Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Л. Н. Толстой

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В дидактических указаниях Толстого выдвинут принцип учета особенностей ребенка и его интересов. Критикуя традиционное образование за пренебрежение этим принципом, Толстой писал: «Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для учеников. Только тот способ преподавания верен, которым… Читать ещё >

Л. Н. Толстой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Среди тех, кто во второй половине XIX в. занимался вопросами обучения и воспитания подрастающего поколения, особая роль принадлежит Льву Николаевичу Толстому (1828−1910). Деятельность на ниве народного просвещения составила заметную часть жизни великого писателя и философа. Эта деятельность сложилась из нескольких этапов: 1859−1861 гг., 1861−1862 гг., 1872−1874 гг. и два последних десятилетия жизни. В течение 1859−1862 гг. Толстой заботится об учрежденной им школе для крестьянских детей, основывает филантропическое общество народного образования, изучает опыт российской и западноевропейской школы, ведет педагогические исследования. На протяжении 1872−1874 гг. Толстой, вновь обратившись к вопросам просвещения, пишет учебники для начальной школы, участвует в деятельности Московского общества грамотности, подготовке учителей для народной школы. Толстой, пересматривая в течение своей жизни собственные социально-философские воззрения, вносил коррективы в свое понимание воспитания и обучения.

Воспитание, по Толстому, прежде всего «воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем». Главный пункт педагогической концепции Толстого при определении путей формирования нравственности человека — идея свободного воспитания. Свои взгляды он изложил в ряде статей, помещенных в журнале " Ясная Поляна" . Вслед за Руссо Толстой высказывал убеждение в совершенстве детской природы, которой воспитание лишь вредит («здоровый ребенок родится на свет, вполне удовлетворяя… требованиям безусловной гармонии»; «воспитание портит, а не исправляет человека»). Он утверждал, что воспитание есть прежде всего саморазвитие. Задача воспитателей — оберегать гармонию, которой человек обладает от рождения. Надо предоставить ребенку максимальную свободу, покончив с традиционным стилем принуждения и наказания. Педагог не должен руководить нравственным воспитанием учащихся: «Критериум педагогики есть только один — свобода» .

В соответствии с идеей свободного воспитания Толстой трактовал проблемы дидактики. После размышлений над школьным опытом Запада, обратившись к суждениям философов и педагогов, начиная от Платона до Руссо, Канта, Песталоцци и Фребеля, Л. Н. Толстой пришел выводу о наличии фундаментальной задачи свободного воспитания и обучения: «Мысль человеческая постоянно стремится к освобождению народа от насилия в образовании». Как он полагал, плоды регулярного образования представляют куда меньшую ценность, чем самообразование. Идеальную школу Толстой представлял себе как свободное содружество, где одни сообщают знания, а другие свободно воспринимают их. Таким образом, функция школы — свободное обучение. Лучшая школа такая, где детям предоставлена свобода учиться или нс учиться.

Толстовское понимание свободного воспитания существенно отличается от взглядов Руссо и его последователей на Западе. Русский мыслитель видел свободу не в воспитании вне цивилизации, а, напротив, в условиях свободной общественной жизни: воспитание есть «последствие жизни». Л. Н. Толстой, рассуждая о методах воспитания, считал, что дети учатся и воспитываются благодаря «бессознательному внушению», заразительности примера: «Все или 0,999 воспитания сводится к примеру» .

Толстой допускает исключение из правил свободного воспитания, когда говорит о роли религии в нравственном становлении человека. Толстой признает религию как «единственно законное и разумное основание воспитания». Для Толстого религиозная составляющая в воспитании должна помочь человеку не только осознать, но и реализовать смысл собственной жизни. Восприимчивость ребенка к религиозным истинам, по его мнению, объясняется тем, что в его душе изначально есть «смутное представление о том, что есть то начало всего, та причина его существования, та сила, во власти которой он находится» .

Дидактические воззрения Л. Н. Толстого претерпевали изменения. Открывая в 1859 г. в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, Толстой полагал, что его общественный долг — нести крестьянам просвещение. Он видел себя барином, которому следует поделиться с крестьянами образованием, которое он имел сам: «Нам нужно Марфутку и Тараску выучить хотя бы немножечко тому, что мы сами знаем» .

Спустя два года педагогические взгляды Толстого меняются. Он счел, что отечественная школа нуждается в реформировании, при котором будут подчеркнуты ее национальные особенности и учтены социальные перемены: «Прекрасная школа для степной русской деревни… будет плоха для парижанина, и самая лучшая школа XVIII в. будет самой дурной школой в настоящее время» .

Толстовское понимание своеобразия русской начальной школы для крестьян постепенно расходилось с взглядами реформаторов-шестидесятников. В начале 1860-х гг. Толстой признавал целесообразным включать в программу народной школы, помимо счета, письма и религии, также историю, географию, рисование, черчение, пение. Позже, однако, он склоняется к мысли о необходимости ограничить программу народной школы грамотой и счетом («и ничего, кроме этого»). Эта мысль возникла из убеждения, к которому пришел Толстой: образование крестьян должно соответствовать их естественной патриархальной жизни, идеалы которой противоположны детищу городской цивилизации — развитой системе школьного образования.

Толстой пересматривает свои оценки функций школьного образования. В начале своей педагогической деятельности он полагал, что школа должна осуществлять лишь задачи обучения. Позже приходит к выводу, что учителю следует не только учить, но и воспитывать.

Рассуждая о полноценном образовании, Л. Н. Толстой отвергает какой-либо энциклопедизм учебных программ. Следует, писал он, «чтобы, во-первых, из бесконечного количества знаний прежде всего были переданы учащимся знания о самых важных и нужных предметах, а во-вторых… чтобы знания эти были доведены до относительно одинаковой степени» .

В дидактических указаниях Толстого выдвинут принцип учета особенностей ребенка и его интересов. Критикуя традиционное образование за пренебрежение этим принципом, Толстой писал: «Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для учеников. Только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики». В " Азбуке" он развивает свою мысль, подчеркивая, что с учащимися не следует говорить о предметах хорошо знакомых, поскольку это убивает у них интерес. Он советует меньше прибегать в преподавании к абстракциям, которые также снижают мотивацию обучения, и чаще обращаться к жизненному опыту ребенка.

Попытку осуществить свои педагогические замыслы Л. Н. Толстой предпринял в Яснополянской школе. Он организовал школу на основах любви к детям, веры в их творческие способности, отсутствия давления на личность ребенка. Занятия в школе были построены так, чтобы учение стало для детей радостным и желанным, пробуждало любознательность, самостоятельность мышления и глубину чувств. В радостях и веселье, в скорых успехах крестьянские дети тесно сблизились с Толстым. Он учил детей и одновременно учился у них выражать непроизвольное естественное движение мысли и чувств.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой