Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Административное судопроизводство по делам об обязательном судебном контроле

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Административное исковое заявление о госпитализации гражданина в недобровольном порядке подается в течение 48 часов с момента помещения гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях. При поступлении искового заявления судья незамедлительно выносит определение о принятии его к производству и о продлении пребывания гражданина в медицинской… Читать ещё >

Административное судопроизводство по делам об обязательном судебном контроле (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Судопроизводство об обязательном судебном контроле представляет собой самостоятельный вид административного судопроизводства в судах общей юрисдикции наряду с судопроизводством, но делам о защите нарушенных или оспоренных прав и законных интересов.

Содержание судопроизводства об обязательном судебном контроле составляют производства, имеющие своим предметом достаточно разнородные по своей юридической сущности дела. Главный признак, объединяющий все зти дела в рамках данного вида административного судопроизводства, — их связь с реализацией отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, которая потенциально сопряжена с угрозой серьезного нарушения их фундаментальных прав и ограничения их правового статуса. Обязательность контроля в рамках данного вида судопроизводства проистекает из общей конституционной обязанности государства и его органов признавать, соблюдать и защищать права граждан и их организаций.

Судебный контроль за соблюдением этих прав может осуществляться в двух основных формах:

  • а) в форме последующего (apostenon) контроля за НПА (нормоконтроль) и правоприменительными административными актами (решениями, действиями (бездействием), затрагивающими права и законные интересы частных лиц;
  • б) в форме превентивного (предварительного) контроля (apriori).

В судопроизводстве по делам о защите нарушенных или оспоренных прав и законных интересов проверка законности административных актов в контексте соблюдения прав осуществляется по общему правилу в форме последующего контроля, т. е. в отношении уже принятых и действующих актов. В судопроизводстве об обязательном судебном контроле главным является превентивный контроль за правоприменительными актами (решениями и действиями). Этот контроль осуществляется посредством судебного санкционирования административных действий и решений в судебном заседании. Обязательность этого контроля обусловлена иредконфликтным или конфликтным характером ситуации, в которой орган публичной администрации принимает решения, предполагающие совершение определенных принудительных действий в отношении частного лица, затрагивающих его права либо способных существенно ограничить его правовой статус. В этих ситуациях закон нс наделяет орган публичной власти правом самому, без санкции суда, применять принудительные меры.

Модель этой ситуации такова: если административным органом принимается неблагоприятное для частного лица решение и частное лицо не исполняет его добровольно, то орган не может своей властью применить принудительные меры для исполнения своего решения. Он обязан обратиться в суд и добиться судебного решения, обязывающего исполнить его решение. В соответствии с этим правилом односторонние решения публичной администрации по воле законодателя в данных ситуациях не имеют в принципе собственной исполнительной силы. Они не могут быть принудительно навязаны без предварительного решения суда, санкционирующего эти действия.

Исходя из этой модели судопроизводство, возбуждаемое по обращениям органов публичной администрации с целью добиться судебного санкционирования своих решений, можно обозначить не только как судопроизводство об обязательном судебном контроле, но и как судопроизводство по делам о судебном санкционировании административных действий и решений. Это судопроизводство осуществляется по общим правилам искового состязательного производства, за определенными изъятиями и дополнениями. Соответственно, судебное санкционирование, осуществляемое в судебном заседании, как юрисдикционный акт суда является актом правосудия.

Судопроизводство по делам о санкционировании как вид административного судопроизводства характеризуется определенными чертами:

  • 1) инициируется не частными лицами (гражданами и организациями), а органами публичной администрации;
  • 2) являет собой процессуальную форму обязательного предварительного контроля за административными действиями и решениями, инициируемого самими органами публичной администрации;
  • 3) имеет своим предметом административные дела, возникающие из ситуаций, в которых по воле законодателя административные решения не обладают собственной исполнимой силой и для своей реализации должны быть санкционированы судом. Эти ситуации имеют в своей основе спорные или потенциально спорные административные правоотношения. Предметом спора является вопрос о применении, либо отказе в применении, либо законности применения конкретных административно-правовых норм;
  • 4) орган публичной администрации не может принудить частное лицо к исполнению неблагоприятного для него административного решения, которое оно не исполняет добровольно, создавая тем самым спорную ситуацию. Добиться исполнения своего решения орган публичной власти может только через суд, доказав его обоснованность и законность;
  • 5) суд сам не осуществляет неблагоприятных для частного лица принудительных действий и решений, он только юридически санкционирует (разрешает) их производство административным органам.

В рамках судопроизводства по делам о судебном санкционировании законодатель выделяет в КАС РФ шесть видов производств:

  • а) по административным искам о приостановлении деятельности — гл. 27;
  • 6) по административным искам о помещении в специальное учреждение иностранного гражданина, подлежащего депортации и реадмиссии, — гл. 28;
  • в) по искам об административном надзоре — гл. 29;
  • г) по искам о госпитализации в недобровольном порядке в психиатрическое учреждение — гл. 30;
  • д) по искам о госпитализации в недобровольном порядке в противотуберкулезную организацию — гл. 31;
  • е) по административным искам о взыскании обязательных платежей и санкции — гл. 32.

Административное исковое заявление о приостановлении деятельности может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью общественных объединений или средств массовой информации. Этот иск подается в суд по общим правилам подсудности, установленным гл. 2 КАС РФ (ч. 5—6 ст. 20, ч. 5—6 ст. 21).

В административном исковом заявлении о приостановлении деятельности должны быть указаны:

  • 1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;
  • 2) наименование административного истца — органа публичной власти, должностного лица, место их нахождения;
  • 3) наименование административного ответчика, если административным ответчиком является организация или должностное лицо, место их нахождения; фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты;
  • 4) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;
  • 5) установленные законом основания для приостановления деятельности (или ликвидации) и ссылки на фактические данные, основываясь на которые орган или должностное лицо, обратившиеся в суд, пришли к выводу о наличии таких оснований;
  • 6) сведения о территории деятельности местных религиозных организаций, имеющиеся у централизованной религиозной организации, или о территории преимущественного распространения средства массовой информации.

Административное исковое заявление о приостановлении деятельности, поданное от имени соответствующего органа, должно быть подписано его руководителем, а поданное от имени должностного лица — этим должностным лицом.

Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу данным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом. Административный иск может быть также подан в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно ст. 263 КАС РФ административное дело о приостановлении деятельности подлежит рассмотрению в течение одного месяца со дня принятия административного искового заявления о приостановлении деятельности к производству суда. По этому делу на основании соответствующего заявления (ходатайства) и в порядке, предусмотренном гл. 7 КАС РФ, суд может применить меры предварительной защиты в виде:

  • — приостановления деятельности соответствующих организации и объединения, средства массовой информации;
  • — приостановления выпуска и (или) реализации соответствующего печатного издания либо распространения материалов;
  • — наложения ареста на имущество соответствующих организации, объединения;
  • — запрещения совершения определенных действий, связанных с деятельностью соответствующих организации, объединения, средства массовой информации.

Предметом спора по данной категории дел являются: а) право на объединение; б) право на свободу информации; в) законность действий субъектов, реализующих эти права, а также исполнение этими субъектами обязанностей, связанных с их использованием.

О времени и месте рассмотрения дела извещаются уполномоченные орган или должностное лицо, обратившиеся в суд; руководящий орган политической партии и другого общественного объединения, руководитель некоммерческой организации, в отношении которых решается вопрос о приостановлении деятельности или о ликвидации; представитель общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, в отношении которых решается вопрос о запрете деятельности; учредитель и главный редактор средства массовой информации, а также заинтересованные лица. Извещение о времени и месте рассмотрения дела не позднее 10 дней до дня судебного заседания размещается также на официальном сайте органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере регистрации некоммерческих организаций или средств массовой информации, а также публикуется в официальных периодических изданиях.

Суд может рассмотреть административное дело в закрытом судебном заседании. При наличии оснований для этого оно рассматривается в общем порядке, установленном ст. 11 КАС РФ. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует его рассмотрению.

Решение суда принимается по общим правилам, установленным гл. 15 КАС РФ. Одновременно с решением суда, но административному делу о ликвидации общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным законом, регулирующим отношения в сфере противодействия экстремистской деятельности, суд выносит решение об обращении в собственность РФ имущества ликвидируемых организаций, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов.

Решение суда об удовлетворении административного иска о ликвидации общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, о прекращении деятельности средств массовой информации по основаниям, предусмотренным законом, регулирующим отношения в сфере противодействия экстремистской деятельности, подлежит немедленному исполнению (ст. 264 КАС РФ).

Судопроизводство по делам о помещении в специальное учреждение иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, осуществляется по административному исковому заявлению, которое подается представителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции (территориальный орган в сфере миграции). Это заявление подается в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии.

В таком административном исковом заявлении должны быть указаны:

  • 1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;
  • 2) наименование административного истца — органа публичной власти, должностного лица, место их нахождения;
  • 3) фамилия, имя, отчество административного ответчика, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты;
  • 4) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;
  • 5) сведения о принятом решении о депортации или реадмиссии, в том числе предусмотренное законом основание для помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение;
  • 6) срок, на который целесообразно поместить иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или продлить его пребывание в этом учреждении.

Административное исковое заявление подписывается руководителем территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. К нему прилагаются документы, подтверждающие приводимые в иске обстоятельства, а также документы, указанные в и. 1 ч. 1 ст. 126 КАС РФ. Исковое заявление подается в суд в течение 48 часов с момента помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение по решению руководителя органа миграционной службы, его заместителя либо иных должностных лиц, уполномоченных законом.

Если заявленные требования подсудны данному суду, при поступлении административного искового заявления судья незамедлительно выносит определение о принятии иска к производству и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении на срок, необходимый для его рассмотрения.

После принятия административного иска суд вправе в общем порядке, установленном ст. 63 КАС РФ, истребовать у лиц, участвующих в деле, материалы, необходимые для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела. Суд также возлагает на территориальный орган миграционной службы, которым подан административный иск, обязанность обеспечить участие этих лиц в судебном заседании. Суд рассматривает дело в течение пяти дней со дня его возбуждения в судебном заседании в помещении суда с участием представителя миграционного органа, подавшего иск, иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, и прокурора. Неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного прокурора нс препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.

Суд, рассмотрев дело по существу, принимает решение, которым удовлетворяет административный иск или отказывает в его удовлетворении. Содержание решения должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к содержанию решения суда (ст. 180 КАС РФ). Кроме того, в мотивировочной части решения, которым иск удовлетворен, должен быть также установлен и обоснован разумный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, а в резолютивной части должен быть указан конкретный срок его пребывания в этом учреждении. Мотивированное решение по делу должно быть изготовлено в день принятия решения. Копии решения суда вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, и их представителям или направляются им незамедлительно после изготовления решения способами, позволяющими обеспечить скорейшую доставку.

В рамках судопроизводства по делам об административном надзоре рассматривается пять видов административных исков: а) об установлении административного надзора; б) о досрочном прекращении административного надзора; в) частичной отмене административных ограничений;

г) продлении административного надзора; д) дополнении ранее установленных административных ограничений.

Административное исковое заявление об установлении административного надзора подается в суд:

  • 1) исправительным учреждением — в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы;
  • 2) органом внутренних дел — в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, а также в отношении лица, отбывающего наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.

Административное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзора либо о частичной отмене административных ограничений может подаваться в суд органом внутренних дел или поднадзорным лицом либо его представителем. Кроме того, в суд вправе обратиться прокурор с административным иском о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений для защиты прав и свобод поднадзорного лица при условии, что поднадзорное лицо по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не может само обратиться в суд.

Административный иск об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения, а в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, — в суд по месту жительства или месту пребывания этого лица. Вопросы о продлении административного надзора, о дополнении ранее установленных административных ограничений, о частичной отмене административных ограничений, о досрочном прекращении административного надзора подведомственны суду, находящемуся, но месту жительства или месту пребывания поднадзорного лица.

Административное исковое заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным законом, в отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, подается администрацией исправительного учреждения не позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы. Несоблюдение этого срока свидетельствует о нарушении законности и является основанием для вынесения частного определения в порядке, установленном ст. 200 КАС РФ.

В административном исковом заявлении об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, дополнении или частичной отмене административных ограничений должны быть указаны:

  • 1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;
  • 2) наименование административного истца — органа публичной власти, должностного лица, место их нахождения;
  • 3) фамилия, имя, отчество административного ответчика, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения;
  • 4) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;
  • 5) сведения об иных обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения административного дела.

Административное исковое заявление исправительного учреждения должно быть подписано его начальником, административное исковое заявление органа внутренних дел — его руководителем. В исковом заявлении исправительного учреждения об установлении административного надзора указываются:

  • — сведения о поведении лица, в отношении которого предлагается установить административный надзор, в период отбывания им наказания;
  • — предлагаемые к установлению виды административных ограничений;
  • — срок установления административного надзора.

К нему должны быть также приложены копия приговора суда и копия постановления начальника исправительного учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

В административном исковом заявлении органа внутренних дел об установлении административного надзора указываются:

  • — сведения об образе жизни и о поведении лица, в отношении которого решается вопрос об установлении административного надзора;
  • — предлагаемые к установлению виды административных ограничений и срок установления административного надзора.

Кроме того, к исковому заявлению прилагаются копия приговора суда и материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений.

В административном исковом заявлении о продлении или дополнении административных ограничений указываются сведения об образе жизни и о поведении поднадзорного лица и предлагаемые к дополнению виды административных ограничений. К административному исковому заявлению о дополнении административных ограничений прилагаются материалы, свидетельствующие о совершении указанным лицом административных правонарушений, и материалы, характеризующие его личность. В административном исковом заявлении о досрочном прекращении административного надзора указываются сведения, характеризующие поднадзорное лицо.

Заявленный административный иск незамедлительно принимается к производству суда, за исключением случая неподсудности требований данному суду. После принятия иска суд истребует необходимые документы и материалы.

Если будет признано необходимым обязательное участие в судебном заседании лица, в отношении которого решается вопрос об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений, суд возлагает на исправительное учреждение или орган внутренних дел, которыми подан иск, обязанность обеспечить участие в судебном заседании этого лица.

Обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением.

О времени и месте рассмотрения административного дела суд извещает лицо, в отношении которого решается вопрос, связанный с административным надзором, соответствующее исправительное учреждение или орган внутренних дел, а также прокурора. Неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенных прокурора или представителя соответствующего исправительного учреждения либо органа внутренних дел не препятствует рассмотрению дела, за исключением случая, если явка такого представителя будет признана судом обязательной. В случае неявки без уважительной причины представителя соответствующего исправительного учреждения или органа внутренних дел, явка которого признана судом обязательной, на него может быть наложен судебный штраф.

Дело подлежит рассмотрению в течение 10 дней со дня поступления административного иска в суд. В отношении лиц, отбывающих наказание, они должны быть разрешены не позднее дня, предшествующего дню истечения срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы или ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.

При разрешении административного дела суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению. С учетом конкретных обстоятельств дела он может установить иные предусмотренные законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных законом.

Решение суда, но делу об административном надзоре принимается по общим правилам, установленным гл. 15 КАС РФ. Содержание этого решения должно соответствовать требованиям, определенным ст. 180, относящейся к этой главе. В резолютивной части решения суда должны также содержаться следующие сведения:

  • — по административному делу об установлении или о продлении административного надзора — срок административного надзора, конкретные административные ограничения, установленные судом;
  • — по административному делу о дополнении административных ограничений — конкретные дополнительные административные ограничения, установленные судом;
  • — по административному делу о частичной отмене административных ограничений — конкретные административные ограничения, отмененные судом.

Мотивированное решение по этой категории дел должно быть изготовлено в день его принятия.

В порядке судопроизводства по искам о госпитализации в недобровольном порядке в психиатрическое учреждение подлежат рассмотрению три вида административных дел:

  • 1) о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке;
  • 2) о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;
  • 3) иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, если законом предусмотрен судебный порядок рассмотрения соответствующих требований.

По правилам этого производства не могут рассматриваться требования, связанные:

  • — с применением принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами и совершивших общественно опасные деяния, и с продлением применения указанных мер;
  • — с проведением судебно-психиатрических экспертиз, в том числе с помещением гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, для производства экспертизы, а также с принудительным направлением гражданина на судебнопсихиатрическую экспертизу.

Административное исковое заявление о госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке подается представителем медицинской организации, в которую помещен гражданин. Это заявление подается в суд по месту нахождения медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, в которую помещен гражданин.

В заявлении должны быть указаны сведения, предусмотренные п. 1—3, 5 и 8 ч. 2 ст. 125 К АС РФ, а именно: 1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление; 2) наименование административного истца — органа публичной власти, должностного лица, место их нахождения; 3) фамилия, имя, отчество административного ответчика, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты; 4) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования. В исковом заявлении должны быть указаны установленные законом основания для госпитализации гражданина в недобровольном порядке в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и содержаться ссылки на заключение комиссии врачей и иные данные, обосновывающие эти сведения. Исковое заявление подписывается руководителем медицинской организации или его заместителями. К исковому заявлению должны прилагаться:

  • 1) мотивированное заключение комиссии врачей-психиатров о необходимости пребывания гражданина в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, с указанием диагноза, тяжести психического расстройства и критериев его определения, описанием общего состояния гражданина и его поведения и иные материалы, с учетом которых принято решение о госпитализации в недобровольном порядке;
  • 2) документы, на основании которых составлено заключение комиссии врачей-психиатров, а также документы, свидетельствующие об отказе гражданина от госпитализации в добровольном порядке;
  • 3) мотивированное и надлежащим образом оформленное заключение комиссии врачей-психиатров о том, позволяет ли гражданину его психическое состояние лично участвовать в судебном заседании, в том числе в помещении суда;
  • 4) документы, предусмотренные и. 1 ч. 1 ст. 126 КАС РФ.

Административное исковое заявление о госпитализации гражданина в недобровольном порядке подается в течение 48 часов с момента помещения гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях. При поступлении искового заявления судья незамедлительно выносит определение о принятии его к производству и о продлении пребывания гражданина в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, на срок, необходимый для рассмотрения искового заявления о госпитализации гражданина в недобровольном порядке. В случае возможности для гражданина участвовать в судебном заседании в помещении суда на медицинскую организацию, подавшую иск, возлагается обязанность обеспечить участие этого гражданина в судебном заседании.

Приняв дело к рассмотрению, суд вправе истребовать документы и материалы, необходимые для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения и разрешения административного дела. Дело должно быть рассмотрено в течение пяты дней со дня его принятия к производству суда.

О времени и месте его рассмотрения извещаются гражданин, в отношении которого подан иск, представитель этого гражданина, представитель медицинской организации, прокурор. Гражданин имеет право лично участвовать в судебном заседании и излагать свою позицию по делу о его госпитализации в недобровольном порядке, если психическое состояние позволяет ему адекватно воспринимать все происходящее в судебном заседании и его присутствие в судебном заседании не создает опасности для его жизни либо здоровья или для жизни либо здоровья окружающих.

Дело о госпитализации гражданина в недобровольном порядке рассматривается с участием прокурора, представителя медицинской организации и представителя гражданина, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в недобровольном порядке. При необходимости суд может вызвать в судебное заседание иных лиц. Неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного прокурора не является препятствием для рассмотрения административного дела. При отсутствии у гражданина представителя суд назначает ему адвоката в качестве представителя.

Судебное заседание может проводиться в помещении суда или в помещении медицинской организации. Судебное заседание проводится в помещении медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, в случае, если суд установит, что психическое состояние гражданина позволяет ему лично участвовать в судебном заседании, но его присутствие в помещении суда является невозможным.

При рассмотрении дела суду необходимо выяснить:

  • — имеется ли у гражданина тяжелое психическое расстройство;
  • — влечет ли тяжелое психическое расстройство последствия в виде непосредственной опасности для гражданина или для окружающих, беспомощности гражданина и (или) возможности причинения существенного вреда его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если гражданин будет оставлен без психиатрической помощи;
  • — являются ли обследование и лечение гражданина возможными лишь в условиях медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях;
  • — наличие факта отказа или уклонения гражданина от госпитализации в добровольном порядке либо от продления такой госпитализации.

Обязанность доказывания обстоятельств по делу лежит на лице, обратившемся в суд с таким заявлением. При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе.

Суд принимает решение об удовлетворении административного иска, если установит наличие оснований для госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке. При необоснованности требований суд отказывает в удовлетворении административного иска. Мотивированное решение по делу должно быть изготовлено в день принятия решения.

В рамках данного производства рассматриваются также дела о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке, возбуждаемые по административному иску врача-психиатра, оказывающего психиатрическую помощь. К административному исковому заявлению прилагаются мотивированное заключение врача-психиатра о необходимости такого освидетельствования и другие материалы, на основании которых врачом-психиатром составлено заключение. Дело должно быть рассмотрено судом в течение трех дней со дня принятия искового заявления.

О времени и месте проведения судебного заседания извещаются гражданин, его представитель, врач-психиатр, подавший административное исковое заявление, и прокурор. Неявка в судебное заседание прокурора и врача-психиатра не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела.

При рассмотрении административного дела суду необходимо выяснить:

  • 1) имеются ли сведения о совершении гражданином действий, которые дают основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства;
  • 2) влечет ли тяжелое психическое расстройство последствия в виде беспомощности гражданина и (или) возможности причинения существенного вреда его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если гражданин будет оставлен без психиатрической помощи;
  • 3) наличие факта отказа или уклонения гражданина от психиатрического освидетельствования в добровольном порядке.

Суд принимает решение об удовлетворении административного иска о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке, если признает его обоснованным.

Мотивированное решение должно быть изготовлено в день принятия решения.

Судопроизводство по делам о госпитализации гражданина в недобровольном порядке в противотуберкулезную организацию осуществляется в отношении гражданина, больного заразной формой туберкулеза и неоднократно нарушавшего санитарно-противоэпидемический режим либо умышленно уклоняющегося от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза, может быть подано административное исковое заявление о его госпитализации в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке.

Это заявление подается руководителем медицинской противотуберкулезной организации, в которой гражданин находится под диспансерным наблюдением. В заявлении должны быть указаны следующие сведения:

  • 1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;
  • 2) наименование административного истца — руководителя медицинской противотуберкулезной организации, место его нахождения;
  • 3) наименование административного ответчика — гражданина, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения;
  • 4) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;
  • 5) основания для госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке, а также указания на заключение комиссии врачей и иные данные, обосновывающие требования административного истца.

К административному исковому заявлению должны прилагаться:

  • 1) история болезни гражданина;
  • 2) заключение комиссии врачей противотуберкулезной медицинской организации с указанием диагноза, тяжести заболевания, обязательности диспансерного наблюдения, а также иные материалы, подтверждающие необходимость госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;
  • 3) документы, на основании которых составлено заключение комиссии врачей противотуберкулезной медицинской организации;
  • 4) документы, подтверждающие неоднократное нарушение гражданином, в отношении которого подан иск, санитарно-противоэпидемического режима либо умышленное уклонение гражданина от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза.

После принятия иска к производству суд вправе истребовать документы и материалы, необходимые для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения и разрешения административного дела.

Если иное не установлено КАС РФ или иным федеральным законом, к порядку и срокам рассмотрения дел данной категории применяются правила производства по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях (гл. 30 КАС РФ). Административное дело подлежит рассмотрению в течение пяти дней со дня его принятия к производству суда.

О времени и месте его рассмотрения извещаются гражданин, в отношении которого подан иск, или его законный представитель, представитель медицинской противотуберкулезной организации, в которой больной туберкулезом находится под диспансерным наблюдением, прокурор. Участие в судебном заседании всех этих лиц является обязательным.

При рассмотрении этого административного дела суду необходимо выяснить:

  • 1) имеется ли у гражданина, в отношении которого решается вопрос о госпитализации, заболевание заразной формой туберкулеза;
  • 2) имелись ли факты неоднократного нарушения гражданином санитарно-противоэпидемического режима либо умышленного уклонения от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза.

Обязанность доказывания обстоятельств по административному делу о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке лежит на административном истце. При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе.

Суд принимает решение об удовлетворении административного иска, если установит наличие оснований для госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке. При необоснованности требований суд отказывает в удовлетворении административного иска. Содержание решения суда должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 180 К АС РФ, а вводная часть решения также должна содержать указание на место проведения судебного заседания. Мотивированное решение по делу должно быть изготовлено в день его принятия.

Судопроизводство по делам о взыскании с физических лиц обязательных платежей и санкций связано с реализацией права контрольных органов на обращение в суд с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций. К таким контрольным органам законодатель относит органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (ст. 286 КЛС РФ). Эти органы вправе обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций при наличии следующих оснований:

  • — если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам;
  • — требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы;
  • — федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административный иск по этой категории дел может быть подан в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи иска может быть восстановлен судом.

Административное исковое заявление должно отвечать общим требованиям к его форме и содержанию, установленным ст. 125 КАС РФ. Кроме того, в нем должны быть указаны следующие сведения:

  • — наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и ее расчет;
  • — положения федерального закона или иного НПА, предусматривающие уплату обязательного платежа;
  • — сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке;
  • — размер и расчет денежной суммы, составляющей санкцию, если она имеет имущественный характер, и положения НПА, устанавливающие санкцию.

К административному исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие указанные в нем обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.

Суд вправе применить в целях обеспечения иска меры предварительной защиты и наложить арест на имущество административного ответчика в размере, не превышающем объема заявленных требований.

Административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются судом в срок, не превышающий трех месяцев со дня подачи соответствующего административного искового заявления в суд. Суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. В случае неявки без уважительных причин лиц, явка которых признана судом обязательной, и лиц, вызванных в судебное заседание, суд может наложить на них судебный штраф.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе.

При рассмотрении дела суд обязан (ст. 289 КАС РФ):

  • — проверить полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций;
  • — выяснить, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным НПА;
  • — установить, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций;
  • — проверить правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Решение суда принимается, но общим правилам, установленным гл. 15 КАС РФ. При удовлетворении требования о взыскании обязательных платежей и санкций в резолютивной части решения суда также должны быть указаны:

  • 1) фамилия, имя и отчество лица, обязанного уплатить денежную сумму, составляющую задолженность, его место жительства;
  • 2) общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности и санкций.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой