Организационно-правовые аспекты банкротства организаций
Термин «банкрот» происходит от латинских слов «скамья» (bancus) и «сломанный» {ruptus). Банком первоначально именовалась устанавливаемая в людных местах (таких как рынки и ярмарки) скамья, на которой коммерсанты (менялы и ростовщики) проводили свои сделки и оформляли документы. Отказ коммерсанта платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств приводил к тому, что его скамью… Читать ещё >
Организационно-правовые аспекты банкротства организаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) В РОССИИ
Изучив материал главы, студент должен:
знать
- • специфику российского законодательства о несостоятельности (банкротстве);
- • этапы развития института несостоятельности в России и особенности его развития на современном этапе;
- • признаки и порядок установления несостоятельности (банкротства);
- • институт арбитражных управляющих, их функции, права и обязанности;
- • функции и задачи саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
- • судебные и внесудебные процедуры несостоятельности;
уметь
- • идентифицировать внешние признаки банкротства организации;
- • обосновывать требования к кандидатуре арбитражного управляющего на различных стадиях арбитражного управления;
владеть
- • нормативную правовую базу проведения судебных процедур банкротства организации;
- • юридической терминологией правового поля несостоятельности (банкротства).
Понятие несостоятельности (банкротства) организаций
Термин «банкрот» происходит от латинских слов «скамья» (bancus) и «сломанный» {ruptus). Банком первоначально именовалась устанавливаемая в людных местах (таких как рынки и ярмарки) скамья, на которой коммерсанты (менялы и ростовщики) проводили свои сделки и оформляли документы. Отказ коммерсанта платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств приводил к тому, что его скамью ломали. Это обстоятельство служило сигналом прекращения деятельности коммерсанта и предупреждением остальных.
В российском законодательстве понятия «несостоятельность» и «банкротство» употребляются как синонимы. Это положение отражает российскую специфику и нс полностью отвечает мировой практике, поскольку в законодательстве ряда других стран термин «банкротство» имеет более узкое значение, подразумевающее совершение должником уголовно наказуемого действия, наносящего ущерб кредиторам[1]. Термин «несостоятель ность» в зарубежном праве имеет более широкое значение и обозначает удостоверенную решением соответствующего судебного органа неспособность должника погасить свои долговые обязательства. Так, в США лицо, в отношении которого возбуждены процедуры банкротства, во время судебного производства считается несостоятельным, а после вынесения судебного решения может быть признано банкротом.
Банкротство — это сложный процесс, включающий:
- 1) рассмотрение ситуации, в которой физическое или юридическое лицо объявляется несостоятельным;
- 2) юридические процедуры, с помощью которых можно временно приостановить деятельность физического или юридического лица в случае банкротства, используя законодательные или практические меры;
- 3) определение ответственности для осуществления (или неосуществления) необходимых шагов в экономическом, финансовом, юридическом, социальном и политическом плане.
Мировая практика предусматривает применение процедуры несостоятельности как для юридических, так и для физических лиц.
Существует три основных системы регулирования несостоятельности:
- 1) продолжниковская — служит максимизации активов должника и сохранению целостности предприятия (США, Франция);
- 2) прокредиторская — направлена на распределение максимизированных доходов должника среди кредиторов (Германия);
- 3) смешанная — преследует макроэкономические цели (Россия, но с уклоном в прокредиторскую).
Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определяет несостоятельность (банкротство) как признанную арбитражным судом неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Закон РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929−1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» в качестве критерия несостоятельности использовал принцип неоплатности, в связи с чем под несостоятельностью (банкротством) понималась неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет из-за превышения обязательств должника над его имуществом или неудовлетворительной структуры баланса должника[2]. Данное обстоятельство в значительной степени ущемляло интересы кредиторов, затягивало рассмотрение дел в арбитражных судах, а главное — лишало возможности и арбитражные суды, и кредиторов применять различные меры и процедуры банкротства к неплатежеспособным должникам, у которых сумма кредиторской задолженности формально не превышала стоимости принадлежащего им имущества[3].
Для определения признаков банкротства временным управляющим на стадии наблюдения применялась методика, утвержденная постанов лением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 «О некоторых мерах, но реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» (которое утратило силу в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2003 г. № 218). Этим постановлением были утверждены:
- 1) система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий;
- 2) положение о порядке предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям и использования средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий (действие этого документа в части предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям за счет средств федерального бюджета было приостановлено в 2002 г. постановлением Правительства РФ от 24 августа 2002 г. № 630).
Система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий включала коэффициенты ликвидности, порядок расчета которых описан в параграфе 5.8:
- • текущей ликвидности;
- • обеспеченности собственными оборотными средствами;
- • восстановления (утраты) платежеспособности.
В юридической литературе в связи с использованием критериев неоплатности неоднократно высказывалось мнение, что он не отвечает целям и задачам института несостоятельности (банкротства), о чем уже было сказано выше.
В законодательстве некоторых зарубежных стран при определении признаков банкротства также используется принцип неоплатности. Однако применение такого критерия на практике приводит к тому, что кредиторам для возбуждения производства по делу о несостоятельности самим приходится заниматься предоставлением доказательств превышения обязательств должника над его активами. А получение такой информации по различным причинам может быть затруднительным[4]. Так, по законодательству Франции процедуры несостоятельности могут быть начаты, если субъект не в состоянии выполнить обязательства посредством имеющихся в его распоряжении активов. В Германии для открытия производства по делу о несостоятельности закон требует, чтобы имелось в наличии достаточно имущества для покрытия судебных расходов; общим основанием является неплатежеспособность, а в качестве дополнительного критерия выступает превышение обязательств должника над стоимостью его имущества (т.е. имеет место критерий неоплатности)[5].
Отечественные аналитики, исследуя причины, условно делят банкротство на три вида:
- 1) первый — банкротство бизнеса, связанное с неэффективным управлением предприятием, которое может заключаться:
- — в выборе неудачной рыночной стратегии;
- — нерациональном использовании ресурсов;
- — некомпетенции или нечестности управляющих;
- 2) второй — банкротство собственника, вызванное отсутствием инвестиций, необходимых для простого или расширенного воспроизводства;
- 3) третий — банкротство производства, когда под влиянием первых двух факторов выпускается неконкурентоспособная продукция, используется устаревшее оборудование, применяется устаревшая технология.
На практике в одном банкротстве, как правило, сочетаются различные причины, но тем не менее всегда можно выделить основную, чтобы правильно определить необходимые процедуры для выхода из кризиса.
Если причина несостоятельности заключается в неэффективном управлении, то необходимо сменить руководство (внесудебным путем — используя полномочия собственника; судебным — через внешнее управление).
Если причина в недостатке инвестиций, то возможны полная или частичная смена собственника, либо финансовая помощь и проведение санации.
Если неэффективно производство, то наиболее адекватным является ликвидация предприятия-банкрота и распродажа имущества.
- [1] Карелина С. А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): учеб.-практ. пособие. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 23−24.
- [2] См.: Карелина С. А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). С. 14−15.
- [3] См.: Там же. С. 15.
- [4] См.: Воронина В. М. Прогнозирование банкротства промышленных предприятий с помощью количественных и качественных методов анализа: проблемы теории и практики // Экономический анализ: теория и практика. 2007. № 18. С. 16.
- [5] См.: Там же. С. 17.