Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Учение Спинозы о психологии эмоций

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Большое внимание Спиноза уделяет проблеме оценки аффекта. Он не согласен со стоиками в том, что аффекты зависят от человеческой воли и можно безгранично управлять ими: для ограничения и обуздания аффектов требуются немалый навык и старание. В связи с этим отмечается сила, власть аффектов над людьми. Спиноза выделяет три основных аффекта: желание, удовольствие, неудовольствие. Из первичных… Читать ещё >

Учение Спинозы о психологии эмоций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Учение об аффектах (эмоциях) является важнейшей составной частью «Этики» Спинозы. Учение об аффектах включает вопросы: о происхождении и природе аффектов, о человеческом рабстве или о силе аффектов, о могуществе разума или о человеческой свободе. Спиноза рассматривает аффекты как естественные проявления природы. Взятые под атрибутом протяжения аффекты — это состояния тела, в которых вследствие воздействия других тел преувеличивается или преуменьшается действительная возможность этого тела существовать и действовать.

Учение Спинозы о психологии эмоций.

Рассматриваемые под атрибутом мышления аффекты — это ложная, внушенная окружающими вещами идея, в которой утверждается большая или меньшая, чем на самом деле, способность тела существовать и действовать.

Спиноза выделяет три основных аффекта: желание, удовольствие, неудовольствие. Из первичных аффектов образуется все многообразие страстей на основе трех принципов: путем изменения нашего представления о предмете; через сопереживание, по ассоциации.

Большое внимание Спиноза уделяет проблеме оценки аффекта. Он не согласен со стоиками в том, что аффекты зависят от человеческой воли и можно безгранично управлять ими: для ограничения и обуздания аффектов требуются немалый навык и старание. В связи с этим отмечается сила, власть аффектов над людьми.

Аффекты определяют действия и поступки человека. По своей силе и ценности аффекты неодинаковы. Есть аффекты, приносящие пользу, — удовольствие, веселость и т. п. — они увеличивают способности тела. Есть аффекты, приносящие вред, — страдание, ненависть и т. п. — они угнетают человека. Но независимо от этого различия все аффекты вводят человека в заблуждение и ставят его в зависимость от вещей. По мысли Спинозы, человеческое рабство не в могуществе страстей, а в том, что их могущество сильнее, чем сила познания.

Так как аффекты препятствуют жизни согласно разуму, от них необходимо освобождаться, как необходимо освобождаться от рабства. Невозможно приспособить к себе внешние нам вещи, только познание определяет наше могущество. С его помощью раскрывается истинная природа вещей. Но одного познания недостаточно. Изукрощения аффектов, замечает Спиноза, не возникает блаженства. При познании высшего рода, т. е. второго и третьего рода, возникает новый, особый аффект — высшее удовлетворение — блаженство, интеллектуальная любовь к миру. Возникновение этого аффекта и составляет условие обуздания страстей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой