Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Народное собрание (ekklesia)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В эпоху становления демократии в каждую пританию проводилось только одно собрание — всего 10 в год, но в последующее время собрания стали созывать не менее четырех раз в пританию — итого 40 в год. Как правило, первое собрание первой притании года посвящалось одному вопросу — выбору архонтов, каждое первое собрание каждой притании — отчетам магистратов и приему на них жалоб со стороны граждан… Читать ещё >

Народное собрание (ekklesia) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Собрание считалось высшим органом государственной власти. Его решения имели силу закона, хотя сами законы экклесия не принимала, она только участвовала в их выработке.

Местом проведения собрания был холм недалеко от Акрополя — Пникс. Археологи в 1930;х гг. проводили там раскопки и установили, что площадь места проведения собрания в течение двух веков (с VI по IV) увеличилась вдвое. В эпоху эллинизма народное собрание перенесли с Пникса в театр Диониса, а на старом месте собирались только раз в год, чтобы избрать самых важных магистратов. На собраниях афиняне сидели, речь оратор (rhetores) держал со специально отведенного места перед скамьей коллегии пританов, которые сидели лицом к народу.

В эпоху становления демократии в каждую пританию проводилось только одно собрание — всего 10 в год, но в последующее время собрания стали созывать не менее четырех раз в пританию — итого 40 в год. Как правило, первое собрание первой притании года посвящалось одному вопросу — выбору архонтов, каждое первое собрание каждой притании — отчетам магистратов и приему на них жалоб со стороны граждан, обвинявших их в государственной измене, так называемой eisangelia. Первое собрание шестой притании, кроме проверки отчетов магистратов, было посвящено вопросам остракизма. На нем же решались вопросы о преюдициальном обвинении (probolai) трех сикофантов (svkophanteai — доносчики) от граждан и трех от метэков. Сам остракизм проводился уже в восьмую нританию.

Второе собрание первой притании посвящалось принятию от граждан просьб, знаком к этому служила масличная ветвь, возложенная на алтарь экклесии. Просьбы эти чаще всего касались кассирования долгов просителя перед государством, возвращения гражданских политических прав (tois atimos) и др. Третье и четвертое собрания той же притании посвящались текущим делам.

Первое собрание каждой притании называлось «ekklesia kvria», т. е. «важнейшее из обычных собраний», все остальные носили название «ekklesiai nomimoi» — «обычные собрания». С IV в. до Р.Х. в Афинах стал известен такой вид собрания, как «чрезвычайное» (внеочередное) — «ekklesia synkletos». Последние собрания созывались по мере надобности иританами либо по требованию народа, как правило, без повестки дня, которую обычно должны были вырабатывать пританы.

Собрание вообще не могло состояться в любой из праздничных дней либо в день apofros — нечистый день, когда ареопаг судил дела о преднамеренных убийствах. Преступление, пока оно не было наказано, по верованию греков, заражало (miasma) город, поэтому в этот день вообще не рекомендовалось что-либо делать, дабы не оскверниться.

Руководство проведением собрания осуществлялось следующим образом. В V в. до Р. X. в экклесии председательствовал начальник — эпистат пританов (epistates ton prytaneon) той притании, в срок которой собрание проводилось. Во времена Демосфена (вторая половина IV в. до Р. X.) афиняне уже избирали особую коллегию проэдров (proedroi) из девяти человек. Проэдров выбирали из состава остальных (450) пританов, не призванных в данный срок к несению своих обязанностей. Этим объясняется их количественный состав — девять, тогда как пританы от 10-й филы несли свои обязанности в буле. Проэдров избирали жребием и только на один день на одну экклесию; жребий вынимал эпистат пританов. После своего избрания проэдры получали от эиистата повестку дня экклесии, которая называлась «проблемой» (probouleuma). Проэдрами руководил их эпистат, которого они избирали жребием.

Эпистатом проэдров можно было быть только раз в году, тогда как проэдром — раз в пританию.

В помощь проэдрам назначалась коллегия силлогетов и лексиархов. Первых было 30 — по три человека от каждой филы, вторых — шесть человек. Силлогеты вручали каждому гражданину на входе в Пникс особый знак (symbolon), который те сдавали после окончания собрания и получали деньги за участие в нем. Лексиархи при вручении символа проверяли, значится ли этот человек в списке дема по особому списку, составленному в демах — ekklesiastikos pinax. В этом же списке отмечались опоздавшие. Метэки и иностранцы могли присутствовать на Пниксе только по особому приглашению пританов.

В качестве вспомогательного персонала известны также глашатай (keryx), он объявлял день заседания, выкликал повестку заседания; секретарь собрания (graminateus to demo), он зачитывал все официальные документы, корпус toxotoi из 300 скифов также присутствовал на собрании. В особых случаях они даже загоняли афинян на Пникс, когда необходимо было обеспечить кворум. Для этого обычно на рынке, где афиняне задерживались дольше всего, скифы протягивали специальные канаты красного цвета и, охватив толпу канатом, волокли ее в собрание. По знаку эпистата пританов они стаскивали с трибуны зарвавшегося оратора, впрочем, иногда это делали сами граждане (Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. III. 6).

Раньше слово предоставлялось сначала лицам не моложе 50 лет, затем уже всем остальным, но в IV в. до Р. X. это правило перестали соблюдать.

Последней коллегией магистратов, которая присутствовала на собрании, была коллегия номофилаков (nomophylakes), учрежденная реформами Эфиальта. Они сидели всегда в президиуме собрания вместе с проэдрами и пританами и следили за тем, чтобы псефисма собрания не противоречила бы законам Афин. Они имели право в любой момент остановить прения и прохождение решения под предлогом его незаконности.

Собрание начиналось с очистительной жертвы. Специальный жрец peristiarchos убивал поросенка и кропил место выступления кровью. После глашатай читал молитву и провозглашал проклятье тем, кто стал бы вводить народ в заблуждение. Собрание, таким образом, объявлялось открытым. Председательствующий просил глашатая зачитать проблему, которая включала и проекты решения, заготовленные пританами. Народ должен был путем proheirotonia (поднятием рук) предварительно решить, согласен ли он с пританами или нет. Если народ был согласен, то проблема становилась псефизмой, т. е. решением собрания. Если решение было отрицательным, то глашатай приглашал выступить граждан.

Оратор при вступлении на трибуну надевал на голову венок в знак того, что исполняет общественную должность. После окончания своей речи он обязательно передавал пританам, сидевшим позади него, реферат своего выступления. Ограничений по времени и количеству выступлений не было. Одному оратору можно было выступать несколько раз по одному и тому же вопросу. Граждане имели право вносить дополнения и изменения в проблему пританов.

После того, как иссякал поток желающих выступать, эпистат пританов распоряжался, чтобы народу зачитывалось поступившее предложение по формулировке решения. Затем проводилось голосование. Голосовали руками (diacheirotonia), по особым важным случаям — специальными бронзовыми жетонами (psephoi), бобами (kyamoi) или черепками (ostrakoi). В последних трех случаях голосование было тайным. Проэдры вели подсчет голосов. Если голосовали два противоположных проекта решения, проэдры считали голоса, поданные «за» каждый из проектов отдельно. В случае разногласий, но поводу исхода голосования проэдры решали этот вопрос голосованием внутри своей коллегии. Были случаи, когда происходила переголосовка. За неправильный подсчет голосов проэдров могли наказать. Процесс против проэдров велся по иску graphe proedrike в коллегии фесмофетов, учрежденной еще до Драконта (683 г. до Р.Х.).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой