационно-психологическое воздействие противника на наши войска.

В боевой обстановке под влиянием устрашающих факторов, длительного психического напряжения и физического утомления часто возникают психогенные состояния как патологическая реакция на психические травмы и неблагоприятные ситуации.

Реактивные состояния и психозы и их проявления:

  • а) аффективно шоковые — выражаются в бессмысленном двигательном беспокойстве, когда человек мечется, кричит, просит о помощи, иногда бежит без цели;
  • б) реактивная депрессия — проявляется в форме подавленности, тоскливости, слезливости. Люди в этом состоянии сидят в сгорбленной позе или лежат, поджав ноги, лицо застывшее, проявляется полная безынициативность;
  • в) психогенные бредовые психозы — их выражением служат мнительность, растерянность;
  • г) истерические реакции или психозы — характеризуются эмоционально-инстинктивными реакциями, реализующимися в истерическом поведении.
  • 1. В боевой обстановке реактивные шоковые состояния как острые психогенные расстройства возникают в условиях угрозы жизни (при разрывах снарядов, бомб, других боеприпасов, при применении оружия массового поражения и т. п.). Характерным в поведении людей, находящихся в этих состояниях, будет:
    • — нарушение способности ориентироваться в окружающей обстановке;
    • — бессмысленные действия и бегство с поля боя.

Люди при этом испытывают страх, мечутся, куда-то стремятся, при попытке их удержать оказывают резкое сопротивление. Эти аффективно-шоковые проявления могут продолжаться от нескольких минут до двух — трех часов.

  • 2. Состояние психогенной депрессии проявляется общей заторможенностью, порой полной обездвиженностью. Человек застывает в однообразной позе, на окружающие события не реагирует, на вопросы не отвечает. Подобное состояние сохраняется от нескольких часов до нескольких суток.
  • 3. Бредовый психоз — разновидность сумеречного состояния сознания, находясь в котором люди способны поверхностно ориентироваться в обстановке, не совершают действий, опасных для себя и окружающих. Для людей в подобном состоянии характерно:
    • а) демонстративно грубое нарушение интеллекта: они неправильно называют свой возраст, текущий день, месяц и год, не могут назвать имена родных, название части, фамилии командиров;
    • б) кратковременное расстройство речи и слуха без потери ориентировки;
    • в) нарушения сознания и поведения (часто возникает у лиц, перенесших воздушную или акустическую травму при взрыве).
  • 4. Истерические реакции проявляются различно. Возможны истерические припадки и истерическое поведение, стремление произвести устрашающий эффект или вызвать сострадание окружающих. Для этой реакции характерна театральность поступков (плач, рыдание, падение на землю, вырывание волос, разрывание одежды на груди и т. п.).

Такие формы поведения обычно кратковременны и быстро проходят в спокойной обстановке под влиянием психотерапии и успокаивающих средств.

На фоне угнетенного настроения, страха и тревоги, обусловливающих нередко чрезмерную подвижность или явное двигательное беспокойство, проявляются психогенные расстройства дыхания (например, одышка, удушье, нехватка воздуха, замедленное или ускоренное дыхание, шумы при дыхании).

При невротических состояниях, как правило, становятся обычными у военнослужащих жалобы на:

  • — неприятный вкус или горечь во рту;
  • — изжогу;
  • — отрыжку.

Симптомом данных состояний, кроме того, может быть:

  • — тошнота и рвота;
  • — расстройства аппетита;
  • — чувство острого голода, которое сменяется при приеме пищи полным отвращением к ней;
  • — понос и анорексия при испуге;
  • — неустойчивый стул при определенных ситуациях;
  • — мышечное подергивание, нервные тики;
  • — судороги (особенно икроножных мышц): неприятные ощущения в мускулатуре (например, тянет, ноет, простреливает, дергает, сверлит, скручивает и т. п.);
  • — зуд кожных покровов, тремор век и пальцев вытянутых рук;
  • — бледность или покраснение лица и шеи;
  • — ощущение онемения, покалывания, ползания «мурашек»;
  • — повышенная потливость (особенно ладоней и стоп);
  • — ощущение жара или холода в различных частях тела;
  • — периодический озноб (симптом «гусиной кожи»);
  • — учащение пульса и дыхания;
  • — повышение температуры тела.

Травмы психики приводят к дезорганизации деятельности нервной системы и организма в целом, что вызывает общую дезорганизацию поведения, торможение ранее выработанных навыков, неадекватные реакции на резкие неожиданные раздражители. Возможны также:

  • — снижение работоспособности;
  • — затруднение в распределении внимания, сужение его объема;
  • — ошибки восприятия;
  • — провалы памяти;
  • — импульсивные действия;
  • — более интенсивное накопление утомления.

В боевых условиях военнослужащие с таким состоянием, как свидетельствует опыт, могут:

  • — явно пренебрегать собственной безопасностью;
  • — проявлять равнодушие к судьбе своих боевых товарищей;

юз.

— иногда и сдаваться в плен, прекращая сопротивление, когда, казалось бы, есть все средства для продолжения успешной борьбы с противником.

Нередко нарушение психического равновесия у военнослужащих влечет за собой состояние:

  • — сверхбодрости;
  • — эйфоричности;
  • — болтливости;
  • — непродуктивной деятельности.

Пороговый момент, когда психика человека больше не выдерживает напряжения, зависит от его психической сопротивляемости и накала обстановки современного боя. Первыми признаками надвигающегося психологического срыва являются:

  • — возбудимость;
  • — повышенная чувствительность к звукам;
  • — несбалансированное поведение.

Отсюда становится понятной необходимость для должностных лиц подразделения иметь как можно больше представлений об изменениях поведения человека в условиях стресса.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой