Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Из истории форм проявления публичности в СССР

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стохастическая публичность — случайно возникающие решения органов государства (в СССР) о публикации отдельной информации, что не меняет общей закрытости системы. Проявлением ее служили сведения о нарушениях в действиях одних чиновников при полной закрытости информации о других. Несмотря на реформы разного рода, стохастическая (избирательная) публичность сохраняется и в Российской Федерации… Читать ещё >

Из истории форм проявления публичности в СССР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Примитивная «рабочая» публичность — открытость действия комиссии народного контроля (или рабоче-крестьянской инспекции), например, при проведении «чисток на предприятиях», описанных в литературе 1920;х гг. Этим термином обозначалась инициируемая сверху и регулярно проводимая в первые послереволюционные годы система обязательной критики рабочими своих руководителей. Недостатками, которые выявлялись у руководителей, могли быть: невежливость, заносчивость в обращении па производстве, бытовые пороки, например пьянство, аморальное поведение и т. д. В основе примитивной публичности лежала вера в то, что эти «чистки» делаются во благо общества и призваны либо выявить (и исправить) нарушения в управлении, либо обнаружить личностные недостатки руководителей, но не с целью их наказания, а как стимул к их дальнейшему самосовершенствованию.

Фрагментарная публичность — частичная открытость информации, когда сферы гласности особо оговаривались. Так, фрагментарная публичность допускала закрытость информации о военном ведомстве. В СССР имело место неравенство в доступе к информации между членами партии и беспартийными. Другим, более современным проявлением информационного неравенства уже в период Российской Федерации является замена общенародного отчета Правительства РФ (например, по поводу бюджетных планов) информированием о них Счетной палаты РФ. Получается, что налоги платят все, а отчет за их расходование доводится только до членов Палаты, причем не выбранных народом, а назначенных Президентом страны.

Стохастическая публичность — случайно возникающие решения органов государства (в СССР) о публикации отдельной информации, что не меняет общей закрытости системы. Проявлением ее служили сведения о нарушениях в действиях одних чиновников при полной закрытости информации о других. Несмотря на реформы разного рода, стохастическая (избирательная) публичность сохраняется и в Российской Федерации.

Квазипубличность — призыв к открытости информации при ее внутренней закрытости. Примером квазипубличности являлись в СССР ежегодные (5-лет-иие) государственные планы, когда итоговые цифры представлялись, а процесс их формирования — нет, соответственно их достоверность не подтверждалась. Проявлением квазипубличности является практика публикуемых объявлений на замещение вакантных должностей, которые не воспринимаются как реальная возможность участвовать, а тем более победить в конкурсе.

Имитация публичности — открытость информации, но в формате, скрывающем реальные процессы и параметры развития. Классическим учреждением, воплощающим этот подход, являлся Государственный комитет по статистике, который осознанно отбирал такие направления оценки и такую систему показателей, которые показывали успехи страны, а не ее трудности. Думается, что и сейчас в работе ряда российских СМИ доминирует не публичность, а ее имитация.

Осознанный отказ от требований публичности (но с высказываемой заботой о благе народа), проявленный правительством Т. Гайдара при осуществлении рыночных реформ. Предвидя провал общественного обсуждения программы «500 дней» как легитимного варианта реформирования, Правительство РФ осуществило переход к рынку без одобрения его населением и органами представительной власти.

Публичность — действующая реальность. Это — способ формирования общественного мнения, выявления и дискредитации политических партий, лидеров, диагностики социальных проблем. Социологи должны видеть и оценивать эти новые технологии управления: публичные арены, публику, общественное мнение. Публичность — это осознанная демократическая ценность. Отрицать значимость законов о свободе слова и собраний не допустимо ни для какого государства. При этом многие страны пытаются манипулировать проявлениями свободы, создавая квазиформы, а также стохастические или имитирующие проявления публичности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой