Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Законодательные акты 2011—2012 гг., закрепляющие за детскими школами искусств статус бифункциональных учебных учреждений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В этих документах содержатся федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано». Первым ее пунктом стоит выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте. Основная направленность настоящей программы… Читать ещё >

Законодательные акты 2011—2012 гг., закрепляющие за детскими школами искусств статус бифункциональных учебных учреждений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общеразвивающие и предпрофессиональные образовательные программы. Начиная с 2011 г. появился ряд стратегических документов образовательной политики, в которых закреплен приоритет развития системы дополнительного образования детей:

— Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

  • — «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» (утв. Президентом России 03.04.2012);
  • — Распоряжение от 22.11.2012 № 2148-р «О государственной программе Российской Федерации „Развитие образования“ на 2013—2020 годы»";
  • — Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы»;
  • — «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года» (утв. Правительством РФ 14.05.2015);
  • — Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2620-р «Об утверждении плана мероприятий („дорожной карты“) „Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки“».

Федеральный закон от 17.06.2011 № 145-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „Об образовании“» был разработан в целях сохранения и развития образования в сфере культуры и искусства. Его принятие явилось необходимым шагом, обеспечившим возможность реализации «Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008—2015 годы». В соответствии с изменениями, внесенными в Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266−1 «Об образовании» Федеральным законом от 17.06.2011 № 145-ФЗ, ДШИ получили правовой статус, в большей степени соответствующий их профессиональному предназначению. Федеральным законом № 145-ФЗ была предусмотрена реализация в ДШИ дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств. Основной целью данных программ является формирование потребности детей в общении с искусством, развитие их творческого потенциала и приобретение ими начальных профессиональных навыков.

Основными задачами дополнительных предпрофессиональньа общеобразовательных программ в области искусств являются: выявление одаренных детей и подготовка их к возможному дальнейшему музыкальному профессиональному образованию, а также формирование компетентного слоя музыкантов-любителей. «Определение „детская школа искусств“… является… обобщающим указанием на данные образовательные учреждения, цели, задачи и деятельность которых отличны от других образовательных учреждений дополнительного образования детей (кружков, секций, клубов, домов детского творчества, станций юных натуралистов и пр.)»[1]. Данный Федеральный закон учитывает основные положения и задачи Концепции, в которой отмечено, что «высочайшие достижения российской культуры были осуществлены благодаря сложившейся в XX в. уникальной системе непрерывного образования в области искусства, основой которой являются детские школы искусств»[2].

Прочно укрепившаяся в России с конца 1980;х ггю тенденция к сокращению числа ДШИ (в 1985 г. — 5890, в 1990 г. — 6591, в 2001 г. — 5 837, в 2008 г. — 5456, в 2012 г. — 5370) не могла не сказаться отрицательно на всей отрасли образования и на социокультурной ситуации в стране в целом, так как на протяжении XX в. они выполняли важную общественную миссию: во-первых, предпрофессиональной подготовки детей, а во-вторых, общеэстетического воспитания подрастающего поколения.

Реализация Федерального закона от 17.06.2011 № 145-ФЗ, а также «Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства „Фортепиано“ и сроку обучения по этой программе» от 12.03. 2012[3], Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», предусматривает осуществление деятельности ДШИ в соответствии с историческими традициями и социальной значимостью, благодаря совместным усилиям органов власти и педагогических коллективов.

В этих документах содержатся федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано». Первым ее пунктом стоит выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте. Основная направленность настоящей программы — формирование у учеников комплекса знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, необходимых для будущего музыканта. Структура предпрофессиональной общеобразовательной программы, ее требования к содержанию учебно-воспитательного процесса отличаются от прежней традиционной, тем, что срок обучения увеличивается на один год (вместо прежних семи лет — восемь, и для профессионально сориентированных учащихся добавляется девятый год для подготовки в среднее профессиональное учебное заведение). Примерные дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы содержат обязательную часть с традиционным набором предметов (специальность, чтение с листа, ансамбль и концертмейстерский класс) и вариативную часть, в которую входят коллективное музицирование и электронная музыка.

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на предпрофессиональные и общеразвивающие. В «Приложении» к приказу даны рекомендации по организации образовательной и методической деятельности, по реализации общеразвивающих программ в области искусств.

«Целью реализации общеразвивающих программ ДШИ является формирование личности ребенка, способного к творческому мышлению, индивидуальной и совместной творческой деятельности на основе сохранения и развития лучших отечественных традиций художественного образования, а также выявление одаренных детей в области искусства»[4]. «Реализация общеразвивающих программ ДШИ должна обеспечить решение следующих задач: обеспечение развития творческого мышления, личности ребенка, развитие его духовно-интеллектуального ресурса; приобретение ребенком комплекса общемузыкальных знаний, умений и навыков; формирование у ребенка ценностного отношения к искусству, умения самостоятельно воспринимать и оценивать художественное произведение; воспитание чувств и эмоций; воспитание потребности в творческой и социально-полезной деятельности; формирование патриотизма; воспитание творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира; освоение отечественных и мировых культурных ценностей и традиций; создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей; организация творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих событий (конкурсов, фестивалей, олимпиад, концертов), в том числе совместно с другими образовательными учреждениями (учреждениями общеобразовательных школ), учреждениями культуры (филармониями, театрами, музеями и др.). Общеразвивающие программы в области искусств должны основываться на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей и молодежи, в процессе освоения общеразвивающие программы призваны способствовать выявлению одаренности ребенка в раннем возрасте»[5].

Как видно из вышеизложенных положений, установка на чисто профессиональные задачи ДМШ здесь отнесена на последнее место.

Структура будущей ДМШ, исходя из установок Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, должна сочетать в себе обе дополнительные общеобразовательные программы: общеразвивающие и предпрофессиональные.

По мнению О. Ю. Голодец, «на сегодняшний день в России более 8 тыс. учреждений занимаются дополнительным образованием и нацелены именно на выявление, поддержку и развитие талантливых детей. Вместе с тем концепция привносит абсолютно новый подход к каждому ребенку, проживающему в стране… Цель данной программы — индивидуализация учащегося в его развитии».

В докладе Министра образования и науки Д. В. Ливанова «Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации за 2012 год и задачах на 2013 год» 20 марта 2013 г. в числе приоритетных задач прозвучала такая, как разработка плана мероприятий по развитию дополнительного образования детей, ориентированного на решение задачи по увеличению охвата детей, обучающихся по дополнительным образовательным программам.

В настоящее время необходимо наполнить музыкальнопедагогический процесс адекватным данным ориентирам.

содержанием, научно подходя к разработке или выбору методик, способных решать двуединую задачу ДШИ — профессионализацию начального музыкального образования и общемузыкальное воспитание учащихся.

  • [1] Федеральный закон от 17.06.2011 № 145-ФЗ «О внесении измененийв Закон Российской Федерации „Об образовании“».
  • [2] Концепция начального музыкального образования в детской школеискусств. С. 4—5.
  • [3] Приказ Минкультуры России от 12.03.2012 № 163…
  • [4] Письмо Минкультуры России от 21 ноябрся 2013 г. № 191−01−39/06-ГИ"О направлении Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в областиискусств"/
  • [5] Письмо Минкультуры России от 21.11.2013 № 191−01−39/06-ГИ «О направлении Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в областиискусств». С. 1—2.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой