Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологическое воздействие в рамках основных теоретических направлений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В индивидуальной психологии Адлера индивидуация одной из своих граней соприкасается с предлагаемой им идеей о бессознательном стремлении человека к совершенству. В гуманистической психологии (Маслоу, Роджерс) данное «бессознательное стремление» находит частичное воплощение в стремлении человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, характеризующееся у разных… Читать ещё >

Психологическое воздействие в рамках основных теоретических направлений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выбор методов психологической помощи при девиациях

зависит от теоретического направления, в рамках которого данная помощь будет осуществляться.

Выбор направления определяется рядом факторов:

  • • квалификацией и приоритетами специалиста,
  • • особенностями клиента,
  • • спецификой проблемы;
  • • контекстом ситуации.

В психологии выделяют три основных теоретических направления: психодинамическое, когнитивно-поведенческое, экзистенциально-гуманистическое.

Данные направления различаются по нескольким параметрам:

  • • взглядом на источник проблемы клиента;
  • • теоретическими аксиомами и теоремами, составляющими теоретический базис направления;
  • • целью психологического воздействия;
  • • приемами психологического воздействия;
  • • разделением ответственности между специалистом и клиентом как за процессе работы, так и за ее результативность.

В таблице это можно представить следующим образом:

Направление.

Источник проблемы.

Основные положения.

Цель п/т.

Приемы.

Психодинамическое направление.

(психоанализ (Фрейд 3.), индивидуальная психология Адлера, аналитическая психология Юнга К., волевая психотерапия О. Ранке, Характерологический анализ.

Рассмотрение личности в ее динамической конфигурации как результат. Источник проблемы — внутриличностные конфликты.

1. основная причина в возникновении проблем — подавление и трансформация инстинктивных импульсов.

2. развитие проблемы обусловлено борьбой между внут;

Осознние бессознательного.

  • 1. конфронтация
  • 2. Прояснение
  • 3. Интерпретация
  • 4. прорабатывайте

Направление.

Источник проблемы.

Основные положения.

Цель п/т.

Приемы.

Хорни, интерперсональная психотерапия Салливана).

ренними импульсами 3. инсайт — необходимое и достаточное условие решения проблемы.

Когнитивноповеденческое.

(в основе — работы Д. Уотсона, Б. Скиннера; Эллис, НЛП).

Понимание проблемы как результата выработанных в онтогенезе неадаптивных форм поведения, являющихся ответом организма на воздействия внешней среды.

  • 1. поведенческая проблема — следствие неправильного обучения и воспитания
  • 2. поведенческие реакции — результат взаимодействия «организмсреда»
  • 3. моделирование поведения обучающепсихотерапевтический процесс,

в котором когнитивный аспект является решающим.

Обучение клиента новым адаптивным способам поведения.

  • 1. самоконтроль
  • 2. самонаблюдение
  • 3. составление контрактов
  • 4. домашние задания

Экзистенциально-гуманистическое.

(философия экзистенциализма и феноменология Э. Гуссерля,.

Причина проблемы —.

блокировка внутрилич;

ностных ресурсов.

  • 1. Встреча консультанта и клиента есть встреча двух равных людей
  • 2. разрешение проблемы наступает

Помощь клиенту в самосознании, личностном росте, интегра;

  • 1. диалог (при философских подходах)
  • 2. невербальные методы (при сома-

Направление.

Источник проблемы.

Основные положения.

Цель п/т.

Приемы.

П. Рикера) К. Роджерс, Маслоу, Г. Олпорт, Франкл).

само, если специалист создает ситуацию безусловного принятия, способствующую осознанию, выражению и самопринятию клиентом своих истинных чувств (разрежение себе быть).

3. клиент сам ответственен за выбор образа мыслей и жизни.

ции адекватного целостного Я и расширении пространства бытия; восстановление аутентичности.

тических подходах).

  • 3. медитиации
  • 4. приемы самодисциплинирования
  • 5. тренировк, а воли (при духовных подходах)

Рассмотрим каждое из направлений более подробно

Психодинамическое направление К психодинамическому подходу относят виды психотерапии, ориентированные на психоаналитическую теорию: классический психоанализ (Фрейд), индивидуальную психологию Адлера, аналитическую психологию Юнга, волевую терапию Ранка, активную аналитическую терапию Штекеля, интерперсональную психотерапию Фромм-Райхманн, характерологический анализ Хорни, гуманистический психоанализ (Фромм), эго-анализ Кляйн, интерперсональную психотерапию Салливана и другие.

В основе данного направления — работы 3. Фрейда.

Фрейд первый охарактеризовал психику как поле боя между инстинктом, рассудком, сознанием. Термин «психодинамический» указывает именно на эту непрекращающуюся борьбу между различными составляющими личности.

Суть психодинамического направления — рассмотрение личности в ее динамической конфигурации, как результат нескончаемого конфликта внутри нее.

Понятие динамики применительно к личности предполагает, что поведение человека не является произвольным или случайным. Предполагаемый психодинамическим направлением детерменизм обусловлен бессознательными психическими процессами. Соответственно, в нем подчеркивает важность для разрешения проблемы клиента осознания им, клиентом, интрапсихических конфликтов, которые являются результатом бессознательной борьбы противоречивых, часто неосознаваемых мотивов внутри личности. Фрейд писал: «Человек заболевает в результате интрапсихического конфликта между требованиями инстинктивной жизни и сопротивления им» [67, с. 140].

Основные положения данного направления:

  • • главное значение в возникновении проблем имеют инстинктивные импульсы, их выражение, трансформация, подавление;
  • • развитие проблемы обусловлено борьбой между внутренними импульсами и защитными механизмами.

В психодинамическом направлении конечная цель видится в осознании бессознательного. Практикующий в динамическом направлении специалист ориентирован на поиск и раскрытие у клиента подавленного содержания и сопротивления. «Он добивается этого при помощи медленного, скурпулезного объяснения и разгадывания исторического значения психических явлений и косвенных форм, в которых выражаются закамуфлированные конфликты, лежащие в их основе» [67, с. 141]. Предполагается, что инсайта, как момента осознания, достаточно для начала личностных изменений.

Основные процедуры данного направления:

  • • конфронтация;
  • • прояснение;
  • • интерпретация;
  • • прорабатывание.

Конфронтация — распознавание клиентом специфических психических явлений, подлежащих исследованию.

Прояснение — помещение обнаруженных явлений в «резкий фокус» для отделения важных моментов от не значительных.

Интерпретация — определение основного смысла и (или) причины события.

Прорабатывание — повторение, тщательное исследование интерпретаций и сопротивлений до тех пор, пока представленный материал не интегрируется в понимании клиента.

В динамическом подходе, в основном, используются средства вербализации, включающие в себя интерпретации свободных ассоциаций клиента; анализ реакций переноса и сопротивления; анализ сновидений и непреднамеренных действий (обмолвки, описки).

Конкретные методы работы зависят от течения, внутри данного направления. Для Фрейда основным был метод катартический; для Юнга — метод активного воображения; для Хорни — метод совместного анализа жизненного пути; для Салливана — метод интервью психиатрического.

Примеры приемов направленного воздействия на личность клиента в психодинамическом направлении

Название: Метод свободных ассоциаций.

Показание: наличие у клиента неосознаваемой им проблемы.

Цель: осознание проблемы.

Алгоритм:

  • 1) клиент, в свободном порядке, высказывает возникающие у него мысли по поводу его переживаний;
  • 2) анализ последовательности и содержания высказываний;
  • 3) анализ блоков;
  • 4) осознание неосознанной проблемы.

Название: Анализ сновидений (с позиции Фрейда).

Показание: прояснение скрытых от сознания переживаний.

Цель: интерпретация подавленных переживаний в приемлемой для сознания форме.

Алгоритм:

  • 1) рассказ клиентом значимого для него сновидения из прошлого («вспомнившегося») или настоящего;
  • 2) инициирование специалистом клиента к свободному ассоциированию по поводу содержания рассказанного им сновидения;
  • 3) раскрытие латентного содержания сновидения и его интерпретация специалистом;
  • 4) осознание клиентом событий, спровоцировавших сновидение и раскрытие их подлинного значения.

Название: Анализ сновидений (с позиции Адлера «манера сновидеть» совпадает с «манерой жить», символика сновидений интерпретируется с позиции значимости для клиента).

Показание: поиск ошибки в картине мира клиента.

Цель: коррекция картины миры клиента.

Алгоритм:

  • 1) рассказ клиентом важного с его точки зрения сновидения;
  • 2) выделение символики сна, значимой с позиции клиента;
  • 3) выяснение значения данной символики для сновидца;
  • 4) соотнесение смысла символов с жизнью клиента;
  • 5) осознание «ошибки» и ее коррекция.

Когнитивно-поведенческое направление Исторически данное направление идет от работ Д. Уотсона, Б. Скиннера. Проблемы клиентов рассматриваются внутри него как проявление выработанных в онтогенезе неадаптивных форм поведения, являющихся результатом ответа организма на воздействие внешней среды. Следовательно, делается вывод, что при помощи целенаправленного воздействия возможно заменить неадекватную модель поведения на другую, более адаптивную (Мейхенбаум, Бандура, Эллис).

Основные положения когнитивно-поведенческого направления:

  • • большинство поведенческих проблем — следствие проблем в обучении и воспитании;
  • • поведенческие реакции — реакция организма на воздействие среды и, следовательно, являются результатом взаимодействия «организм — среда»;
  • • моделирование поведения является обучающе-психотерапевтическим процессом, в котором когнитивный аспект является решающим.

Таким образом, объектом воздействия является поведение. причина проблемы, с позиции данного направления, видится в неадаптивном поведении, являющимся результатом усвоенных неправильных форм поведения. Соответственно основным методом воздействия становится формирование навыков, а основная задача специалиста заключается в обучении клиента новым адаптивным способам поведения. При этом акцент делается не на рефлексии клиента по поводу действий, а на самих конкретных действиях.

В процессе оказания психологической помощи специалист основывается на четких данных о поведении человека в ситуации, которую он определяет как проблемную. Данное четкое представление он получает при помощи операционализации поведения — переводе неясных моментов в объективные наблюдаемые действия. Следующие шаги — выявление стимула, запускающего данную нежелательную поведенческую реакцию; конкретизация цели; выработка конкретного поведенческого алгоритма в будущем. Важно, чтобы цель определялась позитивно, через «я хочу», а не «я хотел бы». Соответственно, в процессе консультации затрагиваются три уровня клиента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

В рамках данного направления применяются:

  • самоконтроль (обучение глубокой релаксации, построение иерархии страхов, установление взаимосвязи между объектом тревоги с иерархией страхов на фоне релаксационных упражнений; моделирование поведения и поощрение за желаемое поведение);
  • самонаблюдение (ведение дневников);
  • составление контрактов (клиент-специалист; клиент — значимые близкие; клиент с самим собой);
  • домашние задания (предписания).

Особое внимание специалист должен уделять тому, чтобы работа по решению проблемы происходила в системе существующих правил клиента, которыми он руководствуется в своем поведении. Следовательно, на первых же этапах одной из основных задач, которую должен решить специалист — определение данных правил. В 1979 году Хоффман обобщил и систематизировал «правила клиента».

  • 1. Правила, формулирующие ценностные установки клиента («Косметика вредна для здоровья»);
  • 2. Правила, связанные с воздействием стимула («После развода все будет по-другому»);
  • 3. Поведенческие оценки («Так как я рыжий, все думают, что я хитрый и не способен на искренние чувства»);
  • 4. Правила, связанные с эмоционально-аффективным опытом личности («Я больше не верю»);
  • 5. Правила, связанные с воздействием реакции («Я буду раньше приходить домой, только бы она не сердилась»);
  • 6. Правила, связанные с долженствованием и возникающие в процессе социализации личности («Мужчина в своей жизни должен сделать три вещи: посадить дерево, вырастить сына, построить дом»).

Основой эффективности считается активная позиция клиента.

Главная задача специалиста в любой разновидности когнитивно-поведенческого направления — диагностически-обучающая.

Примеры приемов воздействия на личность клиента в когнитивно-поведенческом направлении.

Название: «Правило жизни».

Показание: наличие у клиента заложенных родителями программ, которые в настоящий момент его самореализации.

Цель: выработка новой адаптивной программы поведения.

Алгоритм:

  • 1) прояснение, под руководством специалиста, родительских посланий клиенту;
  • 2) осознание и вербализация данных посланий;
  • 3) их запись;
  • 4) прояснение чувств клиента к ним;
  • 5) выявление поведения, вызывающего негативную реакцию;
  • 6) переформулирование родительских посланий вызывающих негативные реакции на положительные.

Название: «Самоконтроль».

Показание: выявление проблемной части личности клиента.

Цель: принятие, осознание, переработка проблемы таким образом, чтобы она вписалась в картину жизни клиента, не мешая его дальнейшей жизни.

Алгоритм:

  • 1) попросить клиента обнаружить свою «ахиллесову пяту» — эмоцию, контроль над которой он боится потерять больше всего;
  • 2) позволить выразить ее, используя для этого любые предметы, игрушки или в танце, в борьбе, в любом движении;
  • 3) изобразить свою эмоцию, свое впечатление от нее в рисунке, лепке;
  • 4) вернуться к чувству и посмотреть а) как изменилось оно,
  • б) как изменилось отношение клиента к нему;
  • 5) принять его, «став его другом».

Название: «Систематическая десенсибилизация».

Показание: наличие тревожных состояний, страхов.

Цель: уменьшение, снижение силы страха.

Алгоритм:

  • 1) обучение снижению мышечной релаксации;
  • 2) выстраивание иерархии стимулов, вызывающих страх или тревогу;
  • 3) предложение клиенту, пребывающему в состоянии релаксации, представлять объекты из данной иерархической системы (в случае повышения страха он дает специалисту об этом знать, специалист «возвращает» его в «здесь и сейчас», прорабатывает с клиентом ситуацию, после чего работа продолжается с п. 3);
  • 4) экологическая проверка.

Название: «Мишень».

Показание: суицидальные мысли, чувство безнадежности.

Цель: пробуждение желания жить.

Алгоритм:

  • 1) обнаружение причины и (или) негативных установок, провоцирующих снижение у клиента вкуса к жизни;
  • 2) нахождение альтернативных способов поведения в противовес суициду;
  • 3) в процессе специально организованной беседы подвести клиента к осознанию абсурдности его желания;
  • 4) создание положительной установки на жизнь.

Название: стимулирование создания позитивной мотивации.

Показание: создание мотивации изменения девиантного поведения.

Цель: создание программы для работы над собой по изменению девиантного поведения.

Алгоритм:

  • 1) прояснение проблемы в интерпретации клиента;
  • 2) нахождение виновного в возникновении проблемы с точки зрения клиента;
  • 3) конфронтация;
  • 4) создание будущего положительного образа;
  • 5) если данный положительный образ вызывает позитивные эмоции у клиента и желание «быть им», то заключается терапевтический договор, если нет, то работа над созданием образа продолжается до тех пор, пока он не станет привлекательным для клиента;
  • 6) составление плана действий по достижению клиентом выбранного им образа.

Гуманистическое направление.

Основа данного направления — философские идеи экзистенциализма (М. Хайдеггер, П. Сартр, А. Камю) и феноменологии.

(Э. Гуссерль, П. Рикер). Соответственно, главный акцент ставится на изучение проблемы времени, жизни и смерти; проблемы свободы, ответственности и выбора; проблемы общения, любви и одиночества; проблемы поиска смысла существования. Спецификой очерченного круга проблем является уникальность несводимого к общим схемам личного опыта конкретного человека, а его центром — решение проблемы восстановления аутентичности личности — соответствие ее бытия в мире ее внутренней природе. Индивидуальность рассматривается как интегративное целое.

Человек воспринимается как изначально доброе или, в крайнем случае, нейтральное существо предназначение которого быть свободным. В психологии направление представлено такими именами как К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, В. Франкл.

Основными принципами гуманистического направления являются:

  • • встреча специалиста и клиента есть встреча двух равных людей;
  • • разрешение проблемы у клиента наступает «само по себе», в том случае, если специалист создает ситуацию безусловного принятия, способствующую осознанию, выражению и самопринятию клиентом своих истинных чувств;
  • • клиент сам ответственен за выбор своего образа мыслей и поведения и жизни.

Основные понятия гуманистического направления —.

«индивидуация», «самоактуализация», «самоактуализирующаяся личность».

В философии индивидуация понимается как разделение всеобщего на индивиды, на особенное. Принцип индивидуации (principum individuations) является основой существования особей как неповторимых сущностей (Аристотель, Локк, Шопенгауэр, Шеллинг, Лейбниц). В основу данной позиции положено понимание индивидуации как некой основы существования.

В психологическом аспекте индивидуация мыслится как процесс поиска человеком душевной гармонии, интеграции, целостности, осмысленности. Осознание данных моментов существования важно для индивидуальной эволюции субъекта, как поступательно-последовательных качественных изменений на ценностно-моральном и эстетических уровнях. Предполагается, что именно благодаря процессу индивидуации личность реализует себя как уникальное неделимое целое.

В индивидуальной психологии Адлера индивидуация одной из своих граней соприкасается с предлагаемой им идеей о бессознательном стремлении человека к совершенству. В гуманистической психологии (Маслоу, Роджерс) данное «бессознательное стремление» находит частичное воплощение в стремлении человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, характеризующееся у разных субъектов различной степенью осознанности и определяемое в данном направлении термином самоактуализация. В Экзистенциальной психологии, являющейся одним из направлений гуманистической, подчеркивается уникальность личного опыта одной из главных сфер применения которого мыслится восстановление аутентичности (Бинсвангер, Босс М., Мэй Р., Бугенталь Дж.).

Соответственно: индивидуация — процесс неизбежных качественных изменений возникающих в результате становления личности на пути ее экзистенциального развития.

Важно понимать различие между понятиями «индивидуация» и «индивидуализация».

Индивидуализация представляет собой явление, возникающее в результате взаимодействия индивида с внешним миром: соприкасаясь с внешним миром на любом из уровней (материальный, идеальный) субъект вносит некие изменения в него посредством своей индивидуальности.

Самоактуализация — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Самоактуализирующаяся личность — человека, вышедший на уровень самоактуализации.

Таким образом, объектом воздействия в данном направлении является процесс становление личности.

Причина проблемы понимается как блокирование внутриличностных ресурсов. Основная задача специалиста заключается в помощи в самоосозновании и личностном росте, интеграции адекватного целостного «Я» и расширении пространства бытия.

Примеры приемов воздействия на личность клиента в экзистенциально-гуманистическом направлении

Название: «Метод парадоксальной интенции» (В. Франкл).

Показание: стремление к избеганию конкретных ситуаций, действий, состояний.

Цель: снятие или нивелирование данного чувства.

Алгоритм:

  • 1) выявление нежелательного для клиента действия или состояния;
  • 2) побуждение специалистом клиента к проявлению или совершению данного поступка;
  • 3) совершение данного действия клиентом в гипербализированных размерах;
  • 4) обретение клиентом уверенности в своих силах, веры в себя.

Название: «Персональное осмысление жизни» (В. Франкл).

Показание: потеря смысла жизни.

Цель: обретение смысла жизни.

Алгоритм:

  • 1) выяснение в результате какого конкретного события произошла потеря смысла жизни у клиента;
  • 2) прояснение, какие именно жизненные ценности и критерии клиента вследствие этого оказались депривированы;
  • 3) поиск в жизни клиента эквивалента;
  • 4) осознание и восстановление депривированных ценностей при помощи найденного эквивалента.

Название: «Развитие самосознания».

Показание: недостаточное понимание своих истинных чувств, истинных мотивов поступков, что приводит к возникновению проблемных взаимоотношений или неадаптивным формам поведения.

Цель: осознание чувств, мотивов, ценностей.

Алгоритм:

  • 1) выяснение поступков, переживаний и (или) отношений, вызывающих у клиента реакцию непонимания или неприятия;
  • 2) прояснение их значения в контексте жизни клиента;
  • 3) помочь клиенту осознать свою потенциальную свободу от прошлого и ценность своего «Я» в настоящем.

Название: «Вербализация» (компонент роджеровской психотехники).

Показание:

  • • выделение и осознание сути проблемы клиентом;
  • • получение подтверждения клиентом внимательного отношения к нему и его проблеме со стороны специалиста;

Цель: выделение существенного в высказывании клиента.

Алгоритм: «возврат» специалистом клиенту его сообщений с использованием ключевых высказываний клиента.

Пример.

Клиент: «И я не знаю, что именно происходит, но мне тяжело каждый раз, возвращаясь вечером домой с работы, встречать ее тяжелый, испытывающий взгляд».

Специалист: «Да, очень тяжело каждый вечер, возвращаясь с работы, встречать тяжелый, испытывающий взгляд».

Название: «Метод А. Янова».

Показание: невротическое поведение вследствие ранних неудовлетворенных потребностей или травм, пережитых в детстве и вытесненных в процессе взросления.

Цель: через соприкосновение и осознание заблокированных, болезненных эмоций обретение возможности их выражения и, как следствие, освобождения от них.

Алгоритм:

  • 1) этап: индивидуальная работа;
  • 2) осознание клиентом ранних обид;
  • 3) специалист инициирует клиента к «физическому» переживанию выведенных в сознание обид, болезненных воспоминаний при этом психолог фиксирует все проявления психологической защиты (вербальный уровень, телесный).
  • 4) этап: групповая работа.

В процессе групповой работы клиенты вступают друг с другом в различные взаимоотношения, что способствует «проживанию» разнообразных первичных проблем. Кроме того, руководитель обучает клиентов глубокому дыханию, изменению манеры речи.

Таким образом, невозможно определить направление, которое было бы наиболее эффективным.

Эффективность психотерапевтического воздействия определяется совокупностью ряда нюансов: наличие у клиента реальной, а не вымышленной проблемы; готовностью клиента решить проблему; квалификацией специалиста.

Вопросы для проверки

  • 1. Перечислите основные теоретические психотерапевтические направления.
  • 2. В чем заключаются концептуальные различия данных психотерапевтических направлений?
  • 3. Назовите процедуры психодинамического направления.
  • 4. Каковы основные положения когнитивно-поведенческого направления?
  • 5. Перечислите «жизненные правила клиента».
  • 6. Какие проблемы рассматриваются в рамках гуманистического направления?
  • 7. Сравните базисные принципы психодинамического, когнитивноповеденческого, гуманистического направлений.
  • 8. Дайте характеристику основных понятий гуманистического направления.
  • 1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / Пер. с нем. — М. — 1995.
  • 2. Ассаджиоли Р. Духовное развитие и его кризисы // Психология человеческих проблем. — Минск. — С. 106—126.
  • 3. Грофф С. Путешествие в поисках себя / Пер. англ. — М. —1994.
  • 4. Коннер Р. В.

    Введение

    в семейную психотерапию. /Институт семейной терапии. — Новосибирск, 2001.

  • 5. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. — М. — 1994.
  • 6. Леви-Стросс К. Структурная антропология / Пер с франц. — М.: Наука, 1983. — 536 с.
  • 7. Маслоу А. Самоактуализация // Психология человеческих проблем / Сост. К. В. Сельченок. — Минск: Харвест, 1998. — 448 с. — С. 20—34.
  • 8. Небылицин В. Д. Новое представление о структуре эмоциональности // Жизнь и научное творчество. — М., 1996.
  • 9. Ошо Тантра: высшее понимание. — М, — 1994.
  • 10. Пауэлл Дж. Полнота человеческой жизни //Психология человеческих проблем. — Минск, 1998.
  • 11. Сатир В. Психотерапия семьи. — СПб., 2000.
  • 12. Франкл Ф. Поиск смысла жизни и логотерапия. — М., 1987.
  • 13. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия / Пер. с нем. — М., 1992.
  • 14. Фрейд 3. Психология бессознательного / Пер. с нем. — М., 1998.
  • 15. Хаббек. Символическая позиция в психотерапии / Пер. с англ. — М., 1997.
  • 16. Шри Ауробиндо Г. Путешествие сознания. — Л. — 1998.
  • 17. Эриксон М. Г. Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном / Пер. с англ. — М., 1994.
  • 18. Юнг К. Г. Аналитическая психология / Пер. с англ. — СПб., 1994.
  • 19. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. — М., 1999.
  • 20. Янг П. Метафоры и модели изменения /Пер. с англ. — М., 2003.
  • 21. Binswanger. Drei Formen misgluckten Daseis. — 1956.
  • 22. MacKinnon, D. W. In search of human effectiveness: Identifying and developing creativity. — Buffalo, NY. — 1978.
  • 23. Murray Bowen, A Family Concept of schzophrenia. Th Etiology of S chizophrenia; asic Books, New York, 1960.
  • 24. Sullivan H. S. The interpersonal theory of psychiatry. — New York, 1953.
  • 25. Taylor, J Dream work: Techniques for discovering the creative power in dreams. — Ramsey, NJ. — 1983.
  • 26. Willson J. R. Scintific advances societal trends and the edication and practice of obstetricien-gynecologists American Journal of Obsterics and Gynecolodgy. — May 1990.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой