Модели профессио-и психографии
Быстрота и точность опознания, сравнения, различения, выделения, членения и т. д. Методы выявления этих качеств описаны в работах К. К. Платонова по индустриальной психологии; В отечественной науке и практике управления персоналом для разработки портретов желательных сотрудников широко распространен метод профессиои психографии. Моральные качества, стремление к развитию в работе, к руководству… Читать ещё >
Модели профессио-и психографии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В отечественной науке и практике управления персоналом для разработки портретов желательных сотрудников широко распространен метод профессиои психографии.
Профессиограмма — описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии и се специальностей[1]. Профессиография (описание профессии) как метод предоставляет возможности для выявления и описания требований не только профессии и специальности, но и группы рабочих мест и даже отдельного рабочего места. Целесообразность и рамки использования такого трудоемкого метода определяются с учетом затрат и важности ожидаемых результатов. Существуют и другие подходы к установлению требований рабочего места, в частности те, которые применяются в процессе проведения анализа содержания труда, аттестации и рационализации рабочих мест.
Психограмма — важнейшая часть профессиограммы — это характеристика требований, предъявляемых профессией (специальностью) к психологическим качествам человека. Ее содержание и объем определяется целями профотбора, профобучения, профориентации, перемещения и других элементов кадровой политики.
Для составления психограммы используются такие источники информации, как документы (инструкции, положения, хронометражные таблицы, описания), устные и письменные опросы работников, в том числе анкеты, личные наблюдения, лабораторные и естественные эксперименты, данные «пилотажных» (пробных, целевых) исследований, эргономические исследования на рабочих местах (кинои видеоциклография, электроокулография, телеметрия физиологических параметров, электроэнцефалография, телехронорефлексометрия) и др.
Объектом рассмотрения могут быть такие параметры психических функций:
— высокая абсолютная чувствительность — зрительного анализатора, слухового анализатора, вкусовая чувствитель ность, обоняние, осязание, мышечная чувствительность и др. (можно рассмотреть отдельно абсолютную и относительную чувствительность тех или иных анализаторных систем как чувствительность к изменениям интенсивности фактора);
- — быстрота и точность опознания, сравнения, различения, выделения, членения и т. д. Методы выявления этих качеств описаны в работах К. К. Платонова по индустриальной психологии;
- — восприятие формы, размеров, скорости, времени, расстояния;
- — наблюдательность;
- — показатели внимания — объем, переключаемость, устойчивость, концентрация, распределенность, помехоустойчивость;
- — разновидности памяти — оперативная, долговременная, наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, зрительная, слуховая;
- — показатели памяти — объем, быстрота, точность, длительность сохранения информации;
- — способность запоминать, хранить в памяти и воспроизводить правила, инструкции;
- — разновидности мышления — наглядно-действенное, абстрактно-логическое, образное, репродуктивное, продуктивное (творческое);
- — скорость мыслительных действий;
- — способность мышления к анализу, синтезу, абстракции, классификации, систематизации, конкретизации, планированию, пониманию графического материала, пониманию словесного материала;
- — способность быстро и точно принимать решения;
- — инициативность;
- — хорошая ориентировка в пространстве и способность к оперированию пространственными представлениями;
- — показатели психомоторной деятельности — скорость, точность, координация, устойчивость, ритм двигательных актов;
- — скорость реакции в простых и сложных ситуациях;
- — подвижность пальцев;
- — точность осуществления простых действий в условиях дефицита времени, монотонной работы, работы с малой интенсивностью;
- — быстрота выработки и перестройки двигательных и умственных навыков;
- — разборчивость речи;
- — отсутствие в напряженной обстановке напряженности, растерянности, тенденций к возбуждению и нервозности, замешательства, чрезмерной осторожности;
- — способность работать при наличии риска или опасности с сохранением или повышением производительности (вид стресса, стрессоустойчивость);
- — уравновешенность;
- — бдительность;
- — показатели характера — целеустремленность, исполнительность, выдержка, выносливость, принципиальность, трудолюбие, энтузиазм, общительность, самокритичность (можно добавить параметры личности — направленность, включая мотивы к труду, интересы, идеалы, мировоззрения, потребности, желания, акцентуация характера, конфликтность, локус контроля, темперамент, психологический тип, психологический профиль (по Кэттеллу), коэффициент интеллекта (IQ) и др.);
- — моральные качества, стремление к развитию в работе, к руководству, трудовой или культурно-производственный потенциал, потенциал к руководящей работе;
- — положительная мотивация и направленность на профессиональную деятельность;
- — профессионально обусловленные качества (готовность к работе) — подготовленность (обученность), опыт профессиональной деятельности (психомоторный, интеллектуальный, технический, организаторский и другие), определяемый спецификой профессии, специальности, организацией и содержанием труда.
- [1] См.: Чернышев В. Н., Двинин А. П. Человек в энергетике. СПб.: Энергоатомиздат, Ленинградское отделение, 1993. С. 18−27.