Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психофизиологические проблемы подготовки кадров к трудовой деятельности в эргономической системе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ным последствиям. К примеру, оператору технологических установок по первичной переработке нефти необходимо умение длительное время наблюдать за показаниями большого количества приборов, в связи с чем он должен напрягать зрение, поддерживать устойчивое концентрированное внимание в сочетании о его рациональным распределением, хорошей моторной памятью и развитым двигательным аппаратом, ибо… Читать ещё >

Психофизиологические проблемы подготовки кадров к трудовой деятельности в эргономической системе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ключевые слова-.

профессиографияпрофессиональный подборпрофессиональное обучение.

ным последствиям. К примеру, оператору технологических установок по первичной переработке нефти необходимо умение длительное время наблюдать за показаниями большого количества приборов, в связи с чем он должен напрягать зрение, поддерживать устойчивое концентрированное внимание в сочетании о его рациональным распределением, хорошей моторной памятью и развитым двигательным аппаратом, ибо необходимо вручную осуществлять большое число управляющих воздействий. Взрывоопасность производства, ответственность и сложность работ, дефицит времени в условиях аварийной ситуации обусловливают высокий уровень нервно-психического напряжения, предъявляют повышенные требования к быстродействию, помехоустойчивости и волевым качествам. Включение в подобный трудовой процесс малоактивного и остро реагирующего практически на все раздражители меланхолика со слабым типом нервной деятельности приведет к низкой удовлетворенности им своим трудом и, как следствие, снижению работоспособности, быстрому наступлению момента усталости, ухудшению качества работы, частому возникновению аварийных ситуаций.

Учесть личные качества работников при привлечении их к конкретной трудовой деятельности дает возможность профессиография, или «психология профессий», которая представляет собой анализ и описание профессий с точки зрения требований, предъявляемых к психофизиологическим качествам работника. С профессиографии начинаются многие исследования: профессиональная ориентация, профессиональный отбор, психология профессионального обучения и др. Профессиографические исследования используются в тех областях науки о труде, которые изучают взаимодействие человека с предметами и средствами труда, а также взаимосвязь между людьми (инженерная психология, социология труда).

Психологический анализ профессий возник как направление психотехники. В 1920;е гг. отечественный психолог С. Г. Геллерштейн подчеркивал невероятно трудную задачу профессиографии «предугадать те пути, по которым должно пойти изменение организационно-технической, а вслед за этим и психофизиологической структуры профессий»[1].

В то время составлялись так называемые розы профессий, представляющие собой перечень качеств, необходимых для тех или иных профессий.

В настоящее время в стране насчитывается более семи тысяч профессий. Проводить психологический анализ каждой вряд ли возможно и целесообразно. Поэтому профессиография предполагает предварительную классификацию профессий и работ. Одной из первых классификаций следует назвать классификацию известного специалиста по труду академика С. Г. Струмилина, в основу которой положена степень сложности и автоматизации усилий работников в процессе труда[2]. При этом выделяется:

  • — автоматический рефлекторный труд с однообразными движениями и монотонным ритмом (для условий производства 1920;х гг. примером может служить вертельщик ручки веялки, ручной мельницы и т. д.);
  • — полуавтоматический привычный труд с однообразными заданиями и приемами, но с прерывистым, сложным ритмом, требующий моторной памяти, но с пассивной волей (телеграфист, машинистка);
  • — шаблонный исполнительный труд — с многообразными заданиями и приемами, но заранее заученными и строго определенными инструкциями, требующий работы внимания и памяти, но с малоактивной волей (токарь, слесарь, модельщик, счетовод);

самостоятельный труд в пределах задания, при котором задание определяется лишь в общем виде, необходима способность самостоятельно модифицировать известные приемы труда и навыки в соответствии с изменяющимися заданиями. Такой труд требует внимания, способности суждения, активной воли (учитель, конструктор, врач, инженер, журналист);

— свободный творческий труд, результат которого выражается в оригинальных, т. е. еще не использованных, комбинациях приемов, конструкций или идей, требующих работы внимания, памяти, способности суждения, интуиции, «выдумки», «композиции», высокого волевого напряжения (ученый, художник, композитор, писатель, организатор хозяйства).

К сожалению, пока не разработана единая целостная классификация профессий. При проведении профессиональной ориентации и профессионального отбора наиболее часто применяется классификация, разработанная Е. А. Климовым, в основу которой положен предмет труда. Согласно этой классификации выделяют следующие группы профессий:

  • — биономические (человек — природа); предмет труда — природа, живые организмы (животновод, биолог, лесник и т. п.);
  • — технологические (человек — техника); предмет труда — технические системы, материалы, энергия (токарь, слесарь, инженер, энергетик, химик и т. п.);
  • — социономические (человек — человек); предмет труда — люди, группы, коллективы (психологи, социологи, менеджеры, но персоналу, педагоги);
  • — сигнономические (человек — знаковая система); предмет труда — знаковые системы (операторы различных систем);
  • — артономические (человек — художественный образ); предмет труда — художественные образы или их элементы (писатели, художники, композиторы и т. п.).

К сожалению, в классификации не нашли отражения профессии, связанные с «техническим образом»: конструкторы, архитекторы и т. п.

Результатом профессиографического исследования является документ, называемый профессиограммой. Основное ее содержание — описание профессионально важных признаков (качеств) по профессии — тех психических явлений (психические процессы, психические состояния, индивидуально-психологические свойства) личности, которые активизируются профессиональной работой и влияют на ее результат. Это те качества, которые испытывают наибольшую нагрузку в процессе труда. Так, для телефонисток, музыкантов, настройщиков музыкальных инструментов наиболее значимым и задействованным является слуховой анализатор; для сборщиков мелких деталей наряду со зрительной необходима хорошая тактильная чувствительность; для диспетчеров авиалиний кроме сенсорных качеств нужна хорошая помехоустойчивость, способность выдерживать длительные стрессовые нагрузки. Кроме того, представители этих профессий не должны быть неуравновешенными людьми с преобладанием возбуждения, т. е. холериками.

Выделение и описание тех или иных профессионально важных признаков во многом зависит от целей профессиографии. Если целью профессиографического исследования является рационализация режимов труда и отдыха, то особое внимание следует уделить тем специфическим качествам работника, которые на данном рабочем месте подвержены наибольшему утомлению. Так, сборка мелких деталей на конвейере вызывает к концу рабочей смены снижение функциональных возможностей зрительного анализатора, притупление тактильной чувствительности, мышечную усталость. Следовательно, специалистам в области организации труда необходимо улучшить освещение, цветовую гамму интерьера, предусмотреть введение кратковременных перерывов с активным отдыхом. Эти мероприятия позволят снизить утомление, увеличить период устойчивой работоспособности, повысить ее уровень.

Если составление профессиограммы предшествует профессиональному отбору и совершенствованию расстановки персонала фирмы, то акцент необходимо сделать на неизменные и устойчивые, некомпенсируемые качества работника, которые необходимы для успешной профессиональной деятельности. Так, для летчика необходимо хорошее функционирование вестибулярного аппарата и высокая скорость реакции на различные раздражители; для корректора — устойчивое концентрированное внимание. Задача профессиографии в рамках совершенствования профессионального обучения предполагает выделение поддающихся формированию профессионально важных признаков, тех, которые необходимо развить у будущего специалиста. Знание этих качеств позволяет обучающим разрабатывать оптимальные методики овладения молодежью профессиональным мастерством, добиваться эффективности ее трудовой деятельности.

Исследования психологов позволили выделить ряд типов профессиограмм в зависимости от целей их составления, в том числе диагностический, прогностический и методический[3]. Диагностическое профессиографирование, проводимое наряду с экономическим и организационным анализом, позволяет в комплексе выявить причины низкой производительности труда, брака продукции, травматизма, аварийности, конфликтности в коллективе, текучести кадров и др., т. е. появившихся сбоев в эргономической системе. Первоначальной целью в данном случае является диагностика, т. е. выявление причин, в первую очередь лежащих в основе психологических и профессиональных особенностей работников.

Прогностическое профессиографирование имеет целью решение конкретной практической задачи. Анализ психологических профессиональных особенностей при этом может проводиться для совершенствования профессиональной подготовки специалистов, снижения утомления, сокращения текучести кадров и др.

Методическое профессиографирование позволяет специалисту по эргономике подобрать или разработать адекватные методы исследования профессионально значимых качеств и состояний субъекта труда для изучения динамики их изменения и характера функционирования.

Составление профессиограммы не сводится только к описанию профессионально важных признаков. Психологический компонент трудовой деятельности находится в прямой зависимости от условий труда, организационных и экономических факторов на каждом рабочем месте. Поэтому структура профессиограммы обычно включает разделы, посвященные социально-экономическим аспектам:

  • — описание трудовых функций, но профессии, раскрывающее технологию выполняемой работы;
  • — организация труда, ее формы (коллективная или индивидуальная), графики работы, режимы труда и отдыха;
  • — условия труда: санитарно-гигиенические (шум, вибрация, запыленность, загазованность, температура воздуха на рабочем месте и др.) и психофизиологические (показатели монотонности, эмоциональной нагрузки и др.);
  • — влияние профессии на работника, характеризующее так называемые профессиональные вредности (если они имеются), т. е. факторы, отрицательно влияющие на организм и здоровье работника. Здесь речь также должна идти о его защите от воздействия неблагоприятных условий;
  • — экономическая характеристика профессии, рассматривающая вопросы материального стимулирования;
  • — требования к общей и профессиональной подготовке работника, указывающие на необходимый уровень образования, практический опыт, мастерство;
  • — служебная перспектива, показывающая возможные перспективы профессионального роста.

Поскольку цель профессиографии — описание профессионально важных признаков, их характеристика, основным разделом профессиограммы является психограмма, где ведется анализ психологического компонента трудовой деятельности по определенной схеме:

  • — психосенсорная сфера, где речь идет о процессе ощущения и его закономерностях, а также о процессе восприятия и его свойствах, если они активизируются данной профессией и если их необходимо учитывать при отборе работников на данную профессию;
  • — психомоторная сфера, где содержатся сведения о профессиональных требованиях к моторной (двигательной) активности работника, например к координации его движений, тремору рук и др.;
  • — интеллектуальная сфера, где предполагается характеристика процесса мышления.

Следующие разделы посвящены вниманию и памяти, их особенностям и качествам. Затем характеризуется эмоциональная сфера и индивидуально-психологические свойства личности, необходимые работнику для успешной трудовой деятельности по профессии, например уровень общих и профессиональных способностей, тип темперамента, характер.

Приведенные разделы являются возможными, но не обязательными. В зависимости от цели исследования предполагается акцент на тот или иной раздел в описании психологических особенностей работника.

Источниками информации для составления профессиограммы служат тарифно-квалификационные справочники и инструкции по технологии производственных процессов, рекомендации, но правилам техники безопасности, а также хрономегражные наблюдения (фотографии рабочего дня), используемые в нормировании материалы, но профессиональному обучению (учебные планы и программы).

При составлении психограммы широко применяются методы наблюдения, эксперимента (лабораторного и естественного), изучения ошибок трудовой деятельности и др. Немаловажное значение при этом имеют различные тестовые методики, позволяющие не только провести отбор сотрудников, пригодных к профессии, но и выявить количественные характеристики тех или иных сторон психической деятельности работника, особенно аппаратурные тесты, дающие наиболее объективную информацию. К таким аппаратурным методикам можно отнести определение критической частоты слияния мельканий (световых или звуковых), времени реакции на различные раздражители, мышечной силы и мышечной выносливости, уровня тремора рук. Причем социологам и психологам исследования следует проводить как по группам работников, у которых уже сформировался рабочий динамический стереотип, т. е. работников с высоким уровнем профессионального мастерства, так и по группам молодых работников. Сопоставление результатов даст возможность выявить профессионально важные признаки по конкретной профессии.

В практике эргономического обследования следует использовать опрос экспертов — наиболее опытных работников по исследуемой профессии, основанный на самонаблюдении (интроспекции) за собственными психологическими явлениями. Хотя при этом есть опасность субъективизма ответов, т. е. подача несколько искаженной, чаще «приукрашенной» информации е целью поднять значение и престиж своей профессии или, наоборот, подчеркнуть ее отрицательные стороны.

Преобразования в технике и технологии, организации труда приводят к изменениям в содержании трудовой деятельности, в профессии, что требует периодической корректировки и уточнения содержания профессиограммы и психограммы.

  • [1] Геллерштейн С. Г. К вопросу о профессиональной типологии // Историясоветской психологии труда. М.: Изд-во Моек, ун-та, 1983. С. 122.
  • [2] Струмилин С. Г. Проблемы экономики труда. М.: Наука, 1982. С. 13—28.
  • [3] Иванова Е. И. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: Изд-во Моек, ун-та, 1987. С. 81—90.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой